В настоящее время в городах Российской Федерации имеется ряд различных экологических проблем.
Охрана окружающей среды города является задачей не только государственных служб, но и обязанностью населения. Экологическая проблема меняется в негативную сторону, связано это с увеличением численности населения и источниками, которые способствуют загрязнению:
автомобильные выхлопные газы;
заводы;
фабрики;
электростанции.
Количество ежедневных выбросов отходов в окружающую среду растет с такой скоростью, что природа уже не в состоянии самостоятельно их перерабатывать. Последствия загрязнений в полной мере отражается на населении города: падение уровня жизни, рост численности заболеваний, сокращению продолжительности жизни. Но все перечисленные проблемы не заставляют большенство людей пересмотреть отношение к экологии.
уникальную флору и фауну сменяет городская среда. Гибнут растения.
местность становится непригодной для флоры и фауны из-за пустынных территорий. Это связано с изменением рельефа
загрязненный воздух. Попадание в атмосферу вредных веществ влият на человеческое здоровье и экологическую ситуацию.
нарушения в процессе водоснабжения. Воду отравляют бытовые и промышленные стоки. Это “убивает” подземные воды, озера, реки, океаны. Подобные загрязнения неизбежно приведут к дефициту питьевой воды и станут причиной страданий многих тысяч людей.
бытовые отходы. Мусор, процесс разложения которого может достигать до сотен лет, загрязняет почву, воздух и воду.
Безусловно верно утверждение о том, что без сбалансированного участия государственных и муниципальных учреждений в сфере охраны окружающей среды невозможно достигнуть правильного решения экологических проблем,
сохранения благоприятной среды для жизни человечества.[4]
Для осуществления контроля в органах местного самоуправления над экологической ситуацией вводится институт муниципальных инспекторов в области окружающей среды. Согласно изменениям, внесенных в Федеральный закон “Об охране окружающей среды”, с 2006 года муниципальные инспекторы будут осуществлять функции государственных инспекторов в области экологического контроля. У них буду все полномочия последних, включая право на приостановление деятельность физических и юридических лиц при нарушении ими природоохранного законодательства.[2]
Развитие местной экологической политики не может не базироваться на исследование нынешней экологической ситуации и на характере ее развития. На основе оценки экологического положения, проводится выборка определенных направлений муниципальной экологической политики и ее приоритеты, рассматриваются выявленные проблемы. Большая часть экологических проблем местности и приоритеты муниципальной экологической политики носят эколого-хозяйственный характер, так как связаны с функционированием конкретных хозяйственных субъектов, загрязняющих окружающую среду. Проблемы в вопросе экологии необходимо рассматривать в соответствии с временно-пространственной и причинно-следственной обусловленностью, так как могут проявляться совершенно по-разному. Установить эколого-хозяйственные приоритеты возможно только таким образом.
Благодаря анализу вырабатываются экономические и организационно-правовые процедуры по ликвидации неблагоприятных факторов, включающие:
модернизация технологий производства и совершенствование материально-технической базы определенных производств;
переквалификация, преобразование или ликвидация экологически вредных производств;
многооборотное пользование ресурсами (оборотное водоснабжение, ликвидация отходов и т.д.);
создание защитных барьеров, ограждений вокруг вредных производств.
Так же необходимо исследовать механизмы реализации муниципальной экономической политики. Субъектами муниципального управления охраной окружающей среды являются органы местного самоуправления, взаимодействующие со специально уполномоченными государственными органами и общественностью. Объектами муниципального управления являются все природопользователи.
К центровым задачам муниципального управления в сфере охраны окружающей среды относятся:
определение действенной системы экологического мониторинга, выявление и инвентаризация хозяйствующих субъектов и производственных процессов на местности, накладывающих негативный эффект на состояние окружающей среды.
создание программы и механизмов управления состоянием экологии и грамотным использованием природных ресурсов, разработка и реализация системы административных мер и экономических рычагов, гарантирующих
качество окружающей среды.
Муниципальное управление, направленное на экологическую ситуацию - специальная область управления, предполагающая контроль над воздействием хозяйствующих субъектов на окружающую среду для охраны интересов общества при одновременном обеспечении сбалансированного развития территории. [3]
В муниципальной экологической политики выделаются следующие принципы:
принятие отсутствия возможностей в вопросе развития городского округа при разрушении окружающей среды;
возможность получения полноправного доступа для населения к жизненно-необходимым природным ресурсам, объективное распределение доходов, поступающих от использования общегородских природных ресурсов;
преобладание важности охраны экосистемы по отношению к хозяйственному потреблению природных ресурсов;
профилактика существующих негативных экологических последствий хозяйственно и другой деятельности, отказ от проектов, которые могут отрицательно повлиять на окружающую среду;
главенство обеспечения здоровья населения при принятии экономических и политических решений, связанных с экологической политикой;
компенсирование ущерба, наносимого окружающей среде и населению, несоблюдением природоохранного законодательства;
учитывать необходимость безвредной утилизации отходов производства и потребления при принятии управленческих решений;
организация деятельности на принципах применения эффективных технологий, инновационных подходов;
постоянное взаимодействие региональных и федеральных органов власти и специально уполномоченных органов, ответственных за охрану окружающей среды;
прозрачность и доступность информации для населения об экологической ситуации на территории;
участие общества в разработке и реализации способов охраны окружающей среды.
Главный принцип, на основе которого обязана строиться экологическая политика, заключается в том, что виновник загрязнения окружающей среды платит. Это подразумевает наличие у муниципальных образований систем слежения за источниками загрязнений.
К платежам с природопользователей относятся:
налогооблажение;
сборы за нормативное и сверхнормативное использование природных ресурсов;
сборы за лимитное и сверхлимитное загрязнение среды;
плата за страхование;
импортные и экспортные по возмещению нанесенного ущерба.
Стоит выделить следующие задачи муниципального управления в соответствии с сущностью и содержанием муниципальной политики:
обоснованные стратегической концепции управления охраной окружающей среды в муниципальном образований, не исключая грамотного использования ресурсов;
создание системы финансового стимулирования общественных инициатив, которые направлены на повышение качества экологии;
формирование эффективной системы экологического контроля;
пользование системой административных мер, обеспечивающих достижения целей экологического развития;
внедрение экологического просвещения во все формы обучения.
Разработка и реализация экологической политики требует такого обеспечения, как:
правовое;
финансовое;
социальное;
информационное.
. Главное место занимает кадровое обеспечение. Профессиональная образованность - необходимая предпосылка для выработки и осуществления эффективных мер по снижению рисков загрязнения окружающей среды.
Разрешение проблем в вопросах охраны окружающей среды и природопользования невозможно без совместной деятельности структур местного самоуправления и государственного управления при грамотном распределении их обязанностей и прав.
Напрямую затрагивает жизненно-важные интересы населения вопрос состояние окружающей среды на территории населенного пункта. Общественность резко реагирует на негативные изменения экологических норм хозяйствующими субъектами и, разумеется, является соратником органов местного самоуправления в разработке стратегий по улучшению состояния окружающей среды.
Но, регулярно происходят ситуации, в которых органы местного самоуправления принимают решения по строительству новых и расширение действующих промышленных предприятий, наносящих крупный ущерб экологии, обосновывая это пополнением государственного бюджета. В то же время часть работников данных предприятий негативно воспринимают экономический санкции, так как это приводит к сокращению рабочих мест, объемов производства. Исходя из этого, следует сделать вывод, что роль общественности является важной в принятии решений экологических проблем.
В соответствии с Федеральным законом “Об охране окружающей среды”. Население имеет право создавать общественные экологические объединения, фонды и иные некоммерческих организации, так получать информация по экологическим вопросам и ответы, участвовать в мирных массовых акциях. [2]
Экологическая безопасность задача не только государства, но и обязанность населения. Не случайно в ст. 58 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. [1]
Исходя из вышеперечисленных фактором, необходимо сделать вывод о том, что на сегодняшний день охрана окружающей среды город в Российской
Федерации имеет достаточное количество проблем. Государство старается своевременно принимать меры по исправлению сложившейся экологической ситуации. Эта сфера является наиболее важной, именно поэтому на данный момент времени ей уделяется большое количество внимания.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (ред. от 21.07.2014).
- Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.07.2020)
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 20.07.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.08.2020)
- Статья Ляховенко О. И., Чулкова Д.И. “Основные экологические проблемы российских городов и их разрешение”