СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

1083

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 23 (173), Июнь ‘24

Поделиться

В статье рассматривается понятие и сущность информационной безопасности в органах прокуратуры РФ, определены основные причины необходимости ее обеспечения. Рассмотрены основные организационные механизмы обеспечения органами прокуратуры РФ собственной информационной безопасности и сделан вывод о необходимости систематического обучения прокурорских работников в сфере информационной безопасности и информационно-телекоммуникационных технологий.

Органы прокуратуры Российской Федерации ежедневно при реализации возложенных на них законом функций и задач сталкиваются с огромными массивами информации, необходимой для реализации ими своей контрольно-надзорной деятельности. От состояния защищенности такой информации от внутренних угроз зависит как эффективность деятельности органов прокуратуры, так и защита прав и свобод каждой отдельно взятой личности, а по итогу – и защита национальной безопасности всего государства. Вопросам обеспечения информационной безопасности российское государство уделяет широкое внимание, что обусловлено, в том числе, и складывающимися обстоятельствами на международной арене, связанными, в том числе, с повышенными рисками кибератак, иных способов незаконного завладения информацией. Усилились угрозы информационной безопасности и в связи с противоправными действиями со стороны недружественных государств, что обуславливает повышенную необходимость обеспечения информационной безопасности органов государственной власти.

 

Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[1] определены ключевые идеи и положения в части обращения с данными, запрещенными к доступу широкому кругу лиц, в части охраны и защиты такой информации, в том числе, и в системе прокуратуры РФ.

Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»[2] определяет, что при решении вопроса обеспечения национальной безопасности особое внимание должно быть уделено обеспечению информационной безопасности.

 

В ныне действующей Доктрине информационной безопасности, информационная безопасность Российской Федерации рассматривается как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства»[3].

 

Информационную безопасность можно определить как состояние защищенности информации и соответствующей инфраструктуры от случайного или преднамеренного воздействия естественного или искусственного характера, - воздействия, способного причинить неприемлемый ущерб охраняемым законом отношениям, а также субъектам, эту информацию использующим.       Вопросы обеспечения информационной безопасности не обошли стороной и органы прокуратуры Российской Федерации. Как отмечено М.В. Колесовым, в органах прокуратуры «причинами утечки информации, ее повреждения или уничтожения могут быть человеческий фактор, уязвимость программного обеспечения, несоблюдение предписанных мероприятий»[4].

 

В органах прокуратуры аккумулируется существенный объем информации, разглашение которой является если не опасным, то, по меньшей мере, нежелательным. Органы прокуратуры в силу осуществляемой ими надзорной деятельности, обладают безусловно широким кругом информации, затрагивающей вопросы предварительного расследования, осуществления надзорных мероприятий в отношении субъектов предпринимательской деятельности (сведения, получаемые от которых могут охраняться как коммерческая тайна) и т.д. Утечка, несанкционированный доступ к информации подобного содержания могут с высокой долей вероятности повлечь за собой ущерб интересам как отдельно взятой личности, так и всего общества и даже государства. Одновременно с этим, как было указано ранее, значительная часть сотрудников органов прокуратуры, в настоящее время не обладает достаточными навыками и познаниями в области компьютерных и информационно-телекоммуникационных технологий, что закономерно повышает степень рисков для информационной безопасности в рассматриваемом надзорном ведомстве.

 

В соответствии с Концепцией безопасности органов и организаций прокуратуры Российской Федерации[5], перед руководителями органами прокуратуры были поставлены принципиально новые организационные задачи, успешное разрешение которых должно в полной мере обеспечить информационную безопасность прокурорской деятельности. С 2017 года российская прокуратура организовала и осуществила в действительности масштабную деятельность относительно создания на всех уровнях прокурорской деятельности высокотехнологичной информационной среды, обеспечивающей высокий уровень оперативности при взаимодействии прокуратуры с гражданами и организациями.

 

В соответствии с ведомственными актами, в органах прокуратуры уже в настоящее время реализуется ряд механизмов, позволяющих обеспечивать информационную безопасность в рассматриваемой структуре. Так, во-первых, стоит сказать об установлении порядка ведения документооборота в прокуратуре и обращении со служебной информацией ограниченного доступа. Такие документы по общим правилам помечаются грифом «Для служебного пользования («ДСП»)». Такие документы учитываются в отдельных книгах учета документов, хранятся в опечатываемых хранилищах (сейфах и проч.). Помимо строгой регламентации обращения, хранения с такой документацией, в органах прокуратуры также устанавливаются и реализуются меры по защите такой информации.

 

Не менее важных механизмом обеспечения информационной безопасности в органах прокуратуры также является установление особого порядка обработки персональных данных, которые сотрудники органов прокуратуры получают в ходе осуществления надзорной деятельности. Так, в частности, на прокуроров возложен ряд обязанностей по обеспечению безопасности персональных данных в органах прокуратуры РФ. Во-первых, прокурорские работники и государственные гражданские служащие органов прокуратуры не могут раскрывать и распространять персональные данные субъектов без наличия на то либо согласия таких субъектов, либо прямого указания закона, на такие действия установлен прямой запрет. Во-вторых, при достижении целей обработки соответствующих персональных данных, сотрудникам органов прокуратуры необходимо передавать соответствующие данные в службу делопроизводства. В-третьих, сотрудникам органы прокуратуры строго предписывается принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, представления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных. В-четвертых, сотрудники, ответственные за документооборот и архивирование, обязаны систематически осуществлять контроль за документами, содержащими персональные данные, с целью выявления документов с истекшим сроком хранения, подлежащих уничтожению, а также осуществлять их последующее уничтожение надлежащим образом[6].

 

В органах и организациях прокуратуры также установлены требования относительно обработки персональных данных самих сотрудников органов и организаций прокуратуры в соответствии с Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 04.07.2017 г. № 448[7]. Такие данные подлежат обезличиванию.

 

Повышенная степень опасности обусловлена широкой цифровизацией многих процессов в деятельности органов прокуратуры, что требует помимо традиционных указанных выше механизмов обеспечения информационной безопасности, также применения новых подходов, отвечающих современным реалиям. Так, например, в 2023 году в Генпрокуратуре создано подразделение по защите от кибератак, решение о создании которого было принято в связи с ростом таких атак и развитием цифровых технологий, в том числе, и искусственного интеллекта. Для работы в спецподразделении будут привлекаться высококвалифицированные кадры, которые разбираются в юриспруденции и компьютерных технологиях[8]. Кроме того, планируется подключение всех прокуратур страны к единой защищенной сети передачи данных. Однако, несмотря на столь широкий спектр мер, которые принимаются в органах прокуратуры для обеспечения их собственной информационной безопасности, главная проблема в рассматриваемой сфере, на наш взгляд, до настоящего времени не разрешена, данная проблема имеет процедурный характер. Большинство пользователей персональных компьютеров, в современное время, в том числе и основная часть прокурорских работников, не осознают в полной мере всего масштаба угроз информационной безопасности, более того, многие сотрудники попросту не обладают необходимыми знаниями в области информационной безопасности и информационно-телекоммуникационных технологий. Помимо совершенствования правовых и организационных механизмов обеспечения информационной безопасности в органах прокуратуры считается необходимым систематическое проведение обучающих мероприятий с прокурорскими работниками, соответствующих аттестаций в области информационной безопасности и ИКТ. В том числе также возможно и установление требования о прохождении соответствующего квалификационного экзамена как при приеме на должность, так и периодически в ходе прохождения службы в органах прокуратуры Российской Федерации.

Список литературы

  1. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ: в ред. от 23 декабря 2023 г. № 588-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31. Ст. 3448
  2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02 июля 2021 г. № 400 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. № 27. Ст. 5351
  3. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 05 декабря 2016 г. № 646. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
  4. Колесов М.В. Проблемы и перспективы обеспечения информационной безопасности в органах прокуратуры Российской Федерации // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2020. № 5 (79). С. 92-95
  5. Об утверждении Концепции безопасности органов и организаций прокуратуры Российской Федерации: Приказ Генпрокуратуры России от 27 ноября 2019 г. № 830. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
  6. Поздняков В.А. Правовое регулирование информационной безопасности в органах и учреждениях прокуратуры РФ // Журнал «Трибуна ученого». 2021. № 12. С. 1-9. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
  7. Об утверждении Правил обработки персональных данных в связи с прохождением службы (работой) в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации: Приказ Генпрокуратуры от 04 июля 2017 г. № 448: в ред. от 01 февраля 2024 г. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
  8. Информационные технологии в Генпрокуратуре РФ. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья: Информационные_технологии_в_Генпрокуратуре_РФ?ysclid=lhuhsqyewu895732430 (дата обращения: 20.02.2024)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее