ГАРАНТИИ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕДРАМИ

ГАРАНТИИ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕДРАМИ

Авторы публикации

Рубрика

Землепользование

Просмотры

53

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 47 (145), Декабрь ‘23

Дата публикации 01.12.2023

Поделиться

В статье анализируются проблемы установления правообладателя и определения границ земельных участков, предоставляемых пользователям участков недр. Подчёркиваются недостатки системы кадастрового учета и отмечается, что отсутствие достоверной информации может привести к нарушению прав собственников природных ресурсов и судебным спорам.

Основополагающими началами земельного законодательства, направленного на обеспечение защиты прав граждан и юридических лиц на земельные ресурсы, а также устойчивой координации государственных и частных интересов, служат принципы. Одним из них является активное вовлечение граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных объединений в процесс принятия решений, касающихся их земельных прав, в соответствии с положениями пп. 4 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Другим важным принципом является гармоничное сочетание интересов общества граждан, что подчеркивается в положениях пп. 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ.

По данным федерального статистического наблюдения, на 1 января 2023 г площадь земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, составила 1 579 193,5 тыс., или 92,2% от площади земельного фонда страны[1].

Но кроме того существует значительное количество земельных участков, лишенных государственного кадастрового учета или считающихся ранее зарегистрированными в соответствии с законодательством, но их границы не установлены в соответствии с современными нормативными актами. Этот феномен проявляется в случаях, когда информация о координатах ключевых точек межевых линий не включена в государственный кадастр недвижимости, а также в отношении земельных участков, для которых отсутствует информация об их категории.

В связи с этим, в настоящее время ключевой гарантией закрепления прав на земельные участки является идентификация лиц, имеющих права на эти участки и расположенные на них объекты недвижимости. Права их владельцев могут быть затронуты в случае изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

ЗК РФ содержит нормы, предусматривающие тщательную идентификацию собственников и иных правообладателей земельных участков для целей, связанных с пользованием недрами. Эти нормы предусматривают детальную проверку статуса земельных участков на предмет их нахождения в государственной или муниципальной собственности, отсутствия обременений правами третьих лиц, а также наличия на них объектов недвижимости, находящихся в частной собственности или использовании третьими лицами.

Установление правообладателя земельного участка и определение границ являются важными процессами. В соответствии с принципами земельного законодательства, если информация о земельном участке, включая его идентификационные данные, отсутствует в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), то существует вероятность того, что его границы могут пересекаться с границами формируемого земельного участка или предусмотрены (или его границы нуждаются в уточнении). В связи с этим гарантии прав при предоставлении таких земельных участков должны быть аналогичны гарантиям, предусмотренным при изъятии земельных участков для нужд государства или муниципалитета.

Земельное законодательство предусматривает предоставление земельных участков без проведения торгов для пользования недрами посредством заключения договора арены. Ст. 39.14 Кодекса гласит, что для предоставления земельного участка необходимо провести предварительное согласование, кадастровые работы и государственный кадастровый учет образованного участка. Однако на данный момент выполнение этих процедур не гарантирует полной защиты прав на землю.

В контексте формирования нового земельного участка или уточнения его границ уполномоченный орган кадастрового учета оперирует исключительно данными, представленными в ЕГРН, при принятии решения о том, следует ли идентифицировать пересечение границ вновь созданного участка (или указанных границ) с границы предварительно зарегистрированных земельных участков. В то же время информация о местоположении границ этих зарегистрированных участков в государственном кадастре недвижимости может быть неполной или вообще отсутствовать[2]. Такая ситуация создает благоприятные условия для возникновения как объективных, так и субъективных факторов, приводящих к возможным совпадениям на заранее зарегистрированных участках, тем самым нарушая законные права и интересы их владельцев и провоцируя множество правовых противоречий.

Законодательство, регулирующее отношения в сфере недропользования, также содержит нормы по вопросам, связанным с обеспечением гарантий прав на землю в контексте предоставления или использования участков для осуществления работ, связанных с недропользованием. Например, ст. 12 Закона РФ «О недрах» предусматривает, что лицензия на недропользование должна содержать информацию о границах земельного участка, выделенного для недропользования[3]. Однако порядок определения границ таких земельных участков не установлен.

Ст. 25.1 Закона РФ «О недрах» формирует взаимосвязь между процессом получения лицензии на недропользование и предоставлением соответствующего земельного участка. Земельные участки, не являющиеся неотъемлемой частью осуществления недропользования, выделяются в пользование после успешного завершения процедур получения лицензии, оформления геологических и горнорудных отводов, а также утверждения проектной документации. Нормы законодательства в области недропользования допускают внесение изменений в границы земельного участка в процессе уточнения параметров горного отвода.

В некоторых случаях использование недр может быть связано с повышенной опасностью и экологическим риском, поэтому получение лицензии для использования земельного участка для проведения работ, связанных с пользованием недрами, предусматривает два этапа. На первом этапе владелец лицензии готовит проект использования недр и согласовывает его с соответствующими органами. При необходимости уточняются границы горного отвода и земельного участка. На втором этапе проект реализуется в соответствии с условиями лицензии. При этом статья, регламентирующая порядок получения лицензии не дает ответа на вопрос о том, как определяются правообладатели смежных земельных участков в случае уточнения границ земельного участка, предоставленного для проведения работ, связанных с использованием недр.

Таким образом, гарантии прав на землю при проведении работ, связанных с пользованием недрами, являются главным инструментом для обеспечения справедливости, устойчивого развития и сохранения окружающей среды. Их соблюдение способствует устойчивости добычи и использования природных ресурсов, а также предотвращает возможные конфликты между заинтересованными сторонами.

 

Список литературы

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) // Собрание законодательства РФ.2001. № 44, ст. 4147.
  2. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2022 году // Официальный сайт Росреестра. URL: https://rosreestr.gov.ru/upload/Doc/16-upr/doc_nation_report_2022.pdf.
  3. Суханова, К. А. О гарантиях прав при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд // Молодой ученый. — 2023. № 1 (448). С. 199-201.
  4. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 10.07.2023) «О недрах» // Собрание законодательства РФ.1995. № 10, ст. 823; 2023 №29, ст. 5314.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее