Современные образовательные организации функционируют в условиях постоянно меняющейся экономической среды, характеризующейся усилением конкуренции, необходимостью оптимизации затрат и повышением требований к качеству образования, поэтому эффективное финансово-экономическое сопровождение деятельности становится ключевым фактором устойчивого развития и конкурентоспособности образовательных учреждений. Одним из наиболее перспективных инструментов, способствующих повышению эффективности этого сопровождения, является контроллинг.
Контроллинг, в широком смысле, представляет собой систему управления, направленную на достижение целей организации путем планирования, учета, контроля и анализа отклонений. В контексте образовательной организации контроллинг охватывает все аспекты финансово-экономической деятельности, включая бюджетирование, управление затратами, анализ финансовой устойчивости и рентабельности. Основная задача контроллинга в образовательной организации – обеспечить руководство актуальной и достоверной информацией о состоянии финансово-экономической деятельности, выявлять проблемные зоны и разрабатывать рекомендации по их устранению, что позволяет принимать обоснованные управленческие решения, направленные на оптимизацию использования ресурсов и повышение эффективности деятельности в целом.
Контроллинг играет ключевую роль в разработке и реализации бюджетов образовательной организации, обеспечивает согласованность финансовых планов с стратегическими целями учреждения, а также позволяет контролировать исполнение бюджета и выявлять отклонения. Учет и анализ затрат с точки зрения контроллинга позволяет отслеживать структуру затрат образовательной организации, выявлять возможности для их оптимизации и повышения эффективности использования ресурсов и позволяет анализировать рентабельность различных образовательных программ и услуг. Также обеспечивает систематический контроль за финансово-экономической деятельностью образовательной организации, выявляет отклонения от плановых показателей и разрабатывает корректирующие мероприятия, также позволяет оценивать эффективность различных аспектов деятельности, таких как использование материальных ресурсов, эффективность работы персонала и т.д. Следует отметить, что контроллинг также обеспечивает руководство образовательной организации актуальной и достоверной информацией о состоянии финансово-экономической деятельности и позволяет принимать обоснованные управленческие решения, направленные на повышение эффективности и устойчивости учреждения [2].
Для реализации функций контроллинга в образовательной организации могут использоваться различные методы и инструменты. Анализ «затраты-выпуск» позволяет оценить эффективность использования ресурсов в различных образовательных программах и услугах.ABC-анализ позволяет выявить наиболее значимые статьи затрат и сосредоточить усилия на их оптимизации. Бенчмаркинг позволяет сравнивать показатели деятельности образовательной организации с показателями лучших практик в отрасли. Система сбалансированных показателей (ССП) позволяет комплексно оценить эффективность деятельности образовательной организации, учитывая финансовые, клиентские, внутренние и инновационные аспекты.Внедрение системы контроллинга в образовательной организации позволяет получить ряд существенных преимуществ. Контроллинг позволяет оптимизировать структуру затрат, выявлять неэффективные процессы и разрабатывать мероприятия по их устранению и позволяет контролировать финансовое состояние организации, выявлять риски и разрабатывать меры по их предотвращению. Также образовательные организации более эффективно могут использовать свои ресурсы и адаптироваться к изменяющимся условиям рынка.Несмотря на очевидные преимущества, внедрение контроллинга в образовательных организациях сталкивается с рядом проблем. Для эффективного функционирования системы контроллинга необходимы специалисты, обладающие знаниями в области финансов, экономики и управления.Внедрение контроллинга требует изменения организационной структуры и процессов управления, что может вызывать сопротивление со стороны сотрудников. Многие руководители образовательных организаций не в полной мере понимают преимущества и возможности контроллинга [1].
Контроллинг является мощным инструментом повышения эффективности финансово-экономического сопровождения деятельности образовательных организаций. Внедрение системы контроллинга позволяет оптимизировать использование ресурсов, повысить финансовую устойчивость и конкурентоспособность образовательных учреждений. Для успешного внедрения контроллинга необходимо обеспечить поддержку со стороны руководства, обучить персонал и разработать специализированные инструменты и методы. В долгосрочной перспективе, развитие контроллинга в образовании будет способствовать повышению качества образования и устойчивому развитию образовательных организаций.
Список литературы
- Лутфуллин Ю.Р. Формирование и развитие культуры предпринимательства в современных условиях трансформации бизнес-технологий. Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2021. – 260 с.
- Лутфуллин, Ю.Р. Сровременные подходы к управлению изменениями // Ю.Р. Лутфуллин, Э.И. Шафеева. Москва: 15 Международная научная конференция «Сорокинские чтения» Современное общество в условиях социально-экономической неопределенности сборник материалов Электронное издание комплексного распространения Москва – 2021. 375-377 с.