Современное состояние предупреждения преступности в красноярском крае

Современное состояние предупреждения преступности в красноярском крае

В статье рассмотрено современное состояние предупреждение преступности в Красноярском крае, проанализировано состояние преступности и эффективность мер по предупреждению преступности. Выявлены современные проблемы предупреждения преступности, охарактеризованы факторы, оказывающие влияние на состояние преступности в Красноярском крае.

Авторы публикации

Рубрика

ПРОЧЕЕ

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 17 (19), июнь ‘21

Поделиться

На протяжении длительного времени люди использовали два основополагающих способа противодействия преступным посягательствам на права и законные интересы личности, общества и государства. Это наказание за совершение преступления и их предупреждение. В настоящее время в нашей стране наметились благоприятные тенденции, которые направлены на приоритет охраны личности, правопорядка в обществе, посредством профилактики преступлений и правонарушений.

Государство ставит своей главной задачей в борьбе с преступностью предупреждение преступлений с приоритетом ранней профилактики. Эффективность данного воздействия во многом зависит от соответствующей нормативной базы [4, с. 53].

В Красноярском крае, как и  по всей Российской Федерации предупреждение преступлений осуществляется, в частности, путем проведения обще-профилактических и специально-криминологических мероприятий, реализации мер по социально-экономическому развитию регионов России, а также предупреждения пенитенциарного и постпенитенциарного рецидива преступлений, развития различных институтов, в том числе связанных с социальной адаптацией лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Изучение происходящих криминогенных процессов в Российской Федерации показывает, что им присуща существенная региональная специфика.

Проанализируем современное состояние преступности в Красноярском крае. За 5 месяцев 2021 г. на территории края совершено более 19 тыс. преступлений, что на 2,3 % меньше, чем в аналогичном периоде 2020 г. Почти половина из них (8926) совершена в краевой столице.

По количеству зарегистрированных преступлений край занимает 2 место в Сибирском федеральном округе и 11 место в Российской Федерации. К категории небольшой и средней тяжести относятся более 70 % преступлений, чуть менее трети являются тяжкими или особо тяжкими.

Каждое четвертое преступление совершено в общественных местах, а каждое шестое на улицах региона. В городах и поселках городского типа совершено более 15 тыс. преступлений или 81 %, в сельской местности – 3622 преступления.

В результате преступных посягательств погибло 257 человек, здоровью 465 лиц причинен тяжкий вред. На сельскую местность приходятся 38 % погибших и 36 % лиц, здоровью которых причинен тяжкий вред.

По итогам реализации на территории региона комплексного плана совместных профилактических мероприятий по противодействию правонарушениям и преступлениям на территории Красноярского края на 2021 год, при координирующей роли прокуратуры, за январь-май текущего года значительно сократилось число совершенных грабежей (- 24,9 %), разбоев (- 28,3 %), краж чужого имущества (- 16,4 %).

Принятые меры, направленные на повышение правовой и финансовой грамотности населения, позволили остановить темпы прироста преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. По данному показателю Красноярский край выгодно выделяется среди других регионов Сибирского федерального округа, в большинстве из которых прирост ИТТ-преступности превышает 20 %.

Вместе с тем число таких преступлений по-прежнему остается значительным. Большинство из них совершены с использованием сети Интернет - 3 тысячи, с использованием расчетных (пластиковых) карт и средств мобильной связи по 2,5 тысячи.

Из числа преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, 13 % деяний совершены в отношении пенсионеров по старости, 1 % в отношении инвалидов 1 и 2 группы, менее 1 % в отношении несовершеннолетних.

В 2021 году в Красноярском крае особое внимание уделялось профилактике преступлений, совершенных против жизни и здоровья жителей и гостей региона.

В сравнении с прошлым годом почти на 10 % снизилось количество случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, на 1 % убийств, изнасилований на 22 %.

Число выявленных органами правоохраны преступлений экономической направленности возросло на 11,7 %, а деяний коррупционной направленности почти вдвое.

В рамках осуществляемой профилактической деятельности особое внимание уделялось безопасности дорожного движения. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработана региональная составляющая федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Реализован комплекс мер по усилению контроля за содержанием улично-дорожной сети, технических средств организации дорожного движения.

Благодаря принятым мерам, снизилось как общее число уголовно наказуемых фактов дорожно-транспортных происшествий (с 182 до 162 или на 7,1 %), так и повлекших из них смертельный исход (с 53 до 41 или на 22,6 %).

В 2021 году в Красноярском крае выявлено более 9 тыс. лиц, совершивших преступления, из них: 17 % - женщины, 4 % - несовершеннолетние, 4% - учащиеся.

В результате принимаемых мер координационного характера по предупреждению преступности  в Красноярском крае удалось достигнуть снижения уровня преступности. Число совершаемых преступлений из расчёта на 100 тыс. населения в крае остается ниже, чем в среднем по Сибирскому федеральному округу. В результате роста раскрываемости совершаемых преступлений до 58,2 %, количество привлечённых к уголовной ответственности лиц возросло более чем на 12 %.

Однако, в настоящее время остается ряд нерешенных проблем. Так, эффективность борьбы с преступностью как с социальным явлением в первую очередь обусловлена ее предупреждением, так как реальная деятельность по раскрытию и расследованию преступлений требует постоянных экономических затрат, задействования более значительного административного ресурса, связана с ограничением прав и свобод граждан.

Деятельность по предупреждению преступлений направлена на выявление и анализ причин и условий совершения преступлений, по возможности на их устранение.

Мероприятия в сфере предупреждения преступности реализуются в соответствии с Законом РФ от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» посредством разработки соответствующих государственных и муниципальных программ, предусматривающих совокупность целевых мероприятий, исполнение которых становится основным элементом предупредительной деятельности.

Однако в отдельных случаях данные программы методологически несовершенны, план мероприятий не учитывает появление дополнительных возможностей по ходу их реализации [1, с. 93]. Кроме того, низкая эффективность программ в сфере борьбы с преступностью обусловлена отсутствием научно обоснованных алгоритмов разработки компонентов обеспечения реализации программ. Недостатком ряда программ является отсутствие расчетов необходимого ресурсного обеспечения. И самой основной проблемой реализации указанных программ, по нашему мнению, является их недостаточное финансирование, выделяемые средства региональных и местных бюджетов ничтожно малы.

Подводя итог, необходимо отметить, что предупреждение преступности является важным элементом достижения социально-экономической стабильности в обществе и предполагает сведение этого негативного социального явления к минимуму. Данный процесс является длительным, поскольку связан с деструктивностью экономических, политических, правовых, нравственных и воспитательных отношений и уровнем развития общества в целом. Организация эффективной системы предупреждения преступности является задачей не только каждого региона в отдельности, но и всего государства посредством разработки и реализации стандартов предупреждения преступности. Закрепленные в нормах российского законодательства инструменты предупреждения преступности требуют совершенствования. Реализация мероприятий по предупреждению преступности требует должного ресурсного, в т.ч. материального, обеспечения.

Список литературы

  1. Аносов А.В. Реализация программно-целевого метода в государственной программе Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» и региональных программах правоохранительной и антикриминальной направленности / А.В. Аносов, Е.Ю. Титушкина // Актуальные проблемы применения программно-целевого метода управления в деятельности территориальных органов МВД России: Материалы научно-практической конференции (г. Москва, 19 мая 2016 г.): Сборник научных статей; составители И.Ю. Захватов, С.Г. Пожидаев. Москва: Спутник+, 2016. С. 93 - 99.
  2. Денисова А.В. Уровни и стадии предупреждения преступлений // Российский следователь. 2020. № 6. С. 40 - 44.
  3. Титушкина Е.Ю., Иванов С.С. К вопросу о понятии «предупреждение преступлений» и его соотношение с «профилактикой правонарушений» // Российский следователь. 2021. № 3. С. 55 - 59.
  4. Титушкина Е.Ю. Проблемы правового обеспечения функционирования системы предупреждения преступлений // Российский следователь. - 2019. - № 7. - С. 53 - 56.
  5. Сенин В.В. К вопросу о повышении эффективности предупреждения преступности // Образование и право. - 2018. - № 1. - С. 149-154.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary