В условиях современной глобализации и постоянной конкуренции на мировом рынке важно обеспечивать баланс интересов между государством и крупными компаниями, которыми зачастую являются именно транснациональные компании (далее - ТНК), чтобы обеспечить устойчивое экономическое развитие страны и благополучие ее граждан.
Современная деятельность ТНК имеет положительные и отрицательные последствия для состояния мирового хозяйства и экономик государств. К числу положительных можно отнести то, что ТНК являются центрами появления инноваций и технологий, связующим звеном по переходу прогресса от развитых стран к развивающимся. Фирмы, с которыми работают ТНК, начинаются подтягиваться до их уровня, повышается производительность труда и эффективность производства, что влечет за собой снижение цен на товары и услуги. Развитие ТНК и их интеграция в мировую экономику способствует выравниванию экономического уровня развитых стран «Глобального Севера» и развивающих стран «Глобального Юга».
Среди отрицательных последствий следует выделить монополизацию локальных рынков, угрозу суверенитету малых государств, поскольку с ростом своей финансовой мощи ТНК могут диктовать условия целым государствам, и угрозу экологии - с ужесточением экологических стандартов ТНК переводят грязные производства в бедные страны [1].
В каждом государстве присутствуют свои последствия в результате деятельности ТНК. В данной статье будет дана общая характеристика проблемам, возникающим в российском государстве в результате действия транснациональных компаний и их возможной, достаточной нормативно-правовой неурегулированности.
Первой проблемой государственного регулирования ТНК в России является отсутствие эффективного механизма контроля и надзора за их деятельностью. Многие транснациональные компании имеют значительное влияние на рынок и могут вести деятельность, которая противоречит национально-экономической политике России. Например, они могут занижать цены на свою продукцию, искусственно создавать конкурентные преимущества перед отечественными производителями. Поэтому важно разработать действительно эффективные механизмы контроля над деятельностью ТНК, чтобы предотвратить нарушения законодательства и защитить интересы отечественных производителей.
Еще одной проблемой является недостаточная прозрачность деятельности ТНК в России. Многие транснациональные компании в стране юридически присутствуют через дочерние предприятия и филиалы, что затрудняет контроль над их финансовыми операциями и налоговыми платежами. Это создает условия для уклонения от уплаты налогов и негативно влияет на бюджетную систему страны.
Примеры неуплаты налогов со стороны ТНК в Российской Федерации:
1. Компания «Google»:
В 2016 году Федеральная антимонопольная служба выявила факт нарушения американской компанией Google антимонопольного законодательства. «Google» была обязана уплатить штраф в размере 438 миллионов рублей [2].
В 2019 году «Google» заключила с Федеральной налоговой службой соглашение о минимизации налоговых рисков. Компания была обязана заплатить 11,2 миллиарда рублей задолженности по налогам и штрафам.
2. Компания «Apple»:
В 2018 году Apple была обязана уплатить 147,2 миллиона рублей налогов и штрафов за нарушения законодательства РФ в сфере бухгалтерского учета и налогообложения [3].
В 2019 году компания Apple заключила с Федеральной налоговой службой соглашение о минимизации налоговых рисков и обязалась уплатить 8 миллиардов рублей задолженности по налогам и штрафам.
3. Компания «Microsoft»:
В 2013 году Федеральная антимонопольная служба привлекла «Microsoft» к ответственности за злоупотребление доминирующим положением на рынке операционных систем и оштрафовала компанию на 75,1 миллион рублей.
В 2015 году «Microsoft» была обязана уплатить около 1 миллиарда рублей налогов и штрафов за нарушения налогового законодательства РФ.
Для решения этой проблемы необходимо разработать механизмы контроля за финансовыми операциями ТНК и обеспечить их обязательное участие в бюджетной системе РФ.
Следующая проблема, которую необходимо выделить — это неравноправное положение у российских малых и средних предприятий по отношению к ТНК. Благодаря преодолению правовых ограничений на вход в рынок другого государства увеличивается прибыльность объединения. Транснациональные компании имеют возможность повышать эффективность производственных мощностей, использовать финансовую поддержку правительственных и национальных органов, снижать затраты по мере расширения производства за счет «эффекта масштаба» [4].
Таким образом, выделены следующие группы преимуществ ТНК, представленные в таблице №1.
Таблица №1. Основные преимущества ТНК, распределенные по группам [5]
Преимущество | Характеристика |
1. Технологическое |
|
2. Производственные |
|
3. Снабжение |
|
4. Маркетинговые |
|
5. Управленческие |
|
6.Преимущества внутреннего масштаба |
|
7. Доступ к рынку |
|
Малым и средним предприятиям невероятно тяжело конкурировать с ТНК. Также проблемой является недостаточное взаимопонимание и взаимодействие между государственными органами и ТНК. Часто возникают конфликты интересов по разным причинам. Для решения этой проблемы необходимо разработать механизмы взаимного решения вопросов, партнерства и т. д.
В целом, проблемы государственного регулирования деятельности ТНК в России требуют комплексного и системного подхода. Необходимо усилить правовую базу и механизмы контроля над деятельностью транснациональных компаний, чтобы обеспечить соблюдение их обязательств перед государством и защиту интересов национальной экономики.
Список литературы
- Шиман М.С. Государство и транснациональные компании // Монография. – 2016 с. 49
- «Штраф для GOOGLE» // Официальный сайт. Федеральная антимонопольная служба. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fas.gov.ru/news/3304
- «ФАС оштрафовала APPLE на 12 миллионов долларов США» // Официальный сайт. Федеральная антимонопольная служба. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fas.gov.ru/news/31268
- Молчанова, М. А. Организационные основы деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции в государственных корпорациях и транснациональных компаниях // Юридическое образование и наука. – 2021. – № 4. – С. 28
- Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право // Д. Карро, П. Жюйар. - М.: Международные отношения. 2012. – с. 99