АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ НАЦИОНАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ В РАБОТЕ ППС

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ НАЦИОНАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ В РАБОТЕ ППС

Авторы публикации

Рубрика

Право

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 19 (169), Май ‘24

Дата публикации 15.05.2024

Поделиться

В настоящей статье автором рассматриваются основные цели и задачи, возложенные на патрульно-постовую службу МВД России, определяются основные источники правового регулирования деятельности данного подразделения, изучается ее роль в рамках обеспечения национальной безопасности, проводится анализ административно-правовых институтов, способствующих реализации данного направления, выявляются проблемы в целях внесения предложений пути по их решению.

Учитывая сложную геополитическую обстановку в России на 2024 год, сложившуюся в результате противостояния западной агрессии, проявляемой в отношении нашего государства в виде применения санкций, а также поддержания террористического режима Украины, вопросы обеспечения национальной безопасности стали приоритетными, а положения ее стратегии одними из основополагающих в деятельности силовых структур.

Рассматривая Стратегию национальной безопасности РФ, утвержденную Указом Президента от 02 июля 2021 года №400, необходимо отметить, что его базовой основой является построение планирования деятельности государственных структур, которые способны определять и поддерживать национальные приоритеты и интересы России, а также противостоять радикальным и экстремистским направлениям.

На фоне указанных событий, а также действий террористического характера, совершаемых различными преступными группировками и имеющими различные локальные формирования, позволяющими скрытно вести экстремистскую  и террористическую деятельность, одной из задач патрульно-постовых нарядов является не только охрана общественного порядка и  общественной безопасности, но также и задержание лиц, подозреваемых в совершении опасных противоправных деяний, способных нанести вред гражданам и государственной целостности.

Данный вид службы относится к МВД России, свою деятельность она осуществляет в непосредственном взаимодействии с другими структурными подразделениями ведомства, а также координировании действий со стороны органов исполнительной власти.

В настоящее время непосредственная деятельность патрульно-постовой службы регламентирована Приказом МВД России от 28 июня 2021 года №495 «Об утверждении наставления организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России» (далее – Устав ППС). В соответствии с положениями п.2 данного нормативного акта, указано, что наряду с другими правовыми источниками, которыми необходимо руководствоваться и представляющими собой правовую основу деятельности рассматриваемого подразделения.

В указанном нормативном источнике перечисляются основные задачи и функции, которые выполняются посредством патрульно-постовых нарядов, обеспечивающих охрану правопорядка в круглосуточном режиме.

Стоит отметить широкое зонирование территорий, подлежащих контроля со стороны службы. В соответствии с криминальной обстановкой, разрабатывается и ежедневная расстановка ее сил – сотрудников полиции.

Фактически, при патрулировании своего участка, сотрудники патрульно-постовой службы осуществляют наблюдение за поведением граждан, в случае допущения ими совершения административных проступков, асоциального поведения или уголовных деяний, ими применяются меры по предотвращению противоправных действий и доставлению виновного лица для принятия к нему мер административного или уголовного воздействия.

Для реализации данных функций сотрудники патрульно-постовой службы наделены правом составления протоколов об административных правонарушениях, а также правом осуществлять досмотр лиц, чьи действия вызвали неблагоприятные последствия для окружающих, а также для муниципальной или государственной собственности, например, в случае пресечения вандализма.

Таким образом, деятельность патрульно-постовой службы ориентирована, прежде всего, на реализацию конституционных положений, которые призваны обеспечивать защиту прав граждан, их жизни и здоровья.

Стоит также отметить, что законодательство наделило данную структуру ведомства обязанностью принимать непосредственное участие в оказании помощи гражданам при возникновении чрезвычайных ситуаций и происшествий. В условиях современных угроз со стороны террористических государств – принимать участие в ликвидации таковых посредством поддержания правового режима, установленного на подконтрольной территории.

Административно-правовую основу деятельности патрульно-постовой службы составляют ведомственные нормативные акты, регламентирующие их обязанности и устанавливающие должностные инструкции.

В соответствии с Уставом ППС несение службы осуществляется посредством организационной структуры, объединяющей несколько сотрудников, именуемой нарядом, численность которого определяется исходя из оперативной обстановки, сложившейся на патрулируемой территории, тем самым обеспечивая непрерывное и круглосуточное присутствие сотрудников полиции в общественных местах. Управление силами наряда осуществляет дежурная часть территориального органа внутренних дел, в компетенцию которой входит направление сотрудников патрульно-постовой службы на место совершения правонарушения или преступления. Кроме того, данной компетенцией обладает также Главное управления нарядами, которое координирует действия сотрудников, а также обеспечивает своевременное реагирование в случае поступления информации о приготовлении или непосредственных нарушениях массового характера охраняемого порядка.

Несмотря на то, что Стратегия политики национальной безопасности РФ разрабатывается и применяется в качестве нормативного акта с 2010 года, в положениях Устава ППС не акцентируется внимание на данном правовом источнике, что на наш взгляд, представляется не совсем верным. Так, положения п.2 Приказа, на основе которого выстраивается служба рассматриваемого подразделения, дает лишь общую формулировку правовых источников, которыми она обязана руководствоваться при несении службы, а именно «актами Президента Российской Федерации». Данная позиция, на наш взгляд, представляется не совсем верной, поскольку национальная безопасность является одним из приоритетных направлений и является более широким понятием, включающим в себя безопасность и охрану общественного порядка. Помимо этого, полагаем необходимым расширить терминологию, определяющую основные задачи патрульно-постовой службы, определив ее как субъект, обеспечивающий правопорядок и национальную безопасность государства.  

Рассмотрев функции и обязанности сотрудников патрульно-постовой службы, мы можем отметить низкий уровень предоставленных им полномочий в рамках реализации обеспечения национальной безопасности. Учитывая, что большинство террористических актов совершается мигрантами, лицами иностранных государств, необходимо расширить права сотрудников, направленных на проверку документов, удостоверяющих личность, а также предоставляющих им право нахождения на территории России. В настоящее время такие действия со стороны сотрудников возможны в случае, если иностранный гражданин замечен при попытке совершить противоправное действие или уголовное деяние, либо уже их совершившее, или при наличии ориентировки на розыск данного лица. Тем не менее, на наш взгляд, проверка правомочных документов, позволяющих иностранному гражданину, а также гражданину стран СНГ законно пребывать в РФ, должна входить в число задач патрульно-постовой службы, включив п.10.11 – осуществлять проверку законности нахождения иностранных граждан на территории РФ, осуществлять взаимодействие с Миграционной службой России по установлению факта незаконного пребывания лиц иностранных государств и стран СНГ в целях обеспечения национальной безопасности.

Несовершенству административно-правовых институтов, на наш взгляд, способствует также разрозненность нормативных актов, определяющих задачи, функции и полномочия сотрудников патрульно-постовых подразделений, тем самым снижая эффективность деятельности и представления понимания сотрудников о целях несения ими службы.

Как мы видим, административно-правовые институты, обеспечивающие деятельность работы патрульно-постовой службы, требуют совершенствования, соответствующие приоритетным целям государства, направленным на реализацию Стратегии национальной безопасности РФ. В соответствии с проводимой государственной политикой, в изложенном материале нами были предложены изменения, которые необходимы к принятию в целях расширения полномочий сотрудников рассматриваемой службы.

Список литературы

  1. Алешин С. В. Обеспечение принципа законности в деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции / С. В. Алешин // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. – 2019. – № 5-3. – С. 7-9
  2. Ерыгина А. В. Проблемные вопросы правового обеспечения в сфере управления деятельностью патрульно-постовой службы полиции / А. В. Ерыгина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – № 4-3(67). – С. 22-25
  3. Копылов, А. Н. Алгоритм поиска оптимальных маршрутов патрулирования нарядов патрульно-постовой службы полиции / А. Н. Копылов // Вестник Воронежского института МВД России. – 2023. – № 3. – С. 161-168
  4. Левченко А. А. Тактика действий нарядов патрульно-постовой службы полиции в условиях чрезвычайных обстоятельств / А. А. Левченко // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. – 2022. – № 2(43). – С. 165-167
  5. Совершенствование подготовки сотрудников патрульно-постовой службы полиции к несению службы в современных условиях / А. Ф. Самороковский, С. В. Орленко, К. А. Мельник, Р. А. Жилин. – Воронеж: Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. – 138 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary