АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ КАПИТАЛА ОРГАНИЗАЦИИ И ФАКТОРОВ ЕЁ ИЗМЕНЕНИЯ

АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ КАПИТАЛА ОРГАНИЗАЦИИ И ФАКТОРОВ ЕЁ ИЗМЕНЕНИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

37

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 50 (200), Декабрь ‘24

Дата публикации 19.12.2024

Поделиться

В статье раскрывается сущность понятия рентабельности капитала организации. Рассмотрены ключевые факторы, влияющие на данный показатель с двух сторон – внутренние факторы и внешние. Также описана методология анализа рентабельности собственного капитала и проведен факторный анализ на примере авиакомпании «Ютэйр».

Для любых предприятий рентабельность капитала является одним из важнейших финансовых показателей. Данный показатель характеризует прибыль в контексте находящихся в их владении и распоряжении активов, при помощи которых в последствии они получают прибыль. Рентабельность капитала является показателем, который представляет собой меру доходности вложенного капитала и эффективности использования ресурсов в организации. Этот показатель необходимо рассматривать в контексте финансового состояния компании, так как он помогает определить, насколько оправданы вложенные средства и какую прибыль они приносят в итоге [1, с.24].

 

Рентабельность собственного капитала рассчитывается делением чистой прибыли (обычно, за год) на собственный капитал организации:

                                                                                                                                                       (1)

где:

Rск  – рентабельность собственного капитала;

П – чистая прибыль;

СК – собственный капитал.

Для получения результата в виде процента, указанное отношение часто умножают на 100.

 

Факторы, влияющие на рентабельность капитала, разнообразны. Их можно разбить на внутренние и внешние. Внутренние факторы включают в себя структуру затрат, уровень проделанной работы, качество управления и инвестиционные решения. Внешние факторы связаны с экономической ситуацией, конкурентной средой, изменением потребительского спроса и финансовыми условиями. Каждый из этих факторов может существенно повлиять на итоговые показатели рентабельности [2, с. 76].

 

Внутренние факторы:

  • Качество услуг или товаров: высокое качество продукции или услуг способствует увеличению спроса и, соответственно, росту прибыли.
  • Ценовая политика: грамотная ценовая политика помогает компании привлекать клиентов, не снижая при этом прибыльность.
  • Объем производства: увеличение объёма производства при сохранении качества может снизить себестоимость единицы продукции.
  • Кадровый потенциал: эффективное управление персоналом и высокая квалификация сотрудников могут улучшить производительность.
  • Условия труда: хорошие условия труда способствуют повышению мотивации сотрудников и снижению текучести кадров.

Репутация предприятия: положительная репутация привлекает клиентов и партнеров, что способствует росту прибыли

Внутренние факторы влияют ключевую роль в формировании рентабельности капитала компании. Их анализ и оптимизация могут значительно улучшить финансовые показатели и общую эффективность предприятиях [3, с. 6].

 

Внешние факторы:

  • Налоговая нагрузка: изменения в налоговом законодательстве оказывают существенное влияние на финансовые результаты компании.
  • Эластичность спроса: Высокий сезонный спрос может увеличить прибыль, тогда как низкий спрос может привести к снижению доходов.
  • Экономическая среда: общее состояние экономики, на покупательную способность клиентов и, соответственно, на доходы компании.
  • Политическая среда: политическая стабильность или нестабильность и международные санкции могут создавать неопределенность, что затрудняет планирование и может снижать рентабельность.
  • Санкции других государств: санкции могут ограничивать возможности компании на международных рынках, что снижает доходы и увеличивает затраты.
  • Конкуренция: уровень конкуренции в отрасли влияет на ценообразование и долю рынка.

Внешние факторы не зависят от деятельности компании, но их необходимо учитывать при оценке и планировании рентабельности капитала.

 

Методика анализа рентабельности капитала:

Одной из наиболее известных методик анализа рентабельности капитала является модель Дюпона, которая применяется для детального расчета рентабельности собственного капитала через факторный анализ. Модель демонстрирует, как различные параметры, такие как рентабельность продаж, оборачиваемость активов и финансовый рычаг, влияют на итоговый показатель. [4, с.57]

 

Факторный анализ рентабельности собственного капитала ПАО «Ютэйр»:

 

Таблица 2.

Факторный анализ собственного капитала ПАО «Ютэйр» методом цепных подстановок

Показатель

2022 год

2023 год

1

2

3

Финансовый левередж, руб.

-8,5

-14,89

-14,89

-14,89

-14,89

Рентабельность по чистой прибыли, руб.

0,08

0,06

0,08

0,06

0,06

Оборачиваемость активов, руб.

0,72

0,80

0,72

0,72

0,80

Рентабельность собственного капитала, руб.

-0,49

-0,71

-0,86

-0,64

-0,71

 

Рентабельность собственного капитала в отчетном году уменьшилась на 0,22 руб.

В том числе за счет:

 

1. Уменьшения финансового левереджа:

-0,86 – (-0,49) = -0,37 руб.

 

2. Сокращения рентабельности чистой прибыли:

-0,64 – (-0,86) = 0,22 руб.

 

3. Увеличения оборачиваемости активов:

-0,71 – (-0,64) = -0,07 руб.

 

Совокупное влияние факторов:

-0,07+0,22-0,37 = -0,22 руб.

 

Таким образом, коэффициент рентабельности собственного капитала ПАО «Ютэйр» имеет отрицательное значение, это может свидетельствовать о неэффективном использовании собственных средств и увеличении долговой нагрузки. В 2023 году коэффициент рентабельности собственного капитала уменьшился на 0,22 руб., или на 44% по сравнению с 2022 годом. На это повлияли такие факторы, как изменение финансового левереджа в отрицательную сторону, что говорит о росте доли заемного капитала компании, это повышает финансовые риски компании, так как возрастает зависимость от кредиторов, но это может являться возможностью для роста прибыли при грамотном использовании заемных средств. Рентабельность по чистой прибыли уменьшается с 0,08 руб. до 0,06 руб., что может быть признаком снижения эффективности использования ресурсов и ведет к уменьшению прибыли на каждый вложенный рубль. Оборачиваемость активов в 2023 году увеличивается на 11% по сравнению с 2022 годом, что приводит к увеличению выручки предприятия в 2023 году.

Список литературы

  1. Пильникова, И.Ф. Рентабельность - один из важных показателей оценки финансовых результатов деятельности предприятия [Текст] / И.Ф. Пильникова, Е.М. Кот, О.С. Горбунова, Ю.В. Малькова, С.В. Петрякова // Образование и право . — 2022. — №9. — С. 167-171
  2. Юдин, А.В. Рентабельность как показатель эффективности деятельности предприятия [Текст] / А.В. Юдин, С.А. Шевченко // Экономика и бизнес. — 2022. — №1-2 (83). — С. 171-173
  3. Миляев А.В. Рентабельность предприятия: показатели эффективности управления [Текст] / А.В. Миляев // Планово-экономический отдел. — 2021. — №10. — С. 16-28
  4. Гоник Г.Г. Рентабельность и пути ее повышения [Текст] / Г.Г. Гоник, Р.Н. Даренский // Colloquium-journal. — 2020. — №13 (65). — С. 128-132
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее