Земля является всеобщим достоянием. Использование данного ресурса зиждется на балансе частных и публичных интересов. Земля, как природный ресурс, безусловно, подлежит публично-правовому регулированию, и её использование лежит в плоскости публичных интересов (интересов общества и государства). Земля, как недвижимая вещь, может являться объектом права частной собственности, хотя при этом нельзя отрицать, что специфические черты земельного участка, как природного ресурса, накладывают отпечаток на гражданско-правовое регулирование отношений, объектом которого он является, что может проявляться, например, в установлении определенных ограничений или правовых режимов. В данном случае необходим поиск баланса между частными и публичными интересами.
Конституция РФ (так же, как и большинство конституций разных стран мира) провозглашают абсолютную ценность прав человека и гражданина, в то же время такие права имеют множество ограничений, потому что человек существует не сам по себе, а всегда в социуме, и не может осуществлять свои права безгранично, иначе будут нарушены права другого человека, что, в свою очередь, снова ведет к наложению определенных ограничений для осуществления тех самых прав человека. Помимо провозглашения прав и свобод человека, Конституция РФ закрепляет в качестве одного из проявлений народного суверенитета право собственности на землю. Нередко права на землю отдельно взятого индивида ограничиваются в целях сохранения суверенитета.
Все эти постулаты в итоге приводят к мысли о необходимости поиска баланса публичных и частных интересов, в том числе в отношении права собственности на землю (причем различных её форм).
Обратимся к понятию «интерес». Любой интерес отображает потребности его носителя. В большинстве случаев интерес собственника заключается в возможности свободно владеть, пользоваться и распоряжаться объектом права своей собственности. И совершенно не важно, кто собственник — отдельный индивид или какая-то отдельно взятая социальная группа. Однако, если сточки зрения реализации правомочий права собственности интерес у собственников одинаков, то с точки зрения удовлетворения потребностей в результате реализации этих правомочий — не совпадает всегда. Подобная ситуация влечет необходимость поиска компромисса, причем данный компромисс должен быть продиктован правовыми нормами.
Интерес напрямую зависит от характера потребностей, и у каждой социальной группы они свои[1], формироваться потребности могут по совершенно различным признакам (территориальному, предметному, целевому и т. д.). В подобных ситуациях в конфликт публичных интересов нередко бывают вовлечены и интересы частные, и, надо сказать, частные интересы в большинстве случаев проигрывают публичным.
Проблема соотношения публичных и частных интересов, а также соотношения публичных интересов различных социальных групп неоднозначна и на данный момент неразрешима, однако попытки её разрешить все-таки предпринимаются. Одной из таких попыток является исследование вопроса о соотношении юридических лиц частного и публичного права.
Основным критерием разграничения публичных и частных юридических лиц является их социальная сущность, которая, в свою очередь, обусловливает отличия в правосубъектности[7, с. 10-14]. Кроме того, помимо деления юридических лиц на частные и публичные, предлагают ввести категорию частно-публичных юридических лиц[6, с. 255]. Частные юридические лица преследуют интерес исключительно частного лица, публичные юридические лица, соответственно, преследуют публичные интересы и часто связаны с органами публичной власти. Частно-публичные юридические лица являются собственниками переданного им имущества и выполняют определенные социально-публичные функции.
В частности, например, частно-публичные юридические лица подобные инновационному центру «Сколково» осуществляют функции, которые не связаны с повседневными бытовыми потребностями населения, нередко они имеют свой интерес, который не является ни частным, ни публичным. В то же время земельное законодательство предусматривает для таких юридических лиц дополнительные полномочия по принудительному изъятию земельных участков у частных лиц, а также по установлению публичных земельных сервитутов. Безусловно, данные действия со стороны частно-публичных юридических лиц совершаются в рамках закона и не могут быть отнесены к разряду действий по злоупотреблением правом, и всё же иллюстрируют сложную ситуацию по соотношению частных и публичных интересов.
Также стоит отметить, что одним из самых ярких проявлений групповых интересов является установление публичных земельных сервитутов.
Публичный сервитут прочно обосновался в законодательстве и нередко устанавливается на практике, однако отношение к нему неоднозначное. Цивилистическая наука называет публичный сервитут неадекватной частным отношениям правовой конструкцией, суть которой заключается в установлении публичных ограничений права собственности, публичный сервитут не относят к разряду субъективных прав.
А. В. Копылов полагает, что публичные сервитуты не имеют ничего общего с сервитутами, известными римскому частному праву. Они представляют собой «только ограничения права собственности в силу закона»[4, с. 62]. Напротив, Т. В. Дерюгина считает, что сервитут «отличается от ограничения права собственности по целям установления; субъектному составу; объектам; содержанию; возмездности»; «публичный сервитут не относится ни к категории прав ограниченного пользования чужим имуществом, ни к ограничениям права собственности, а занимает самостоятельное положение в системе вещных прав» [3, с. 6]. Третья группа авторов полагает, что публичный сервитут не является обременением права собственности, а является его пределом [5, с. 7-8].
В контексте научного понимания, существование публичного сервитута подвергается сомнениям, а правоприменительная практика идет по своему пути. В частности, по данным Росреестра, публичный сервитут не является разновидностью сервитута, и, следовательно, публичный сервитут не подлежит регистрации как ограничение права на земельный участок, но информация о публичном сервитуте вносится в Реестр границ (Письмо Росреестра от 25 марта 2019 г. № 01-02960-ГЕ/19).
Отсюда следует некоторый вывод о том, что публичный сервитут не следует рассматривать в качестве разновидности вещных прав, потому что отсутствуют два обязательных признака вещного права — неотделимость от господствующего участка и значение воли собственника.
Земельное законодательство (ст. 39.37 ЗК РФ) позволяет устанавливать публичные сервитуты как на земельный участок (участки), так и на землю. Например, для размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения. Подобное правило в очередной раз подтверждает, что публичный сервитут не относится к разряду вещных прав.
В 2018 г. земельное законодательство закрепило понятие публичного сервитута (ст. 23 ЗК РФ), при этом в легальном определении отражена специфика оснований возникновения сервитута и цель его установления. Земельное законодательство разграничивает понятия сервитута и публичного сервитута, подразумевая, что сервитут — это частный сервитут, установление которого регулируется гражданским правом, а установление собственно публичного сервитута регулируется земельным законодательством, причем Земельный кодекс РФ достаточно детально регулирует цели и основания, в соответствии с которыми устанавливаются публичные сервитуты.
Процедура установления публичного сервитута предполагает участие в ней заинтересованного лица (обладателя сервитута), чье волеизъявление положено в основу установления данного сервитута.
Еще одной особенностью публичного сервитута является возможность строительства на условиях сервитута. С точки зрения частного права — возможность строительства на условиях публичного сервитута ограничивает все три правомочия собственника земельного участка, тогда как при установлении частного сервитута данное положение недопустимо.
В соответствии с конституционными принципами недопустимо вмешиваться в частные дела, Конституция РФ предоставляет гарантии свободного осуществления прав и свобод человека и гражданина, в то же время установление публичных сервитутов, очевидно, определяет приоритет публичных интересов перед частными. Действующее земельное законодательство России в части регулирования публичных сервитутов не отвечает принципам соразмерности и справедливости[2,с.19], оно не направлено на поиск баланса частных и публичных интересов.
Строительство зданий на основе публичного сервитута — это результат политического решения, возможность решить публичные интересы с помощью частно-правого института, который, однако, для этого не предназначен.
Представляется необходимым обеспечить баланс публичных и частных интересов путем создания нового правового институт в рамках земельного права, в соответствии с которым будет возможно строительство здания или линейного объекта на чужом земельном участке, конструкция сервитута (в том числе публичного) для этих целей не предназначена.
Кроме этого, конструкция публичного сервитута не должна использоваться для обеспечения частно-публичных интересов, для данных случаев существует частный сервитут.
Список литературы
- Богмацера Э.В. Социальная природа источников правообразования // Материалы Международной научно-практической конференции «Цивилизационные парадигмы XXI столетия: культурно-ценностные ориентиры». – Белгород: Бел ЮИ МВД России, 2015.
- Боголюбов С. А. Потенциал экологических норм Конституции России // Журнал российского права. – 2018. – № 5. – С. 19.
- Дерюгина Т. В. Гражданско-правовое регулирование института сервитута в России: автореф. Дис. … канд. юрид. наук. – Волгоград, 2002.
- Копылов А. В. Вещные права на землю в римском, русском дореволюционном и современном гражданском праве. – М., 2000.
- Краснова Т. С. Отдельные аспекты учения о сервитуте в современном российском праве // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2017. – № 3. – С. 7—8.
- Синицын С. А. Частные и публичные сервитуты в российском и зарубежном праве // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2018. – № 2. – С. 40.
- Суханов Е. А. О гражданской правосубъектности государственных юридических лиц // Журнал российского права. – 2018. – № 1. – С. 12.
- Чаркин С. А. Земельные правоотношения как межотраслевая правовая категория: моногр. – М., 2012.
- Чиркин В. Е. Публичный и частный интересы юридических лиц, выполняющих публичные функции // Журнал российского права. – 2013. – № 1. – С. 10—14.