В настоящее время оптимизация и моделирование бизнес-процессов необходимы для развития и структурирования бизнеса, а также для создания системы управления логистикой в быстрорастущей производственной среде. Разработанная модель бизнес-процессов является инструментом поддержки принятия решений на предприятии [1].
Моделирование бизнес-процессов играет важную роль в бизнесе. Так, к примеру, если в компании работает более 50 человек, владелец больше не сможет лично контролировать все, что происходит, поэтому многие взаимодействия сотрудников, производственные ресурсы и обслуживание клиентов становятся для него «секретом» [2].
Кроме того, моделирование бизнес-процессов помогает в создании нотаций - схем, инструкций, руководств для сотрудников. Когда все знают, в каком порядке и что делать с предстоящими задачами, появляется возможность повысить эффективность работы за счет модернизации этих схем, сокращая время и другие ресурсы, выделяемые на задачи.
Результатом реализации проекта по моделированию и оптимизации бизнес-процессов станет достижение их прозрачности, определение стоимости функций и операций, с расчетом вклада каждого сотрудника в деятельность предприятия [3].
Главная цель моделирования бизнес-процессов - систематизировать информацию об организации и процедурах, протекающих в ней. Например, зная, сколько человек потребуется для выполнения проекта, можно подобрать нужное количество работников, тем самым избежать срыва сроков сдачи по причине нехватки специалистов или излишних трат из-за участия ненужных работников.
Поскольку цель моделирования - улучшить показатели через бизнес-процессы, то охватывается не только проектный этап работы, но и работа по внедрению [4].
Основные стадии:
- построение модели «как есть» (для этого выявляют границы БП, базовые компоненты, делают описание, чтобы понять, как всё работает в настоящий момент);
- анализ данных;
- формирование модели «как должно быть»: (на основе анализа продумывается состояние процесса, к которому нужно стремиться);
- тестирование новой модели;
- усовершенствование (при необходимости вносятся изменения).
Причем моделирование бизнес-процессов не должно заканчиваться последним этапом. Для успеха нужно регулярно пересматривать разработанную модель и дорабатывать ее, чтобы она учитывала изменения, соответствовала всем требованиям.
Проведем исследование и анализ оптимизациии моделирования бизнес-процессов на примере транспортной компании «Ф».
Исследование и анализ транспортной компании позволил выделить алгоритм моделирования бизнес-процессов (рис. 1). В качестве примера был взят процесс управления транспортировкой товаров в компании «Ф».
В настоящее время оптимизация и моделирование бизнес-процессов необходимы для развития и структурирования бизнеса, а также для создания системы управления логистикой в быстрорастущей производственной среде. Разработанная модель бизнес-процессов является инструментом поддержки принятия решений на предприятии [1].
Моделирование бизнес-процессов играет важную роль в бизнесе. Так, к примеру, если в компании работает более 50 человек, владелец больше не сможет лично контролировать все, что происходит, поэтому многие взаимодействия сотрудников, производственные ресурсы и обслуживание клиентов становятся для него «секретом» [2].
Кроме того, моделирование бизнес-процессов помогает в создании нотаций - схем, инструкций, руководств для сотрудников. Когда все знают, в каком порядке и что делать с предстоящими задачами, появляется возможность повысить эффективность работы за счет модернизации этих схем, сокращая время и другие ресурсы, выделяемые на задачи.
Результатом реализации проекта по моделированию и оптимизации бизнес-процессов станет достижение их прозрачности, определение стоимости функций и операций, с расчетом вклада каждого сотрудника в деятельность предприятия [3].
Главная цель моделирования бизнес-процессов - систематизировать информацию об организации и процедурах, протекающих в ней. Например, зная, сколько человек потребуется для выполнения проекта, можно подобрать нужное количество работников, тем самым избежать срыва сроков сдачи по причине нехватки специалистов или излишних трат из-за участия ненужных работников.
Поскольку цель моделирования - улучшить показатели через бизнес-процессы, то охватывается не только проектный этап работы, но и работа по внедрению [4].
Основные стадии:
- построение модели «как есть» (для этого выявляют границы БП, базовые компоненты, делают описание, чтобы понять, как всё работает в настоящий момент);
- анализ данных;
- формирование модели «как должно быть»: (на основе анализа продумывается состояние процесса, к которому нужно стремиться);
- тестирование новой модели;
- усовершенствование (при необходимости вносятся изменения).
Причем моделирование бизнес-процессов не должно заканчиваться последним этапом. Для успеха нужно регулярно пересматривать разработанную модель и дорабатывать ее, чтобы она учитывала изменения, соответствовала всем требованиям.
Проведем исследование и анализ оптимизациии моделирования бизнес-процессов на примере транспортной компании «Ф».
Исследование и анализ транспортной компании позволил выделить алгоритм моделирования бизнес-процессов (рис. 1). В качестве примера был взят процесс управления транспортировкой товаров в компании «Ф».
Рисунок 1. Моделирование бизнес-процессов в транспортной компании «Ф»
Владельцем процесса является начальник транспортного отдела. Исполнителями являются, в основном, работники транспортного отдела, а также работники других подразделений.
Оценка процесса проводится по следующим показателям: общие затраты на реализацию процесса, процент невыполненных заявок, количество нареканий.
На завершающем этапе, после построения и проверки модели, бизнес-аналитик проводит ее качественное исследование и оптимизацию. Для определения качества созданной модели с точки зрения эффективности бизнес-процессов необходимо разработать систему количественных показателей. Индикаторы обычно представляют собой затраты и эффекты от внедрения конкретных процессов.
Итак, важнейшим фактором успеха в применении процессного подхода, является организация процесса моделирования, который включает в себя: разработку методики построения и анализа бизнес-процессов, сбор информации об исследуемой области, обработку и документирование полученных сведений, выполнение графического и текстового описания модели, рецензирование, уточнение, проверку на адекватность.
Список литературы
- Богданова О.В., Ступина А.А., Корпачева Л.Н., Федорова А.В., Джиоева Н.Н. Совершенствование бизнес-процессов на основе логистических моделей // Современные проблемы науки и образования. 0 2015. - № 2. – С.54-59.
- Михайловская Е.О. Трансформация как элемент достижения высокого уровня клиентоориентированности в современных бизнесе. - 2019. - Т. 8. № 2(27). – С.76-79.
- Радченко В.И., Рачек С.В., Бельский А.Ю. Методология Согласования управленческих решений. Экономика железных дорог. 2012 г. №3. С. 97.
- Моделирование бизнес-процессов : метод.указания к лаб. работам / Минобрнауки России, ОмГТУ ; [сост.: Г. Н. Бояркин, К. В. Кравченко]. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2019.
- Бизнес-процесс – как экономическая единица анализа хозяйственной деятельности предприятий Рачек C.В., Пономарева М.С., Юрин К.С. Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 9 (57). С. 7.