ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ СТУДЕНТАМ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ СТУДЕНТАМ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 2 (152), Январь ‘24

Дата публикации 21.01.2024

Поделиться

Статья посвящена процессу обучения студентов с расстройствами аутистического спектра и возможностям их адаптации в сфере среднего профессионального образования.

Сфера среднего профессионального образования, наряду с другими аспектами обучения в современном мире, становится всё более инклюзивной. Это справедливо в том числе в отношении расстройств аутистического спектра. У многих людей с высокофункциональным аутизмом есть запрос на получение среднего и высшего профессионального образования, но они испытывают трудности в адаптации к новым условиям и новым требованиям.

"Расстройства аутистического спектра (РАС) - спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов" [1]. Важно отметить, что аутизм - это именно спектр, поэтому в него могут входить люди с разным уровнем поддержки и разными потребностями, разной степенью вовлеченности и разнообразными интересами.

Студентам с РАС необходимы особые условия для обучения, в том числе и в сфере профессионального образование, которая часто оказывается для них недоступной или наполненной стрессами по причине низких навыков социальной адаптации.

Студенты среднего профессионального образования находятся в специфической и уязвимой позиции. С одной стороны, это характерный для любого профессионального образования переход от общей системе к более узкому кругу предметов и тем. Это может оказаться плюсом для людей со специальными интересами, которые в школе испытывали проблемы с общеобразовательными предметами. С другой стороны, в системе среднего образования средний возраст ниже, чем в системе высшего образования. Поэтому адаптация может осложняться и проблемами подросткового возраста.

"Основные вопросы, которые интересуют студентов (...), сводятся к актуальности выбранной профессии в настоящее время, к вопросу о конкретных функциях будущей специальности, о процессе обучения данной специальности, о тонкостях и специфике будущей профессиональной деятельности, о приобретении необходимых практических навыков" [3]. В отношении студентов с РАС, адаптация и применение знаний на практике для которых сопряженно с большим числом стрессов и сложностей, этот постулат особенно актуален.

В российской системе не так много исследований, посвященных аккомодации студентов с РАС к условиям обучения. Результаты Всероссийского мониторингам Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС Московского государственного психолого-педагогического университета состояния образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) 2020 года , показали, что доля обучающихся с РАС на уровнях среднего профессионального и высшего образования пока еще крайне мала — 269 и 7 студентов [4]. При этом существует проблема низкого процента диагностированных людей с РАС, поэтому среди студентов могут оказаться люди с недиагностированным расстройством, но при этом имеющие черты аутизма.

Как отмечают авторы статьи о создании специальных условиях обучения для студентов с РАС, "особую сложность представляет подготовка к трудовой деятельности лиц с РАС в сочетании с интеллектуальными нарушениями, что связано с их трудностями переработки информации, исполнительными функциями, включая регуляцию, программирование и контроль собственной деятельности, а также со специфическими социальнокоммуникативными нарушениями" [5]. Для таких студентов требуются специальные условия и, вероятно, потенциальное создание специальных групп обучения.

При обучении студентов с РАС необходимо помнить, что большинству из них потребуется больше внимания и поддержки в процессе выполнения заданий, индивидуальный подход к нуждам и умениям учащегося. Задача преподавателя так организовать учебный процесс, чтобы выделить для такого студента отдельное время, но при этом не нарушать процесс для остальных студентов. Например, если студент имеет специальный интерес, связанный с предметом, преподаватель может стимулировать такую заинтересованность, давая студенту индивидуальные задания.

Для облегчения процесса образования для студентов с РАС преподаватель может прибегать к методу подачи информации через разные каналы, чтобы обеспечить вовлеченность наибольшего количества студентов. Рекомендация может быть применима в отношении в целом процесса обучения, но для студентов с ярко выраженным типом восприятия (группа включает в себя и студентов с разнообразными нейроотличиями) это особенно важно.

У студентов могут возникать сложности с навыками планирования и исполнительной дисфункцией. Им может понадобиться помощь непосредственно с организацией времени. Чёткая структура урока также может послужить хорошим подспорьем.

Для работы со студентами с РАС учебное учреждение может организовать специальные встречи со специалистами и тренинги по работе со студентами РАС и другими нейроотличиями от специализированных центров.

К техникам, которые могут стать для студентов своеобразным вызовом, можно отнести ролевые игры и круглый стол. С одной стороны, студенты с РАС испытывают определенные сложности в межличностной коммуникации, с другой же - общение на интересующие их темы может стимулировать вовлечение студента в учебный процесс.

Ролевые игры (Role Plays) - обучающая техника, в ходе которой студенты разыгрывают ситуацию под руководством преподавателя [2]. Для студента с РАС подобный тип деятельности может вызвать затруднение из-за сложностей в работе с абстракциями, но при этом может стать стимулом к развитию эмпатии и лучшему контакту с однокурсниками.

Круглый стол (Panel) - это интерактивное занятие, в ходе которого студенты обсуждают определенную тему, сравнивают и противопоставляют свои точки зрения относительно выбранного вопроса [2]. Важно следить за тем, чтобы выступление студента не превращалось в монолог, а происходило именно в рамках обсуждения.

Таким образом, обучение студентов с РАС в системе профессионального образования имеет ряд особенностей, которые преподавателю необходимо учитывать при планировании учебного процесса. Сложности с организацией и планированием, фиксацией на одной теме и трудности в общении могут привести к стрессам в процессе получения образования, и задача преподавателя минимизировать эти риски и помочь студентам адаптироваться к новым условиям.

Список литературы

  1. Гилберг К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты / К. Гилберг, Т. Питерс. - СПб.: ИСПиП, 1998. - 312 с.
  2. Лукичев А.Н. Современные методики и инновации в преподавании общеобразовательных дисциплин программ среднего профессионального образования / А.Н. Лукичев, В.Н. Чечелева, Д.И. Янгез, С.В. Зимин, Е.А. Цветкова, Е.С. Колесникова. - Управление образованием: теория и практика, 2021. - №2 (42).
  3. Монако Т. П., Роль дисциплин общеобразовательного цикла в профессиональном становлении современных специалистов [Электронный ресурс] // Т. П. Монако, А. Ю. Белогуров - Человек. Спорт. Медицина, 2005. - №15 (55) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-distsiplin-obscheobrazovatelnogo-tsikla-v-professionalnom-stanovlenii-sovremennyh-spetsialistov (дата обращения: 19.01.2024).
  4. Хилькевич Е.В. Создание специальных условий при обучении студентов с РАС по специальностям творческой направленности / Е.В. Хилькевич, А.С. Стейнберг, А.В. - Аутизм и нарушения развития, 2022. - Том 20. - № 2. - С. 53–61
  5. Хаустов А.В., Шумских М.А. Динамика в развитии системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2020 года / А.В. Хаустов, М.А. Шумских. - Аутизм и нарушения развития, 2021. - Т. 19. - № 1. - С. 4-11.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary