Методология аналитического исследования
Для достижения целей исследования будет проведен прогноз e-commerce продаж в России методом Top-Down. Методология составления прогноза:
- Макроанализ рынка России и США;
- Исследование проникновения e-commerce sales в общий рынок ритейла в РФ и США;
- Экстраполяция значений проникновения в США на рынок РФ;
- Расчет годового GMV и его динамики;
- Экстраполяция среднего GMV на продавца и его динамики в США на рынок РФ;
- Построение прогноза по продавцам в РФ.
При расчетах в работе были сделаны следующие допущения на основе прогнозов Федеральной Службы Государственной Статистики [1], Центрального банка РФ [2] и Агентства Прогнозирования Экономики [3] относительно макроэкономических показателей РФ в 2022 – 2026 годах:
- Падение номинального ВВП РФ на 8% в 2022 году и на 1% в 2023 году;
- Восстановление текущих темпов роста по номинальному ВВП РФ (7%), начиная с 2024 года;
- Сохранение текущей тенденции по снижению количества компаний ( -200 тыс. в год).
Прогноз e-commerce продаж методом Top-Down
При проведении макроанализа рынка РФ и США были сформированы следующие показатели, отраженные в таблицах 1 и 2:
- GDP;
- Retail Sales;
- Проникновение по e-commerce sales.
Исходя из этих данных посчитаны E-commerce sales penetration in GDP и E-commerce retail sales по формулам:
- E-commerce retail sales = Retail sales* E-commerce sales penetration
- E-commerce sales penetration in GDP = E-commerce retail sales / GDP
Таблица 1. Проникновение e-commerce sales в РФ 2018-2021 гг.
Category |
Unit |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
GDP |
₽ bn |
103 862 |
109 608 |
103 470 |
117 393 |
Retail sales |
₽ bn |
31 433 |
33 440 |
32 766 |
36 523 |
E-commerce sales penetration |
% |
5% |
6% |
9% |
11% |
E-commerce retail sales |
₽ bn |
1 572 |
2 006 |
2 818 |
4 018 |
E-commerce penetration in GDP |
% |
1,5% |
1,8% |
2,7% |
3,4% |
Таблица 2. Проникновение e-commerce sales в США 2017-2021 гг.
Category |
Unit |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
GDP |
$ bn |
19 540 |
20 610 |
21 430 |
20 940 |
23 200 |
Retail sales |
$ bn |
3 096 |
3 191 |
3 290 |
3 399 |
3 598 |
E-commerce sales penetration |
% |
9% |
10% |
11% |
14% |
15% |
E-commerce retail sales |
$ bn |
282 |
316 |
375 |
489 |
540 |
E-commerce penetration in GDP |
% |
1,4% |
1,5% |
1,7% |
2,3% |
2,3% |
Проникновение e-commerce sales в РФ в 2021 году составляло 11%. Данный показатель увеличивается со средним темпом роста 30% с 2018 года. Проникновение e-commerce РФ эквивалентно аналогичному показателю в США в 2019 году (11%), отставание составляет 2 года. Показатели среднего темпа роста и его динамики будут в дальнейшем использованы в качестве предпосылок формирования прогноза проникновения по e-commerce sales в РФ. Данное допущение возможно из-за схожей динамики развития e-commerce двух стран, но с сдвигом на несколько лет в развитии. При этом объемы рынков разные.
Далее сформированы показатели GMV основных игроков на рынке e-commerce в России (Таблица 3). GMV по компаниям Others (Lamoda, DNS, M-video и др.) указан как разница GMV основных игроков из суммарного GMV по рынку e-commerce.
Таблица 3. Динамика GMV по компаниям на рынке e-commerce в РФ 2018-2021 гг.
Category |
Unit |
Company |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
GMV |
₽ bn |
Wildberries |
119 |
230 |
437 |
844 |
ОЗОН |
43 |
81 |
197 |
462 |
||
AliExpress |
150 |
180 |
229 |
306 |
||
Сбер Мега Маркет |
2 |
6 |
18 |
29 |
||
Яндекс Маркет |
17 |
35 |
44 |
122 |
||
Others (Lamoda, DNS,М-Видео и др.) |
1241 |
1475 |
1892 |
2254 |
||
|
|
TOTAL |
1572 |
2006 |
2818 |
4018 |
Общий GMV в 2021 году в РФ составил 4 018 млрд рублей. Данный показатель увеличивается со средним темпом роста 37% с 2018 года.
Аналогично были сформированы показатели GMV на рынке e-commerce в США. Рынок e-commerce в США представлен компаниями Amazon, Ebay, Etsy и другими участниками рынка (Таблица 4).
Таблица 4. GMV на рынке e-commerce в США 2017-2021 гг.
|
Unit |
Company |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
GMV
|
$ bn
|
Amazon |
66 |
114 |
151 |
223 |
300 |
Ebay |
88 |
95 |
86 |
100 |
105 |
||
Etsy |
3 |
4 |
5 |
10 |
12 |
||
Others (Walmart, Target, Wish, GShop) |
124 |
104 |
134 |
156 |
123 |
||
|
|
TOTAL |
282 |
316 |
375 |
489 |
540 |
Общий GMV в 2021 году в США составил 540 млрд долларов. Данный показатель увеличивается со средним темпом роста 18% с 2017 года.
За 2020-2021 год средний GMV на продавца в РФ составил 0,09 млн долл. (Таблица 6) что совпадает с аналогичным показателем на рынке США за 2017-2018 гг (Таблица 5). Так как рынок США e-commerce является развитым, а рынок e-commerce РФ находится только в активной стадии развития, можно сделать предположение о том, что средняя динамика и средний темп роста GMV на продавца в США за 2017-2021 гг. будут ориентиром для развития российского рынка в 2022-2026 гг.
Таблица 5. USA Market
Category |
Unit |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
E-commerce retail sales |
$ bn |
282 |
316 |
375 |
489 |
540 |
E-commerce sales penetration |
% |
9% |
10% |
11% |
14% |
15% |
Number of Sellers |
thsd |
3308 |
3371 |
4333 |
5460 |
6615 |
GMV of seller |
$ mln |
0,085 |
0,094 |
0,087 |
0,090 |
0,082 |
Итак, имея данные более развитого рынка США о Retail sales, E-commerce sales penetration, E-commerce, retail sales и GMV per seller можно сделать прогноз о number of sellers и E-commerce sales penetration в РФ (Таблица 6).
Таблица 6. Sellers forecast
SELLERS FORECAST |
||||||||
Category |
Unit |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
Retail sales |
₽ bn |
32766 |
36523 |
30597 |
31451 |
35121 |
37404 |
41652 |
E-commerce sales penetration |
% |
9% |
11% |
14% |
15% |
17% |
18% |
18% |
E-commerce retail sales |
₽ bn |
2818 |
4018 |
4406 |
4718 |
5798 |
6796 |
7568 |
GMV per seller |
₽mln |
9 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Number of Sellers |
thsd |
321 |
813 |
898 |
969 |
1200 |
1418 |
1591 |
Выводы
- Retail sales на 2021 г. составил 37 404 млрд руб., в прогнозном периоде на 2026 г. будет равен 41 652 млрд руб.
- Проникновение по e-commerce sales в 2021 г. равно 11%, экстраполируя динамику проникновения по e-commerce sales в США с 2020 г. на рынок России, значение проникновения в 2026 г. будет составлять 18%.
- E-com retail sales на 2021 г. составил 4 018 млрд руб., в прогнозном периоде на 2026 г. будет составлять 7 568 млрд руб.
- GMV per seller на 2021 г. составляет 4,94 млн руб., в прогнозном периоде на 2026 г. составляет 4,76 млн руб. (размывание среднего GMV на продавца).
- Количество продавцов в РФ в 2026 г. составит 1591 тыс. компаний.
Список литературы
- Федеральная служба государственной статистики РФ / URL: https://rosstat.gov.ru/ (Электронный ресурс, дата обращения: 10.06.2022)
- Центральный Банк РФ / URL: https://cbr.ru/ (Электронный ресурс, дата обращения: 15.06.2022)
- Агентство Прогнозирования Экономики / URL: https://apecon.ru (Электронный ресурс, дата обращения: 15.06.2022)
- E-commerce Foundation “Russia B2C E-commerce Report 2021”. / URL: https://www.ecommerce-europe.eu/research/ecommerce-europe-reports/ (Электронный ресурс, дата обращения: 12.06.2022)
- Rosenlund R. (2015) E-commerce value chain in Russian markets. The role of market specific factors/ URL: http://goo.gl/dS6EbZ / (Электронный ресурс, дата обращения: 13.06.2022)