Инновационные технологии социальной работы с беженцами

Инновационные технологии социальной работы с беженцами

В статье представлены основные виды инновационных технологий социальной работы, используемых в процессе реабилитации и адаптации беженцев и вынужденных переселенцев, с учетом достижений информационно-технического прогресса и геополитических реалий современного мира. Рассматриваются разные инструменты социальной поддержки, направленные на решение трудностей, с которыми сталкиваются мигранты. Автор статьи делает вывод о том, что целью оказания помощи указанной категории людей является их социальная интеграция и способность самостоятельно удовлетворять свои потребности в новых условиях.

Авторы публикации

Рубрика

Социология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 1 (151), Январь ‘24

Дата публикации 11.01.2024

Поделиться

В результате сложной геополитической обстановки, сложившейся в последние годы в мире, Россия, как и многие другие государства, столкнулась с ростом числа беженцев и вынужденных переселенцев, прибывающих в страну из мест, где идут военные действия, возникают вооруженные конфликты, случаются стихийные бедствия, вызванные природными и техногенными катаклизмами [2; 4]. Для решения проблем, связанных с интенсивными миграционными потоками, государство выработало основы миграционной политики[1]. Ее целью в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622 «является создание миграционной ситуации, которая способствует решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны». Все усилия должны быть направлены на повышение качества жизни людей, обеспечение безопасности государства, поддержку межнационального и межконфессионального согласия в обществе, защиту культурного (цивилизационного) кода страны[2].

Концептуальные задачи, обозначенные в Указе Президента, решаются главным образом благодаря применению современных технологий социальной работы. По мнению ряда исследователей, специалисты в области социальной работы получают в процессе обучения соответствующие знания и компетенции, которые наиболее эффективно могут быть приложены к отношениям «человек – человек», «человек – местное сообщество», «человек – государство» [1, с. 18].

Работая с представителями разных групп населения, находящихся в сложной жизненной ситуации, каковой является в том числе и экстренная перемена места жительства, вызванная угрозой жизни и здоровью человека и влекущая за собой резкое ухудшение его социально-экономического положения и морально-психологического, эмоционального состояния, социальные службы способны успешно помочь беженцам и вынужденным переселенцам в процессе их медико-психологической реабилитации и дальнейшей социально-экономической адаптации к новым жизненным условиям.

Инновационные технологии, которые разрабатываются и внедряются социальными работниками и организациями социального обслуживания совместно с миграционными, образовательными, медицинскими и культурными ведомствами, помогают беженцам обрести душевное равновесие, преодолеть проявления депрессивного синдрома, почувствовать поддержку и участие не только отдельных граждан, но и целого государства, обрести уверенность в завтрашнем дне, интегрироваться в новую среду, развиваться и вести полноценную жизнь.

Социальные работники и волонтеры, помогающие беженцам и вынужденным переселенцам, проходят обучение с использованием интерактивных тренингов и виртуальных симуляций, направленное на формирование эмпатии, воспитание культурной компетентности, развитие навыков действенной коммуникации [3][3]. В процессе обучения моделируются кризисные ситуации, в которых оказываются пострадавшие и члены их семей, с тем чтобы социальные работники могли оценить круг проблем, вызванных положением беженцев, понять их потребности и, следовательно, оказать им эффективную помощь в как можно более короткие сроки.

Такие цифровые продукты, как Единая государственная информационная система социального обеспечения[4] или федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг»[5], используются в социальной работе для скорости передачи и эффективном использовании информации о беженцах и вынужденных переселенцах, поступающей от различных ведомств. Например, эти технологии могут использоваться для улучшения системы учета и распределения помощи, обеспечения безопасности и конфиденциальности данных беженцев и управления учетными записями и документами.

Беженцы и вынужденные переселенцы, как правило, нуждаются в медицинской помощи и социально-психологической реабилитации. Благодаря технологиям телемедицины, даже не имея на руках медицинского полиса, они могут получить онлайн-консультации социальных работников, врачей, психологов, касающиеся вопросов диагностики, лечения и организации медицинской и финансовой помощи[6].

Едва ли не самый главный вопрос для беженцев и вынужденных переселенцев — доступность информации о деятельности различных, включая социальные, служб и о тех возможностях, которые они могут получить, обратившись туда за помощью. Интерактивные карты и мобильные приложения предоставляют возможность получить мигрантам информацию о доступных услугах, ресурсах и местном сообществе. Такие инструменты облегчают навигацию и помогают быстро найти необходимую помощь и поддержку[7].

Для трудоустройства беженцев и вынужденных переселенцев разработаны цифровые платформы, которые связывают работодателей и соискателей, помогая найти работу и создать профессиональные связи. Они облегчают процесс поиска работы, позволяя создать профиль с информацией об образовании, переквалификации, предыдущим опытом работы, загрузить свое резюме и просматривать доступные вакансии[8]. Одной из таких платформ для получения образования и помощи в трудоустройстве является федеральный проект «Содействие занятости», который осуществляется в рамках национального проекта «Демография».

Образовательные проекты, адресованные не только детям и молодежи, но и взрослому населению, дают возможность желающим выучить на онлайн-курсах русский язык, освоить новые профессии, получить информацию об эффективном ведении предпринимательской деятельности[9]. Такие курсы доступны пользователям сети Интернет и могут быть адаптированы к разным языкам и культурам. Они позволяют беженцам учиться в выбранное для них время и в комфортном темпе, помогая получить необходимые навыки для успешной адаптации.

Искусство и культурные проекты используются в социальной работе для помощи беженцам в выражении своих эмоций и общения. Такие проекты способствуют формированию сообщества, укрепляют идентичность и помогают беженцам находить свое место в новой среде, позволяя психологически разгрузится[10].

Инновационные технологии социальной работы с беженцами и вынужденными переселенцами играют важную роль в улучшении качества жизни и адаптации к новым реалиям. Они предоставляют доступ к образованию, медицинской помощи, психологической поддержке, социальной интеграции и культурным проектам. Внедрение этих технологий помогает беженцам преодолеть трудности и начать новую главу в их жизни. Однако, необходимо учитывать, что доступ к технологиям может быть ограничен, особенно для малоимущих и уязвимых групп беженцев. Поэтому, важно продолжать работу по улучшению доступности и эффективности этих технологий, а также непрерывно развивать новые инновационные подходы, чтобы помочь беженцам успешно адаптироваться и вести полноценную жизнь в своих новых общинах. Также стоит помнить, что инновационные технологии не могут полностью заменить работу социальных работников и волонтеров. Важно поддерживать гуманитарный аспект и эмпатию, предоставляя беженцам и вынужденным переселенцам не только доступ к технологиям, но и человеческую поддержку и понимание.

 

[1]О беженцах: Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 (ред. от 22.12.2014 г.) [Электронный ресурс] // Гарант: сайт. URL: http://base.garant.ru/10105682/ (дата обращения: 30.10.2023); О вынужденных переселенцах: Федеральный закон от 19.02.1993 № 45-30-I[Электронный ресурс] // Гарант: сайт. URL: https://base.garant.ru/10105693/ (дата обращения: 30.10.2023).

[2] Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы» [Электронный ресурс] // Гарант: информационно-правовое обеспечение: сайт. URL: https://base.garant.ru/72092260/ (дата обращения: 30.10.2023).

[3] Специалисты рассказали о симуляционных техниках обучения соцработников. 24.01.2020. [Электронный ресурс] // Официальный сайт мэра Москвы. URL: https://www.mos.ru/news/item/68581073/ (дата обращения: 30.10.2023).

[4] ЕГИССО: сайт. URL: http://egisso.ru/#/ (дата обращения: 30.10.2023).

[5] Госуслуги: цифровая платформа. URL: https://www.gosuslugi.ru/(дата обращения: 30.10.2023).

[6] Для беженцев и жителей районов боевых действий врачи проводят бесплатные онлайн-консультации. 27.05.2022. [Электронный ресурс] // Милосердие.ru: православный портал о благотворительности. URL: https://www.miloserdie.ru/news/mediki-volontery-besplatno-konsultiruyut-bezhenczev-i-zhitelej-rajonov-boevyh-dejstvij/ (дата обращения: 30.10.2023).

[7]В России запустили информационный проект «Будем жить» для помощи беженцам. 31.05.2022. [Электронный ресурс] // НикаTV: сайт. URL: https://nikatv.ru/news/obshestvo/v-rossii-zapustili-informacionnyy-proekt-budem-zhit-dlya-pomoschi-bezhencam(дата обращения: 30.10.2023); Дом: карта помощи жителям Донбасса: сайт. URL: https://dom.rt.com/ (дата обращения: 30.10.2023).

[8]КУТУЗЗА: информационный портал о работе. Метка: беженцам. URL: https://xn--80anak4bfb.xn--p1ai/tag/bezhencam/(дата обращения: 30.10.2023);  Работа | беженцы и переселенцы. URL:https://t.me/workrefugees(дата обращения: 30.10.2023).

[9] Онлайн-обучение на русском языке для детей-беженцев и тех, кто не может посещать школу // Милосердие.ru: православный портал о благотворительности. URL: https://www.miloserdie.ru/news/onlajn-obuchenie-na-russkom-yazyke-dlya-detej-bezhenczev-i-teh-kto-ne-mozhet-poseshhat-shkolu-nachinayut-v-czerkvi/ (дата обращения: 30.10.2023); Бесплатное обучение самым востребованным профессиям // Университет профессионального образования: сайт. URL: https://trudvsem.rosprofobr.ru/?utm_source=telegram&utm_medium=cpc&utm_campaign=ykraina (дата обращения: 30.10.2023)

[10] Волонтеры культуры помогают беженцам из Донбасса по всей России. 24.03.2022. [Электронный ресурс] // #МЫВМЕСТЕ: сайт. URL: https://xn--b1agazb5ah1e.xn--p1ai/tpost/eccslnf7x1-mivmeste-volonteri-kulturi-pomogayut-bez (дата обращения: 30.10.2023).

Список литературы

  1. Акмалова А. А., Капицын В. М. Социальная работа с мигрантами и беженцами: учеб. пособие. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2022. 220 с.
  2. Антошкина Т. И. О сущности понятия «беженец» и некоторых особенностях правового положения лиц, ищущих убежище на территории Российской Федерации // Вестник Нижегородской правовой академии. 2015. № 4. С. 46–47.
  3. Гарашкина Н. В. Интерактивные методы обучения технологиям в вузовской подготовке будущих социальных работников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 12 (128). С. 112–131.
  4. Карсанова Е. В. Беженцы и вынужденные переселенцы как социальная проблема современности // Карельский научный журнал. 2016. № 1. С. 29–31.

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary