1. Актуальность темы:
Озеро Байкал является крупнейшим резервуаром поверхностной питьевой воды, содержит 20% мировых запасов питьевой воды и является самым крупным по площади участком мирового природного наследия ЮНЕСКО. Уникальная экологическая система озера обеспечивает постоянное воспроизводство чистой пресной воды в объеме ежегодного речного стока. Байкальская природная территория не имеет аналогов на планете[1].
Озеро Байкал, расположенное на границе Иркутской обл. и Республики Бурятия, является одним из древнейших и одновременно крупнейшим пресноводным озером в мире. Примечательна относительная чистота водных ресурсов о. Байкал. Как и само озеро, БПТ отличается разнообразной флорой и фауной. Природа Прибайкалья уникальна и неповторима, и вместе с тем очень хрупка.[2]
Озеро Байкал - не только наследие России, но и всего мира. Однако, как и многие другие природные объекты, озеро Байкал находится под угрозой. Несмотря на все усилия ученых, общественных движений и деятелей, озеро Байкал продолжает страдать от антропогенного воздействия. Загрязнение воды, необоснованное землепользование, несанкционированная вырубка лесов – все это негативно влияет на экосистему озера и нарушает ее баланс.
В связи с этим, сохранение озера Байкал является государственной приоритетной задачей, которая закреплена в многочисленных законах и правовых актах. В данном контексте, важным вопросом является правовой статус озера Байкал и способы его защиты в соответствии с международными стандартами.
Правовое регулирование озера Байкал имеет огромное значение, поскольку оно закрепляет его статус как природного объекта, требующего особой охраны и защиты. Наличие правового статуса обеспечивает юридическую защиту озера и его экосистемы от различных угроз, таких как загрязнение, строительство промышленных объектов и другие действия, которые могут привести к ухудшению экологической ситуации в регионе.
Важно отметить, что озеро Байкал находится на территории Российской Федерации и является объектом федерального значения. Это означает, что его защита и управление регулируются федеральными законами и правовыми актами, а также международными соглашениями, которые были подписаны нашим государством.
Наличие правового статуса озера Байкал также является важным фактором для туристической индустрии, поскольку это позволяет привлекать туристов, заинтересованных в экологическом туризме, и создавать новые рабочие места в регионе.
В целом, правовое обеспечение озера Байкал является необходимым инструментом для обеспечения его долгосрочной защиты и сохранения для будущих поколений. Это позволяет гарантировать, что озеро Байкал будет продолжать оставаться одним из самых удивительных и значимых природных объектов на планете.
2. Цель исследования:
- исследование экологического законодательства Российской Федерации, регулирующего правовой режим особо охраняемых природных территорий;
- акцентирование внимания на проблеме повышенного антропогенного, химического и физического воздействия на Байкальскую природную территорию;
- анализ правового регулирования охраны Байкала;
- выявление ключевых проблем и предложение мер по их решению.
3.1. Охрана озера Байкал от негативного физического, химического и биологического воздействия:
Озеро Байкал является одним из крупнейших и наиболее уникальных природных объектов на планете. Его экосистема обладает высокой степенью биологического разнообразия и является домом для многих редких и уникальных видов животных и растений. Однако озеро Байкал подвергается негативному воздействию со стороны человеческой деятельности, что может нанести серьезный ущерб его экосистеме.
Физическое воздействие на озеро Байкал может происходить в результате строительства гидротехнических сооружений, разведки и добычи полезных ископаемых, а также судоходства. В результате таких деятельностей может происходить изменение гидрологического режима озера, снижение его уровня, нарушение структуры и состава водных экосистем, что негативно влияет на биологическое разнообразие озера. Химическое загрязнение воды может быть вызвано промышленным и сельскохозяйственным производством, выбросами токсичных веществ, включая тяжелые металлы, пестициды, гербициды и другие химические вещества. Это может привести к нарушению кислотно-щелочного баланса воды и изменению химического состава, что оказывает воздействие на животный и растительный мир озера. Биологическое воздействие на озеро Байкал может происходить в результате внесения инвазивных видов растений и животных, а также разведения рыб, что может привести к нарушению баланса экосистемы и угрожать выживанию местных видов.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 11 марта 2019 года № 97 «Основы государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу»[3] целью государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности является поддержание допустимого уровня риска негативного воздействия опасных химических и биологических факторов на население и окружающую среду.
Чтобы избежать негативного воздействия на озеро Байкал, Закон «Об охране озера Байкал» в ст.6 п.1 запрещает и ограничивает виды деятельности, которые могут пагубно влиять на экосистему озера Байкал:
1) химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами загрязняющих веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления;
2) физическое изменение состояния озера Байкал или его части (изменение температурных режимов воды, колебание показателей уровня воды за пределами допустимых значений, изменение стоков в озеро Байкал);
3) биологическое загрязнение озера Байкал, связанное с использованием, разведением или акклиматизацией водных биологических объектов, не свойственных экологической системе озера Байкал, в озере Байкал и водных объектах, имеющих постоянную или временную связь с озером Байкал.
Анализируя статью, мы не можем точно определить, какие виды деятельности попадают под запрет. Однако, в п.3 сказано, что перечень таких видов деятельности определяет Правительство[4].
Для охраны озера Байкал от негативного воздействия принимаются следующие меры:
1) Существует ряд законов и правил, направленных на защиту озера Байкал от загрязнения и других форм вредного воздействия. Например, Приказ Минприроды России от 21.02.2020 № 83 «Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечня вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал»[5].
2) Органы государственного контроля регулярно проверяют предприятия, расположенные на берегах озера Байкал, на соблюдение правил экологической безопасности. В случае выявления нарушений компании могут быть оштрафованы и привлечены к ответственности. К примеру: 7 июня 2021 года Росприроднадзор совместно с Центром лабораторного анализа и технических измерений (ЦЛАТИ) взял пробы в озере Байкал после сообщений о загрязнении вблизи острова Ольхон, предположительно, лакокрасочной продукцией[6].
3) Для борьбы с загрязнением воды в озере Байкал проводятся специальные проекты по очистке. Они направлены на уменьшение выбросов загрязняющих веществ в воду и улучшение состояния воды.
С целью контроля и надзора за соблюдением экологических норм и правил была создана Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура. Природоохранные прокуратуры создаются в регионах с напряженной или кризисной экологической ситуацией.
Основной задачей природоохранной прокуратуры является защита конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, предоставление достоверной информации о состоянии окружающей среды, возмещение ущерба, причиненного окружающей среде, здоровью человека или его имуществу из-за нарушений экологического законодательства, а также защита интересов общества и государства в сфере природопользования, которые защищаются законом.
3.2. Загрязнение вод Байкала:
Промышленное загрязнение связано прежде всего с наследием Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК), где сохраняется 6,2 млн тонн токсичных отходов, угрожающих фильтрацией диоксинов и сульфатов в озеро.
Экологическая угроза, исходившая от Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК), сохраняется даже после его закрытия. По данным природоохранной организации "Гринпис", в период работы предприятия объёмы загрязняющих сбросов достигали значительных масштабов: в 2010 году в озеро Байкал было сброшено свыше 12 млн м³ недостаточно очищенных сточных вод, а в 2011 году этот показатель превысил 26 млн м³.
После прекращения деятельности комбината осталась нерешённой проблема накопленных отходов. Согласно официальной информации, за полувековой период работы БЦБК образовалось более 6 млн м³ опасных веществ, включая шлам-лигнин, золу, древесную кору, промышленные и бытовые отходы, а также щёлокосодержащие жидкости, которые продолжают храниться в 14 накопительных бассейнах.
В 2021 году ситуация обострилась до введения режима чрезвычайной ситуации из-за угрозы перелива надшламовых вод, что создавало риск разрушения гидротехнических сооружений и масштабного загрязнения акватории озера.
В 2023 году Федеральный экологический оператор (ФЭО, структурное подразделение "Росатома") приступил к реализации программы по ликвидации накопленного экологического ущерба. Согласно планам, полное завершение всех восстановительных работ должно быть достигнуто в течение четырёхлетнего периода.
В 2023 году начались работы по ликвидации накопленного ущерба под руководством Федерального экологического оператора (ФЭО). Программа включает:
- Инженерную подготовку территории (2023-2024 гг.)
- Обезвреживание и утилизацию отходов (2024-2026 гг.)
- Рекультивацию земель (2026-2027 гг.)
Однако, по мнению экспертов Байкальского института природопользования СО РАН, существующие планы не учитывают:
- необходимость постоянного мониторинга миграции загрязняющих веществ;
- риски изменения гидрологического режима территории;
- долгосрочные последствия для биоты озера.
Таким образом, проблема БЦБК остается одной из наиболее острых экологических угроз для озера Байкал, требующей комплексного научного подхода и постоянного контроля со стороны профессионального сообщества.
Кроме того, рядом с территорией Озера Байкал есть также другие предприятия, которые не в меньшем количестве наносят ему вред, например горнодобывающие предприятия (Холоднинское месторождение, урановые разработки) добавляют в воду тяжелые металлы, при этом их сбросы недостаточно контролируются. А также бытовые стоки из населенных пунктов (Улан-Удэ, Иркутск) и туристических баз поступают в озеро из-за износа очистных сооружений, провоцируя эвтрофикацию и цветение спирогиры.
Сельскохозяйственные отходы (удобрения, пестициды, отходы животноводства), особенно с бассейна реки Селенги, вносят до 50% азотных и 30% фосфорных соединений.
3.3. Пробелы контроля, усугубляющие данную ситуацию:
Современная система экологического мониторинга озера Байкал демонстрирует серьезные системные недостатки, существенно снижающие эффективность природоохранных мероприятий. Наиболее острой проблемой остается отсутствие единых научно обоснованных нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ, специально разработанных для уникальной экосистемы Байкала. В настоящее время контроль качества воды осуществляется по нормативам, разработанным для обычных пресных водоемов, что методологически неверно, учитывая особенности байкальской экосистемы. Например, существующие нормативы не учитывают:
- повышенную чувствительность эндемичных видов к отдельным группам загрязнителей;
- эффект синергетического воздействия комплекса загрязняющих веществ;
- особенности биохимических процессов в холодной байкальской воде.
Особую озабоченность вызывает проблема административных нарушений в системе контроля. По данным проверок Счетной палаты РФ (2022 г.):
В 40% случаев данные мониторинга предприятий расходятся с независимыми измерениями;
23% разрешений на сбросы выданы с нарушениями процедуры;
Зафиксированы случаи фальсификации проб (разбавление, подмена).
Характерный пример - ситуация с очистными сооружениями г. Северобайкальск, где в 2021 году было выявлено:
- Занижение реальных объемов сбросов в 3,7 раза;
- Использование "серых" схем утилизации отходов;
- Коррупционные связи между контролирующими органами и предприятием.
Всё это говорит и о возможной коррупции, с которой тем или иным способом не борются наши органы и власть в целом.
4. Направления совершенствования системы охраны озера Байкал:
4.1. Совершенствование законодательной базы:
Современные правовые механизмы охраны Байкала требуют существенной доработки. В первую очередь необходимо пересмотреть систему ответственности за экологические правонарушения. Сегодня штрафы за несанкционированные сбросы и другие нарушения носят скорее символический характер и несоизмеримы с наносимым ущербом. Например, максимальный штраф за загрязнение водных объектов составляет всего 400 тысяч рублей, тогда как реальный экологический ущерб может исчисляться миллионами.
Особое внимание следует уделить гармонизации российского законодательства с международными нормами. В частности, требуется:
А) имплементация принципов ОЭСР в области контроля промышленных сбросов;
Б) внедрение стандартов ЕС по очистке сточных вод;
В) учет рекомендаций ЮНЕСКО по управлению объектами всемирного наследия.
4.2. Модернизация системы государственного контроля
Существующая система экологического мониторинга Байкала не отвечает современным требованиям. Для ее совершенствования необходимо:
1. Создать единую цифровую платформу мониторинга, интегрирующую данные:
А) Росгидромета;
Б) Росприроднадзора;
В) научных организаций;
Г) общественного экологического контроля.
2. Обеспечить открытость информации через:
А) публичные онлайн-карты загрязнений;
Б) регулярные отчеты о состоянии экосистемы;
В) прозрачные процедуры выдачи разрешений на хозяйственную деятельность.
4.3. Развитие альтернативных форм природопользования
Переход к устойчивому развитию Байкальского региона требует пересмотра экономической модели. Перспективными направлениями являются:
1. Экологический туризм:
А) создание инфраструктуры для "мягкого" туризма;
Б) разработка экотроп с минимальным воздействием на природу;
В) обучение гидов принципам устойчивого туризма.
2. "Зеленая" экономика:
А) поддержка экологически чистого сельского хозяйства;
Б) развитие ремесленных производств;
В) внедрение возобновляемых источников энергии.
3. Экологическое просвещение:
А) образовательные программы для местных жителей;
Б) взаимодействие с бизнесом по внедрению экостандартов;
В) создание центров экологического мониторинга силами местных сообществ.
5. Вывод:
Охрана озера Байкал — это не только задача для России, но и важный международный вопрос, ведь озеро Байкал является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Поэтому сохранение этого уникального экосистемы должно быть приоритетом для всех стран и общественности в целом.
На мой взгляд, необходимо ужесточить условия особой экономической и сосредоточиться исключительно на охране окружающей среды. Понимаю, что государство потеряет много денежных средств из-за падения привлекательности региона для предпринимателей, а также из-за необходимости увеличения бюджетных средств для функционирования региона. Но если мы хотим снизить антропогенное воздействие на озеро Байкал и увеличить уровень защиты, то это необходимо сделать.
Реализация мер перечисленных в данной статье позволит создать сбалансированную систему охраны Байкала, сочетающую эффективный контроль с устойчивым развитием региона. Однако для этого требуется политическая воля и консолидация усилий всех заинтересованных сторон - от федеральных органов власти до местных жителей.
[1] См.: С.А. Боголюбов, Е.А. Позднякова: Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды: учебник и практикум для вузов: издательство ЮРАЙТ. 2023. C. 453
[2] См.: Проект Госдоклада // «Байкальская природная территория и охрана озера Байкал» // 2023 // С. 252
[3] См.: Указ Президента РФ от 11.03.2019 N 97 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу" // СПС «Консультант Плюс»
[4] См.: Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2399 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» // СПС «Кодекс»
[5] Приказ Минприроды России от 21.02.2020 N 83 (ред. от 04.07.2022) "Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечня вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2020 N 58181) // СПС «Консультант Плюс»
[6] См.: Сетевое издание «Интерфакс.ру» // https://www.interfax.ru/russia/784083
Список литературы
- Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» // СПС «Консультант Плюс»
- Указ Президента Российской Федерации от 25.03.1992 г. № 295 «О неотложных мерах по государственной поддержке экономики Бурятской ССР» // СПС «Консультант Плюс»
- Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2399 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» // СПС «Консультант Плюс»
- Приказ Минприроды России от 21.02.2020 N 83 (ред. от 04.07.2022) "Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечня вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2020 N 58181) // СПС «Консультант Плюс»
- Казанник А.И. «Административно-правовая охрана природы бассейна озера Байкал» Ч.1.//Иркутск: Вост.-Сиб. Кн. Изд-во, 1977 // С. 212
- Боголюбов С.А., Позднякова Е.А. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды: учебник и практикум для вузов: издательство ЮРАЙТ, 2023. C. 453
- Проект Госдоклада // «Байкальская природная территория и охрана озера Байкал» // 2023 // С. 252
- Сетевое издание "Интерфакс.ру" // https://www.interfax.ru/russia/784083
- Отчеты Счетной палаты РФ по экологическому контролю (2022 г.)
- Отчеты Greenpeace России по БЦБК (2010-2011 гг.)
- Доклады Центра лабораторного анализа и технических измерений (ЦЛАТИ)