В настоящее время Российская Федерация, как социальное государство, находится в состоянии поступательного развития. Социально-экономические и политические преобразования нацелены на улучшение качества жизни граждан, утверждение гуманистических ценностей, развитие экономики и устойчивое развитие демократических идеалов и ценностей.
Развитие физической культуры и спорта является важнейшей задачей социальной политики, поскольку оно обеспечивает воплощение гуманистических ценностей, проявляет большие перспективы для развития способностей людей, удовлетворяет их интересы и желания, а также активизирует фактор человеческого потенциала в государстве.
Таким образом, спорт является заметной составляющей государственной политики России на сегодняшний день.
Рассмотрение теоретических аспектов государственного регулирования сферы физической культуры и спорта позволило сделать заключение, что первостепенной основополагающей целью подобного рода администрирования со стороны органов власти является достижение целей, представленных на рисунке 1.
Рис. 1. Цели государственной политики РФ в сфере ФК и спорта [3]
Действующая система регулирования спорта, как и большинства других сфер является трехступенчатой т.е. реализуется на всех уровнях власти (федеральном, региональном и местном). Соответственно, в качестве субъектов управления выступают федеральные органы исполнительной власти в лице Министерства Спорта РФ, органы исполнительной власти субъектов (например, для московской области это Министерство физической культуры и спорта МО) и отраслевые органы МСУ. Важным является тот аспект, что полномочия касательно профессионального спорта возложены на государственную власть, а по массовому спорту на муниципальную, что в свою очередь закреплено такими нормативно правовыми актами, как Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ, законы субъектов РФ и нормативными правовыми актами местного уровня.
Проанализировав основные моменты институциональной структуры системы управления физической культурой и спортом в рассматриваемом регионе, а именно – Московской области, можно выделить для себя ряд аспектов.
В первую очередь отметим, что центральное место в данной системе занимает такой орган государственной исполнительной власти регионального уровня, как Министерство физической культуры и спорта МО.
Это орган специальной компетенции, обладающий полномочиями в сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности по отношению к ФК и спорту на территории субъекта. Министерство занимается разработкой и реализацией политики в данной сфере, осуществляет координацию иных органов и в целом межотраслевое управление в ходе осуществления функций управления отраслью.
Министерство физической культуры и спорта Московской области выполняет важнейшую роль в системе управления физической культурой и спортом. Министерство физической культуры и спорта Московской области является исполнителем и координатором главной программы развития и поддержки спорта Московской области - Государственной программы «Спорт Подмосковья». Установлено, что в качестве основных проблем физической культуры и спорта можно назвать обозначенные на рисунке 2 пункты.
Рис. 2. Основных проблем физической культуры и спорта Московской области
Можно сказать, что большинство из перечисленных проблем связанны с недостатком финансового обеспечения сферы.
Именно поэтому, на наш взгляд, для совершенствования государственного управления сферой физической культуры и спорта министерством физкультуры и спорта Московской области необходимы всестороннее меры, которые подразумевают поиск дополнительных источников финансирования, а именно:
1. Расширение бюджетных и внебюджетных источников поддержки отрасли.
2. Развитие некоммерческого сектора в сфере физической культуры и спорта:
– реализовывать меры поддержки для развития социально-ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО);
– стимулировать благотворительность и спонсорство в сфере физической культуры и спорта;
– развитие и реализация государственного (муниципального) частного партнерства в сфере физической культуры и спорта, что подразумевает увеличение финансирование в отрасль (для роста привлекательности реализации инвестиционных проектов).
Мы также видим, что существуют проблемы, носящие систематический характер.
В данной связи к направлениям совершенствования развития массового спорта и учреждений физической культуры в Московской области следует отнести:
– увеличение бюджетного финансирования сферы физической культуры и спорта, в том числе расширить строительство физкультурно-спортивных комплексов, плавательных бассейнов в муниципальных образованиях Московской области в шаговой доступности по месту жительства;
– модернизация спортивной инфраструктуры, создание условий для занятий спортом горожан всех возрастов и социальных слоев, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья;
– совершенствование системы всероссийских спартакиад среди различных групп населения под девизом «Спартакиада длиною в жизнь»;
– разработка актуальных образовательных программ по развитию физического воспитания и повышению культуры здорового образа жизни среди молодежи и студенчества.
Рассмотрев этапы развития спорта и физической культуры в истории, становится очевидно, что спорт – неотъемлемая часть жизни общества. И развитие данной сферы происходило во все времена, вне зависимости от внешних детерминантов материального и нематериального характера, что также подчеркивает сущность физической культуры и спорта - это объективный и естественный процесс в жизни социума[6].
В силу теоретико-педагогических дисциплин, изучаемых в физкультурных учебных заведениях, ей принадлежит значительное место. Она относится к профилирующим, мировоззренческим дисциплинам, позволяющим будущим специалистам лучше познать свой предмет.
Учебная практика убедительно свидетельствует, что улучшение воспитания историей требует постоянного совершенствования форм и методов учебной работы, программ и учебно-методических пособий, повышение качества учебников и другой литературы на исторические темы, широкой пропаганды исторических знаний, используя все средства массовой информации.
На мой взгляд, представляется важным проведение более глубоких аналитических исследований как истории развития отечественной физической культуры и спорта, так и тенденции в становлении и развитии международного спорта, олимпийского движения [7].
Сегодня в России профессиональный спорт это деятельность, имеющая официальное законное признание. Для человека, занимающегося спортом профессионально это является основной работой, оплачиваемой в соответствии с контрактом. Как и при других видах официальной работы, гражданин обеспечивается различными формами социального и медицинского страхования. Для защиты своих прав спортсмены профессионалы по желанию могут объединяться в профессиональные союзы [4].
Управление физической культурой и спортом находится на высшем уровне. Существует множество организаций, для поддержания и развития спорта в Российской Федерации. На данный момент спорт очень хорошо финансируется и развивается. Если мы обратимся к статистике, то можем увидеть, что сейчас физическая культура и спорт находятся на стабильно высоком уровне [5].
Физическая культура и спорт в Российской Федерации развиты на высшем уровне. В доказательство этому можно привести Олимпиаду 2014 в Сочи, которую мы выиграли с большим отрывом, Чемпионат мира по футболу в 2018м году, который был проведен на высоком уровне и получил положительную оценку международной федерации футбола, высокий уровень организации и проведения Чемпионатов страны, а также международных соревнований, как в летних, так и в зимних видах спорта. Помимо этого, страна в последние годы держится в лидирующих позициях международных рейтингов самых спортивных стран мира, где оценивались успехи государств на международных спортивных соревнованиях, рейтинг FIFA, численность спортивных площадок и процент вовлечённости населения в спорт (и это несмотря на негативные внешние факторы).
Соответственно, на основании высокого уровня развития физической культуры и спорта в Российской Федерации можно сделать вывод, что система административно-правового регулирования находится также на стабильно высоком уровне. Однако необходим постоянный анализ и совершенствование нормативно-правовой базы для обеспечения развития возможностей регулирования системы управления в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- Закон Московской области от 27.12.2008 № 226/2008-ОЗ «О физической культуре и спорте в Московской области» (принят постановлением Московской областной Думы от 25 декабря 2008 г. № 9/65-П) (с изменениями и дополнениями)
- Абгарян М.А. Государственное регулирование сферы физической культуры и спорта в сборнике: проблемы и перспективы развития науки в России и мире. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 7 частях, 2016г. - С. 192-194
- Андреева Л.Р., Клёнов Д.В. Организация физкультурно-спортивной работы // Молодежный научный вестник. – 2017г. - № 4 (16). - С. 49-53
- Бызов А.Н., Печин Ю.В. Программно-целевой метод в управлении физической культурой и спортом. В сборнике: Современный взгляд на будущее управленческой науки. Сборник трудов II научно-практической конференции студентов и магистрантов факультета государственного и муниципального управления. Новосибирский государственный аграрный университет, 2017г.- С. 17-18.
- Бабик Т. М Аналитическая деятельность в системе менеджмента физкультурно-спортивной организации монография / Т. М. Бабик, А. Ф. Попова; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры», Кафедра анатомии. - Челябинск: УралГУФК, 2018. - 215 с.
- Блинов А.О., Угрюмова Н.В. Управленческие аспекты развития социально-экономических систем // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2015г. - №1 (11). - С. 51-55