ВИДЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

ВИДЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

27

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 25 (175), Июль ‘24

Дата публикации 27.06.2024

Поделиться

Правовое регулирование электронной коммерции является важной частью современной правовой системы, учитывая рост популярности и распространение онлайн-торговли. В данной статье будут описаны виды электронной коммерции, которые охватывают различные виды коммерческих операций, проводимых через интернет.

Согласно «Типового закона об электронной торговле» 16 декабря 1996 г., разработанного ЮНСИТРАЛ, электронная коммерция это: «сделки, заключаемые с помощью электронного обмена данными и других средств передачи данных, предусматривающих использование альтернативных бумажным форм и методов передачи и хранения информации» [3].

Учитывая всю специфику отношений, возникающих в ходе осуществления электронной коммерции, самое полное определение электронной коммерции дал А.И. Савельев: «совокупность отношений, возникающих в связи с совершением сделок, а также продвижением товаров, услуг п иных объектов гражданских прав в сети Интернет и иных информационно-телекоммуникационных сетях»[2, с. 27]. Данное определение указывает на то, что с юридической точки зрения электронная коммерция охватывает большой круг правовых вопросов, включающих в себя как защиту прав потребителей и персональных данных пользователей, так и регулирование цифрового оборота денежных средств, а также осуществление электронного документооборота.

Выделяют несколько видов электронной коммерции, в зависимости от:

— вида реализуемого товара;

— субъектов правоотношений.

Товары, которые реализуются с помощью сети Интернет, можно разделить на категории:

1) потребительские товары (бумажные книги);

2) цифровые товары (электронные книги).

Помимо товаров, в сети Интернет также могут продаваться услуги (курьерская доставка, перевозка). Особенностью предоставления таких услуг является их автономное потребление. Так потребитель, приобретший билет на автобус дистанционным путем по средством сети Интернет, сохраняет его у себя на устройстве, в то время как поставщик услуги не обязан доставлять физическую копию приобретенного билета.

В результате такого технологического развития торговых отношений появилась новая форма договора click-wrap, которая предусмотрена законодательством. В частности, в ст. 160 ГК РФ установлено, что письменная форма сделки соблюдается в том случае, если платформа, на которой она заключается, позволяет сохранить ее содержание и условия на материальном носителе.

При заключении договора в электронной форме, должны быть соблюдены следующие условия:

— условия договора должны быть сохранены в электронной форме;

— лица, участвующие в заключении сделки, должны иметь возможность распечатать заключенное соглашение;

— лицо, заключившее сделку в электронной форме, должно быть точно идентифицировано;

— при заключении сделки воля лица должна быть четко установлена.

В зависимости от того, какой субъект заключает электронную сделку, можно выделить четыре основные формы осуществления предпринимательской деятельности:

1. Бизнес для потребителя (В2С) — правовые отношения возникают между юридическим п физическим лицом. (Яндекс Маркет, Wildberries и др.)

2. Бизнес для бизнеса (В2В) — правовые отношения возникают между юридическими лицами (производителем товара и предпринимателем, занимающимся оптовой торговлей или оптовым поставщиком и предпринимателем, занимающимся розничной торговлей). (Ozon, Amazon Business и др.)

3. Потребитель для потребителя (С2С) — правовые отношения возникают между физическими лицами, которые не являются предпринимателями. (Avito, eBay и др.)

4. Потребитель для бизнеса (C2B) — это инверсия традиционной бизнес-модели, когда потребитель делает свои услуги доступными для компаний. (платформа для фрилансеров).

В перечисленных выше бизнес-моделях предусматривается наличие между продавцом и конечным потребителем товаров и услуг, посредника — интернет-агрегатора. В связи с этим законодатель внес изменения в Закон о «Защите прав потребителей», установив понятие владельца агрегаторов товаров и услуг. Предполагается, что законодательное закрепление термина агрегатора позволит на практике привлекать его к гражданско-правовой ответственности. Агрегаторы могут быть привлечены к ответственности, в случае если потребитель понес убытки из-за того, что ему была предоставлена недостоверная информация о товаре (услуге) или продавце.

Значение агрегаторов и интернет-платформ, позволяющих приобретать дистанционно товары и услуг, в будущем будет только возрастать, что непременно приведет к усилению ответственности и введению дополнительных форм обязательств и правовых ограничений для агрегаторов и социальных сетей, позволяющих пользователям продавать друг другу товары и услуги.

Список литературы

  1. Литвинов Д. В. Правовое регулирование электронной коммерции: отечественный и зарубежный опыт / Д. В. Литвинов, Ю. К. Цареградская. — М.: Проспект, 2023. — 130 c.
  2. Савельев А.И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование / А. И. Савельев — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Статут, 2020. — 920 с.
  3. Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле с дополнительной статьей 5 бис, принятой в 1998 г. и Руководство по принятию 1996 г. / Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации «Кодекс» — URL: https://docs.cntd.ru/document/499039311 (дата обращения: 26.06.2024)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее