Методология аналитического исследования
Для достижения целей исследования будет проведен прогноз e-commerce продаж в России методом Top-Down. Методология составления прогноза:
- Макроанализ рынка России и США;
 - Исследование проникновения e-commerce sales в общий рынок ритейла в РФ и США;
 - Экстраполяция значений проникновения в США на рынок РФ;
 - Расчет годового GMV и его динамики;
 - Экстраполяция среднего GMV на продавца и его динамики в США на рынок РФ;
 - Построение прогноза по продавцам в РФ.
 
При расчетах в работе были сделаны следующие допущения на основе прогнозов Федеральной Службы Государственной Статистики [1], Центрального банка РФ [2] и Агентства Прогнозирования Экономики [3] относительно макроэкономических показателей РФ в 2022 – 2026 годах:
- Падение номинального ВВП РФ на 8% в 2022 году и на 1% в 2023 году;
 - Восстановление текущих темпов роста по номинальному ВВП РФ (7%), начиная с 2024 года;
 - Сохранение текущей тенденции по снижению количества компаний ( -200 тыс. в год).
 
Прогноз e-commerce продаж методом Top-Down
При проведении макроанализа рынка РФ и США были сформированы следующие показатели, отраженные в таблицах 1 и 2:
- GDP;
 - Retail Sales;
 - Проникновение по e-commerce sales.
 
Исходя из этих данных посчитаны E-commerce sales penetration in GDP и E-commerce retail sales по формулам:
- E-commerce retail sales = Retail sales* E-commerce sales penetration
 - E-commerce sales penetration in GDP = E-commerce retail sales / GDP
 
Таблица 1. Проникновение e-commerce sales в РФ 2018-2021 гг.
| 
			 Category  | 
			
			 Unit  | 
			
			 2018  | 
			
			 2019  | 
			
			 2020  | 
			
			 2021  | 
		
| 
			 GDP  | 
			
			 ₽ bn  | 
			
			 103 862  | 
			
			 109 608  | 
			
			 103 470  | 
			
			 117 393  | 
		
| 
			 Retail sales  | 
			
			 ₽ bn  | 
			
			 31 433  | 
			
			 33 440  | 
			
			 32 766  | 
			
			 36 523  | 
		
| 
			 E-commerce sales penetration  | 
			
			 %  | 
			
			 5%  | 
			
			 6%  | 
			
			 9%  | 
			
			 11%  | 
		
| 
			 E-commerce retail sales  | 
			
			 ₽ bn  | 
			
			 1 572  | 
			
			 2 006  | 
			
			 2 818  | 
			
			 4 018  | 
		
| 
			 E-commerce penetration in GDP  | 
			
			 %  | 
			
			 1,5%  | 
			
			 1,8%  | 
			
			 2,7%  | 
			
			 3,4%  | 
		
Таблица 2. Проникновение e-commerce sales в США 2017-2021 гг.
| 
			 Category  | 
			
			 Unit  | 
			
			 2017  | 
			
			 2018  | 
			
			 2019  | 
			
			 2020  | 
			
			 2021  | 
		
| 
			 GDP  | 
			
			 $ bn  | 
			
			 19 540  | 
			
			 20 610  | 
			
			 21 430  | 
			
			 20 940  | 
			
			 23 200  | 
		
| 
			 Retail sales  | 
			
			 $ bn  | 
			
			 3 096  | 
			
			 3 191  | 
			
			 3 290  | 
			
			 3 399  | 
			
			 3 598  | 
		
| 
			 E-commerce sales penetration  | 
			
			 %  | 
			
			 9%  | 
			
			 10%  | 
			
			 11%  | 
			
			 14%  | 
			
			 15%  | 
		
| 
			 E-commerce retail sales  | 
			
			 $ bn  | 
			
			 282  | 
			
			 316  | 
			
			 375  | 
			
			 489  | 
			
			 540  | 
		
| 
			 E-commerce penetration in GDP  | 
			
			 %  | 
			
			 1,4%  | 
			
			 1,5%  | 
			
			 1,7%  | 
			
			 2,3%  | 
			
			 2,3%  | 
		
Проникновение e-commerce sales в РФ в 2021 году составляло 11%. Данный показатель увеличивается со средним темпом роста 30% с 2018 года. Проникновение e-commerce РФ эквивалентно аналогичному показателю в США в 2019 году (11%), отставание составляет 2 года. Показатели среднего темпа роста и его динамики будут в дальнейшем использованы в качестве предпосылок формирования прогноза проникновения по e-commerce sales в РФ. Данное допущение возможно из-за схожей динамики развития e-commerce двух стран, но с сдвигом на несколько лет в развитии. При этом объемы рынков разные.
Далее сформированы показатели GMV основных игроков на рынке e-commerce в России (Таблица 3). GMV по компаниям Others (Lamoda, DNS, M-video и др.) указан как разница GMV основных игроков из суммарного GMV по рынку e-commerce.
Таблица 3. Динамика GMV по компаниям на рынке e-commerce в РФ 2018-2021 гг.
| 
			 Category  | 
			
			 Unit  | 
			
			 Company  | 
			
			 2018  | 
			
			 2019  | 
			
			 2020  | 
			
			 2021  | 
		
| 
			 GMV  | 
			
			 ₽ bn  | 
			
			 Wildberries  | 
			
			 119  | 
			
			 230  | 
			
			 437  | 
			
			 844  | 
		
| 
			 ОЗОН  | 
			
			 43  | 
			
			 81  | 
			
			 197  | 
			
			 462  | 
		||
| 
			 AliExpress  | 
			
			 150  | 
			
			 180  | 
			
			 229  | 
			
			 306  | 
		||
| 
			 Сбер Мега Маркет  | 
			
			 2  | 
			
			 6  | 
			
			 18  | 
			
			 29  | 
		||
| 
			 Яндекс Маркет  | 
			
			 17  | 
			
			 35  | 
			
			 44  | 
			
			 122  | 
		||
| 
			 Others (Lamoda, DNS,М-Видео и др.)  | 
			
			 1241  | 
			
			 1475  | 
			
			 1892  | 
			
			 2254  | 
		||
| 
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 TOTAL  | 
			
			 1572  | 
			
			 2006  | 
			
			 2818  | 
			
			 4018  | 
		
Общий GMV в 2021 году в РФ составил 4 018 млрд рублей. Данный показатель увеличивается со средним темпом роста 37% с 2018 года.
Аналогично были сформированы показатели GMV на рынке e-commerce в США. Рынок e-commerce в США представлен компаниями Amazon, Ebay, Etsy и другими участниками рынка (Таблица 4).
Таблица 4. GMV на рынке e-commerce в США 2017-2021 гг.
| 
			 
  | 
			
			 Unit  | 
			
			 Company  | 
			
			 2017  | 
			
			 2018  | 
			
			 2019  | 
			
			 2020  | 
			
			 2021  | 
		
| 
			 GMV 
 
  | 
			
			 $ bn 
 
  | 
			
			 Amazon  | 
			
			 66  | 
			
			 114  | 
			
			 151  | 
			
			 223  | 
			
			 300  | 
		
| 
			 Ebay  | 
			
			 88  | 
			
			 95  | 
			
			 86  | 
			
			 100  | 
			
			 105  | 
		||
| 
			 Etsy  | 
			
			 3  | 
			
			 4  | 
			
			 5  | 
			
			 10  | 
			
			 12  | 
		||
| 
			 Others (Walmart, Target, Wish, GShop)  | 
			
			 124  | 
			
			 104  | 
			
			 134  | 
			
			 156  | 
			
			 123  | 
		||
| 
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 TOTAL  | 
			
			 282  | 
			
			 316  | 
			
			 375  | 
			
			 489  | 
			
			 540  | 
		
Общий GMV в 2021 году в США составил 540 млрд долларов. Данный показатель увеличивается со средним темпом роста 18% с 2017 года.
За 2020-2021 год средний GMV на продавца в РФ составил 0,09 млн долл. (Таблица 6) что совпадает с аналогичным показателем на рынке США за 2017-2018 гг (Таблица 5). Так как рынок США e-commerce является развитым, а рынок e-commerce РФ находится только в активной стадии развития, можно сделать предположение о том, что средняя динамика и средний темп роста GMV на продавца в США за 2017-2021 гг. будут ориентиром для развития российского рынка в 2022-2026 гг.
Таблица 5. USA Market
| 
			 Category  | 
			
			 Unit  | 
			
			 2017  | 
			
			 2018  | 
			
			 2019  | 
			
			 2020  | 
			
			 2021  | 
		
| 
			 E-commerce retail sales  | 
			
			 $ bn  | 
			
			 282  | 
			
			 316  | 
			
			 375  | 
			
			 489  | 
			
			 540  | 
		
| 
			 E-commerce sales penetration  | 
			
			 %  | 
			
			 9%  | 
			
			 10%  | 
			
			 11%  | 
			
			 14%  | 
			
			 15%  | 
		
| 
			 Number of Sellers  | 
			
			 thsd  | 
			
			 3308  | 
			
			 3371  | 
			
			 4333  | 
			
			 5460  | 
			
			 6615  | 
		
| 
			 GMV of seller  | 
			
			 $ mln  | 
			
			 0,085  | 
			
			 0,094  | 
			
			 0,087  | 
			
			 0,090  | 
			
			 0,082  | 
		
Итак, имея данные более развитого рынка США о Retail sales, E-commerce sales penetration, E-commerce, retail sales и GMV per seller можно сделать прогноз о number of sellers и E-commerce sales penetration в РФ (Таблица 6).
Таблица 6. Sellers forecast
| 
			 SELLERS FORECAST  | 
		||||||||
| 
			 Category  | 
			
			 Unit  | 
			
			 2020  | 
			
			 2021  | 
			
			 2022  | 
			
			 2023  | 
			
			 2024  | 
			
			 2025  | 
			
			 2026  | 
		
| 
			 Retail sales  | 
			
			 ₽ bn  | 
			
			 32766  | 
			
			 36523  | 
			
			 30597  | 
			
			 31451  | 
			
			 35121  | 
			
			 37404  | 
			
			 41652  | 
		
| 
			 E-commerce sales penetration  | 
			
			 %  | 
			
			 9%  | 
			
			 11%  | 
			
			 14%  | 
			
			 15%  | 
			
			 17%  | 
			
			 18%  | 
			
			 18%  | 
		
| 
			 E-commerce retail sales  | 
			
			 ₽ bn  | 
			
			 2818  | 
			
			 4018  | 
			
			 4406  | 
			
			 4718  | 
			
			 5798  | 
			
			 6796  | 
			
			 7568  | 
		
| 
			 GMV per seller  | 
			
			 ₽mln  | 
			
			 9  | 
			
			 5  | 
			
			 5  | 
			
			 5  | 
			
			 5  | 
			
			 5  | 
			
			 5  | 
		
| 
			 Number of Sellers  | 
			
			 thsd  | 
			
			 321  | 
			
			 813  | 
			
			 898  | 
			
			 969  | 
			
			 1200  | 
			
			 1418  | 
			
			 1591  | 
		
Выводы
- Retail sales на 2021 г. составил 37 404 млрд руб., в прогнозном периоде на 2026 г. будет равен 41 652 млрд руб.
 - Проникновение по e-commerce sales в 2021 г. равно 11%, экстраполируя динамику проникновения по e-commerce sales в США с 2020 г. на рынок России, значение проникновения в 2026 г. будет составлять 18%.
 - E-com retail sales на 2021 г. составил 4 018 млрд руб., в прогнозном периоде на 2026 г. будет составлять 7 568 млрд руб.
 - GMV per seller на 2021 г. составляет 4,94 млн руб., в прогнозном периоде на 2026 г. составляет 4,76 млн руб. (размывание среднего GMV на продавца).
 - Количество продавцов в РФ в 2026 г. составит 1591 тыс. компаний.
 
Список литературы
- Федеральная служба государственной статистики РФ / URL: https://rosstat.gov.ru/ (Электронный ресурс, дата обращения: 10.06.2022)
 - Центральный Банк РФ / URL: https://cbr.ru/ (Электронный ресурс, дата обращения: 15.06.2022)
 - Агентство Прогнозирования Экономики / URL: https://apecon.ru (Электронный ресурс, дата обращения: 15.06.2022)
 - E-commerce Foundation “Russia B2C E-commerce Report 2021”. / URL: https://www.ecommerce-europe.eu/research/ecommerce-europe-reports/ (Электронный ресурс, дата обращения: 12.06.2022)
 - Rosenlund R. (2015) E-commerce value chain in Russian markets. The role of market specific factors/ URL: http://goo.gl/dS6EbZ / (Электронный ресурс, дата обращения: 13.06.2022)
 


