ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ФИЗИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 13 (163), Апрель ‘24

Дата публикации 03.04.2024

Поделиться

Целью статьи является рассмотрение процесса формирования познавательного интереса на уроках физики.

Формирование познавательного интереса учеников это одна из важнейших задач педагога. Так как эффективность учебного процесса напрямую связано с внутренней мотивацией учащихся (внутренняя мотивация — это стремление узнать или получить что-то, что относится в первую очередь к нематериальной ценности), а уже во вторую очередь зависит от индивидуальных особенностей каждого ученика. Вообще причина мотивации учащихся может быть абсолютно разной, она может исходить изнутри, то есть связана с пониманием того, что данные знания ему пригодятся в дальнейшем, или она существует извне. Например, когда ученик учится так как его заставляют родители, это механическое учение, мотивация исходит (внешнюю мотивацию определяют внешние факторы и условия — заработать денег, получить премию, награду, работать в престижной компании, получить признание). Так же ученик может изучать данный предмет только из-за того, что ему нравится личность педагога.

Формирование познавательного интереса у учеников обеспечит более качественное изучение и усвоение учебной информации. Для этого в первую очередь необходим полностью изучить учебные возможности учащихся. В одном и том же классе дети могут различаться по множеству интересов, способностям, изначальной подготовки. Оценка этих факторов и учет возрастных особенностей позволит более грамотно выбрать форму будущих уроков. Например, для учеников из 7 и 8 классов лучше подходят уроки в виде турниров, КВН, аукционов, а старшеклассники наоборот лучше воспринимают лекции, творческие задания в группах, отчет в группах.

Также стоит учитывать, что интерес к учению возникнув без опоры на прочные умения и навыки в учебной работе, угасает, и, наоборот, успешное выполнение учебной работы за счёт владения умением учиться само по себе является сильным мотивирующим фактором. Уровни развития познавательного интереса разные: у значительной части подростков познавательный интерес имеет широкую локализацию, для них характерны внутренние побуждения, открытость ко многим областям знаний. Они активно ищут знания, извлекая их из различных источников и за пределами урока (периодическая печать, радио, телевидение). Широта их интересов может выражаться в общей любознательности, но не всегда в глубоком подходе к познанию. Эти дети, с бьющей ключом познавательной энергией, побудителем которой является интерес, составляют опору в учебном процессе. В процессе обучения важно укреплять знания таких учеников, постоянно переводить их на более высокий путь познания.

Еще весьма сильно поднимает интерес учащихся связь изучаемой темы с другими предметами или с бытовыми ситуациями. Учащимся не интересно изучать саму суть явлений, формул. В разы интереснее когда знания полученные на математике, учащиеся используют на физике, а знания полученные на физике, используют в жизни. Так ученики видят прикладную пользу материала изучаемого в школе и что самое главное осознают как они способны самостоятельно пользоваться теми или иными явлениями.

Если обобщить все выше сказанное, то для более эффективного освоения учебной информации, необходимо наличие внутренней мотивации, то есть необходимо формировать познавательный интерес на уроках. Для формирования познавательного интереса педагогу необходимо для начала детально изучить особенности учащихся и исходя из этого подобрать оптимальный формат уроков. На самих уроках попытаться показать прикладную пользу изученного материала, и найти связь с другими предметами. Помочь углубить знания любознательных детей, чтобы они обучались мыслить более обширно.

Список литературы

  1. Анофрикова С.В, Бобкова М.А, Бордонская Л.А. Методика преподавания физики в средней школе:частные вопросы. Учебное пособие для студентов пед.ин-тов по физ.-мат.спец. Под редакцией С.Е. Каменецкого, Л.А.Ивановой.-М.: Просвещение, 2016.-336
  2. Булатова Е.В. Развивать у учащихся интерес к знаниям и учению.//Физика в школе - 1999. - № 2 - с. 92-93
  3. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М .: Просвещение, 1999. - 112 c.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary