АНАЛИЗ ПРОНИКНОВЕНИЯ E-COMMERCE В РОССИИ И ПОТЕНЦИАЛ РОСТА РЫНКА ДО 2026 ГОДА

АНАЛИЗ ПРОНИКНОВЕНИЯ E-COMMERCE В РОССИИ И ПОТЕНЦИАЛ РОСТА РЫНКА ДО 2026 ГОДА

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

478

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 28 (73), июль ‘22

Поделиться

Данное исследование дает возможность оценить потенциал российского рынка электронной коммерции, прогнозирует количество продавцов на маркетплейсах до 2026 года в РФ и может служить рекомендацией для e-commerce компаний по работе с российским рынком.

Методология аналитического исследования

Для достижения целей исследования будет проведен прогноз e-commerce продаж в России методом Top-Down. Методология составления прогноза:

  1. Макроанализ рынка России и США;
  2. Исследование проникновения e-commerce sales в общий рынок ритейла в РФ и США;
  3. Экстраполяция значений проникновения в США на рынок РФ;
  4. Расчет годового GMV и его динамики;
  5. Экстраполяция среднего GMV на продавца и его динамики в США на рынок РФ;
  6. Построение прогноза по продавцам в РФ.

При расчетах в работе были сделаны следующие допущения на основе прогнозов Федеральной Службы Государственной Статистики [1], Центрального банка РФ [2] и Агентства Прогнозирования Экономики [3] относительно макроэкономических показателей РФ в 2022 – 2026 годах:

  1. Падение номинального ВВП РФ на 8% в 2022 году и на 1% в 2023 году;
  2. Восстановление текущих темпов роста по номинальному ВВП РФ (7%), начиная с 2024 года;
  3. Сохранение текущей тенденции по снижению количества компаний ( -200 тыс. в год).

Прогноз e-commerce продаж методом Top-Down

При проведении макроанализа рынка РФ и США были сформированы следующие показатели, отраженные в таблицах 1 и 2:

  • GDP;
  • Retail Sales;
  • Проникновение по e-commerce sales.

Исходя из этих данных посчитаны E-commerce sales penetration in GDP и E-commerce retail sales по формулам:

  • E-commerce retail sales = Retail sales* E-commerce sales penetration
  • E-commerce sales penetration in GDP = E-commerce retail sales / GDP

Таблица 1. Проникновение e-commerce sales в РФ 2018-2021 гг.

Category

Unit

2018

2019

2020

2021

GDP

 bn

103 862

109 608

103 470

117 393

Retail sales

 bn

31 433

33 440

32 766

36 523

E-commerce sales penetration

%

5%

6%

9%

11%

E-commerce retail sales

 bn

1 572

2 006

2 818

4 018

E-commerce penetration in GDP

%

1,5%

1,8%

2,7%

3,4%

 

Таблица 2. Проникновение e-commerce sales в США 2017-2021 гг.

Category

Unit

2017

2018

2019

2020

2021

GDP

$ bn

19 540

20 610

21 430

20 940

23 200

Retail sales

$ bn

3 096

3 191

3 290

3 399

3 598

E-commerce sales penetration

%

9%

10%

11%

14%

15%

E-commerce retail sales

$ bn

282

316

375

489

540

E-commerce penetration in GDP

%

1,4%

1,5%

1,7%

2,3%

2,3%

Проникновение e-commerce sales в РФ в 2021 году составляло 11%. Данный показатель увеличивается со средним темпом роста 30% с 2018 года. Проникновение e-commerce РФ эквивалентно аналогичному показателю в США в 2019 году (11%), отставание составляет 2 года.  Показатели среднего темпа роста и его динамики будут в дальнейшем использованы в качестве предпосылок формирования прогноза проникновения по e-commerce sales в РФ. Данное допущение возможно из-за схожей динамики развития e-commerce двух стран, но с сдвигом на несколько лет в развитии. При этом объемы рынков разные.

Далее сформированы показатели GMV основных игроков на рынке e-commerce в России (Таблица 3). GMV по компаниям Others (Lamoda, DNS, M-video и др.) указан как разница GMV основных игроков из суммарного GMV по рынку e-commerce.

Таблица 3. Динамика GMV по компаниям на рынке e-commerce в РФ 2018-2021 гг.

Category

Unit

Company

2018

2019

2020

2021

GMV

 bn

Wildberries

119

230

437

844

ОЗОН

43

81

197

462

AliExpress

150

180

229

306

Сбер Мега Маркет

2

6

18

29

Яндекс Маркет

17

35

44

122

Others (Lamoda, DNS,М-Видео и др.)

1241

1475

1892

2254

 

 

TOTAL

1572

2006

2818

4018

Общий GMV в 2021 году в РФ составил 4 018 млрд рублей. Данный показатель увеличивается со средним темпом роста 37% с 2018 года.

Аналогично были сформированы показатели GMV на рынке e-commerce в США. Рынок e-commerce в США представлен компаниями Amazon, Ebay, Etsy и другими участниками рынка (Таблица 4).

Таблица 4. GMV на рынке e-commerce в США 2017-2021 гг.

 

Unit

Company

2017

2018

2019

2020

2021

GMV

 

 

$ bn

 

 

Amazon

66

114

151

223

300

Ebay

88

95

86

100

105

Etsy

3

4

5

10

12

Others (Walmart, Target, Wish, GShop)

124

104

134

156

123

 

 

TOTAL

282

316

375

489

540

Общий GMV в 2021 году в США составил 540 млрд долларов. Данный показатель увеличивается со средним темпом роста 18% с 2017 года. 

За 2020-2021 год средний GMV на продавца в РФ составил 0,09 млн долл. (Таблица 6) что совпадает с аналогичным показателем на рынке США за 2017-2018 гг (Таблица 5). Так как рынок США e-commerce является развитым, а рынок e-commerce РФ находится только в активной стадии развития, можно сделать предположение о том, что средняя динамика и средний темп роста GMV на продавца в США за 2017-2021 гг. будут ориентиром для развития российского рынка в 2022-2026 гг.

Таблица 5. USA Market

Category

Unit

2017

2018

2019

2020

2021

E-commerce retail sales

$ bn

282

316

375

489

540

E-commerce sales penetration

%

9%

10%

11%

14%

15%

Number of Sellers

thsd

3308

3371

4333

5460

6615

GMV of seller

$ mln

0,085

0,094

0,087

0,090

0,082

Итак, имея данные более развитого рынка США о Retail sales, E-commerce sales penetration, E-commerce, retail sales и GMV per seller можно сделать прогноз о number of sellers и E-commerce sales penetration в РФ (Таблица 6).

Таблица 6. Sellers forecast

SELLERS FORECAST 

Category

Unit

2020

2021

2022

2023

2024

2025

2026

Retail sales

 bn

32766

36523

30597

31451

35121

37404

41652

E-commerce sales penetration

%

9%

11%

14%

15%

17%

18%

18%

E-commerce retail sales

 bn

2818

4018

4406

4718

5798

6796

7568

GMV per seller

mln

9

5

5

5

5

5

5

Number of Sellers

thsd

321

813

898

969

1200

1418

1591

Выводы

  • Retail sales на 2021 г. составил 37 404 млрд руб., в прогнозном периоде на 2026 г. будет равен 41 652 млрд руб. 
  • Проникновение по e-commerce sales в 2021 г. равно 11%, экстраполируя динамику проникновения по e-commerce sales в США с 2020 г. на рынок России, значение проникновения в 2026 г. будет составлять 18%. 
  • E-com retail sales на 2021 г. составил 4 018 млрд руб., в прогнозном периоде на 2026 г. будет составлять 7 568 млрд руб. 
  • GMV per seller на 2021 г. составляет 4,94 млн руб., в прогнозном периоде на 2026 г. составляет 4,76 млн руб. (размывание среднего GMV на продавца).
  • Количество продавцов в РФ в 2026 г. составит 1591 тыс. компаний.

Список литературы

  1. Федеральная служба государственной статистики РФ / URL: https://rosstat.gov.ru/ (Электронный ресурс, дата обращения: 10.06.2022)
  2. Центральный Банк РФ / URL: https://cbr.ru/ (Электронный ресурс, дата обращения: 15.06.2022)
  3. Агентство Прогнозирования Экономики / URL: https://apecon.ru (Электронный ресурс, дата обращения: 15.06.2022)
  4. E-commerce Foundation “Russia B2C E-commerce Report 2021”. / URL: https://www.ecommerce-europe.eu/research/ecommerce-europe-reports/ (Электронный ресурс, дата обращения: 12.06.2022)
  5. Rosenlund R. (2015) E-commerce value chain in Russian markets. The role of market specific factors/ URL: http://goo.gl/dS6EbZ / (Электронный ресурс, дата обращения: 13.06.2022)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее