Современные условия, в которых социально-экономические и политические сферы общества нестабильны, демонстрируют, что среди правоохранительных органов прокуратура занимает главенствующее место в жизнях жителей нашей страны, так как каждый человек, вне зависимости от того, где он находится, желает чувствовать себя в безопасности, более того, это его базовая потребность. Кроме этого, современная прокуратура выполняет множество функций, среди которых, например, осуществление прокурорского надзора, уголовное преследование, координация деятельности иных правоохранительных институтов по борьбе с преступностью и т.д. [1] – все эти полномочия приобретались, изменялись и утрачивались прокуратурой на протяжении трёх столетий.
Нельзя не отметить, что России, как и любой другой цивилизованной стране необходимо беспрерывно продолжать выстраивать собственный национальный механизм обеспечения правопорядка в государстве, а также образовывать надзор за соблюдением законности всеми субъектами правоотношений. Здесь стоит обозначить, что роль ведущего и наиболее компетентного звена в этом механизме отведена прокуратуре. В настоящее время ведутся дискуссии о роли и месте данного органа в современной России, так как нерешенным остается основной вопрос, который стоял и стоит перед исследователями, занимающимися проблемами прокуратуры: о сущности этого института и его основной функции [2, с. 12]. Нельзя забывать, что данный орган развивался на протяжении всего периода своего существования и должен продолжать преобразовываться, но это невозможно без опыта прошлых лет, поскольку прошлое – такая же необходимая основа настоящего, как настоящее составляет основу будущего.
В первую очередь представляется важным обозначить, что, говоря о предпосылках создания прокуратуры в нашей стране, то необходимо отметить ряд явлений, которые в общем характеризовали Российское государство на рубеже XVII – XVIII столетия: усложнение государственной системы устройства, централизация системы управления, установление государственно-правового контроля над приобретёнными и осваиваемыми территориями [3, с. 53].
Помимо этого, нельзя забывать о том, что для России обстановка на международной арене, активно менялась: Первый и Второй Азовские походы, Великая Северная, Русско-турецкая войны, Каспийский поход – всё это приводило к значительным расходам казны и ростом числа чиновников, что приводило к взяточничеству. Также начало XVIII века характеризуется большим количеством бунтов и мятежей. Так, исходя из совокупности всех приведенных выше факторов становится очевидно, что в условиях, сложившихся в России в XVII – XVIII веках, стране были необходимы контрольно-надзорные органы, что и стало целью нашей страны, для реализации которой Российское государство создавало правоохранительные органы.
Так при Алексее Михайловиче был основан Тайный приказ, который являлся одним из центральных учреждений России второй половины XVII в. Данный орган был создан в 1654 с целью осуществления контроля за деятельностью других государственных ведомств, послов, городовых и полковых воевод, ведения следствия по важным политическим делам и курирования оружейных и пушечных заводов. После смерти Алексея Михайловича в 1676 году, его сын – Федор Алексеевич ликвидировал данную структуру несмотря на то, что она могла получить дальнейшее развитие.
Но, понимая важность упразднённого института надзора и контроля, Петр Алексеевич спустя десять лет, в 1686 году, фактически возродил Тайный приказ. Юный царь, будучи отстранённым от власти сестрой Софьей, находясь в селе Преображенское, основал канцелярию, занимавшуюся обслуживанием монаршей семьи и управлением потешными полками, — Преображенскую потешную избу [4]. По мере сосредоточения Петром в своих руках реальной власти Изба превращалась в полноценный орган управления. В 1695 году она была переименована в Преображенский приказ, а ещё год спустя царь наделил ведомство функциями суда и следствия по государственным преступлениям.
В марте 1701 г. Пётр I основал Ближнюю канцелярию, что является первоначальным этапом формирования новой системы государственного контроля. Тогда государственные учреждения были обязаны отчитываться перед канцелярией обо всех операциях с денежной казной. А во главе образованного ведомства был поставлен дворянин Н.М. Зотов. Под его началом Ближняя канцелярия взяла под надзор деятельность различных ведомств по вопросам в финансовой сфере того периода.
По именному указу от 17 ноября 1715 года была основана должность Генерального ревизора, который должен был следить за своевременным и правильным исполнением указов, объявляя об обратном Сенату и донося царю. Фактически на Генерального ревизора возлагался надзор за всей деятельностью сенаторов.
Стоит также вспомнить об одном из центральных государственных учреждений в Российской империи в 1-й трети XVIII века, осуществлявшее следствие и судопроизводство по важнейшим политическим обвинениям – Тайной канцелярии [5]. Она существовала наряду с Преображенским приказом, и компетенция ведомств до конца не была разграничена до самого упразднения. Данная структура, образованная как орган для расследования дела царевича Алексея Петровича, находилась в ведении монарха, и до 1722 значительная часть дел поступала в Канцелярию непосредственно по указу Петра I.
Нельзя забывать и об институте фискалов, введённом Петром I Великим 2 марта 1711 года. Компетенция фискалов, регламентированная в указах от 5 марта 1711 г. и от 17 марта 1714 г. [6], состояла в выявлении любого нарушения закона. При этом особое внимание фискалы уделяли выявлению преступлений, связанных с получением взятки, а также со злоупотреблением должностными полномочиями и вынесением неправомерного приговора. Полномочия фискалов были определены так: «Действие же их сие есть – взыскание всех безгласных дел [7, с. 200].
5 марта 1711 г. была учреждена должность генерал-фискала, который должен был «тайно проведывать, доносить и обличать», однако вскоре сам Пётр I был вынужден признать, что чин фискала «тяжёл и ненавидим» и в результате дальнейших поисков и сопоставлений 12 января 1722 г. в России был основан новый государственно-правовой институт: институт прокуратуры во главе с назначаемым Государем генерал-прокурором и его помощником обер-прокурором. Фискалы были подчинены надзору генерал-прокурора. До конца царствования Петра I оба института существовали параллельно, причем в ряде случаев деятельность прокуратуры основывалась на фискальных материалах.
Прокуратура России, получившая свое начало в XVIII веке, безусловно, оставила значительный след на современных правоохранительных органах. Например, сегодня прокуратура выполняет множество функций, схожих с полномочиями, осуществляемыми три столетия назад, среди которых: надзор за реализацией прав и свобод человека и гражданина, контроль над деятельностью других государственных институтов.
Таким образом, важно отметить, что без накопленного Россией опыта в создании правоохранительных структур, а также делегированием им соответствующих полномочий, представить образование столь ключевого органа для нашей страны как прокуратуры не представляется возможным, поскольку в России уже были различного рода надзорные структуры, нашедшие своё окончательное и улучшенное воплощение в прокуратуре.
Список литературы
- Федеральный закон от 17.01.1992 г. №2202-1 (ред. от 29.05.2024) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472
- Казанцев, С. В. Прокуратура Российской Империи: Историко-правовое исследование: дис. док. юрид. наук: 12.00.01 / Казанцев Сергей Михайлович – СПБ, 2003
- Исаев И.А. История государства и права России: учебное пособие. - М. Издательство «Проспект», 2008. С. 92
- «Работали по европейским нормам»: как Тайная канцелярия охраняла Петра I и российский суверенитет. Электронный ресурс. URL: https://russian.rt.com/science/article/499360-rossia-300-let-taynaya-kancelyaria. (Дата обращения 18.05.2024)
- Тайная канцелярия. Электронный ресурс. URL: https://bigenc.ru/domestic_history/text/4179650. (Дата обращения 19.05.2024)
- Указ о фискалах и о их должности и действии от 17.03.1714
- Воскресенский Н. А. Законодательные акты Петра І. М. - Л. 1945 с. 200, 203, 204