Меры профилактики побегов из мест лишения свободы

Меры профилактики побегов из мест лишения свободы

В данной статье рассмотрена проблема совершения побегов из исправительных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации. Как правило, данное преступление несет в себе угрозу не только для пенитенциарной системы, но и для общественности в целом, а потому автором рассмотрена и разработана методика по профилактике и предупреждению данного преступления.

Авторы публикации

Рубрика

Уголовное право

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 16 (61), Апрель ‘22

Дата публицакии 13.04.2022

Поделиться

Одну из главных ролей в борьбе с преступностью в Российской Федерации играет пенитенциарная система. Система правоприменительных органов необходима для законного исполнения уголовных наказаний, а так же для всестороннего исправления лиц, осуждённых в соответствии с законодательством  (ч. 1ст. 1 УИК РФ) [2]. Именно от исправительных учреждений (далее – ИУ) во многом зависит как и в каких условиях лицо будет отбывать своё наказание и каким человеком вернется из стен ИУ, как будет проходить его социальная адаптация (ч. 2 ст.1 УИК РФ) [2]. Однако, исправительное учреждение как было, так и остается местом повышенной опасности с высоким риском совершения повторных преступлений лицами, уже осуждёнными за противозаконные деяния. Преступления, совершенные в стенах ИУ, являются прямой угрозой не только для стабильности пенитенциарной системы и системы правоохранительных органов, но и для общества в целом. Статистика преступлений в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказания (далее – ФСИН) зависит в основном от количества и качества осуждённых. Так, по состоянию на 1 марта 2021 года в ИУ ФСИН России отбывает наказание 479,4 тысячи человек, в том числе 85 тысяч осуждённых за убийство по статье 105 Уголовного кодекса Российской Федерации [4]. Отсюда можно сделать вывод, что хоть с каждым годом и сокращается число лиц, отбывающих наказание в ИУ, но их количество всё еще остается достаточно значимым, а соответственно и статистика совершенных преступлений на территории ИУ будет достаточной.  Одним из основных преступлений, которое имеет высокую степень опасности для общества, является побег.

Побег – незаконное самовольное оставление лицом, осуждённым в соответствии с законом за преступление, места отбывания наказания. В Российской Федерации за данное преступление предусмотрено наказание в соответствии со статьей 313 Уголовного Кодекса, максимальное лишение свободы в которой составляет срок до 8 лет (ст. 313 УК РФ) [1].

Побег сам по себе является одним из самых грубых нарушений режима ИУ, который несет в себе не просто незаконное  оставление места лишения свободы, но и общественную угрозу для граждан. Как правило, совершая побег, лицо не останавливается ни перед чем, действуя по заранее надуманному плану, любое отклонение от которого может побудить в осуждённом агрессию, которая способна подтолкнуть его на еще более тяжкие преступления. Например, осуждённый, совершивший побег, может прибегнуть к различным преступлениям, таким как убийство, кража, угон автомобиля, грабёж с одной целью – не быть пойманным. Он сделает всё, чтобы остаться на свободе, даже если придется пойти на крайние меры.

Так же действия заключенного, совершившего побег, подрывает авторитет администрации ИУ в глазах других осуждённых. Своим поступком совершивший побег как бы указывает на то, что администрация не в силах обеспечить должный контроль за каждым, соответственно мотивируя и подталкивая к побегу других лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы.  На сегодняшний день Федеральная служба исполнения наказаний не дает конкретной статистики по побегам, однако, случаи побегов не редки. Так, например, побег шести заключенных 6 августа 2021 года в подмосковной Искре или же побег заключенного из исправительной колонии №3 г. Димитровграда, который будучи на свободе и в бегах совершил преступления, предусмотренные ст. 132 УК РФ и ст. 161 УК РФ [1].

Отсюда следует вывод, что необходимо разрабатывать методики по профилактике, предупреждению и пресечению данного преступления. Как правило, это должна быть сложная система взаимодействия правоохранительных органов, ключевую роль где играет ФСИН России, направленная на выявление и устранение подготавливаемых, совершаемых или уже совершенных побегов. В связи с этим предлагается рассмотреть следующий комплекс мероприятий, с помощью которых возможно не только сократить число побегов из мест лишения свободы, но и в целом перенаправить заключенных на путь закона.

Первое и, возможно, одно из самых основных пунктов – это улучшение качества содержания заключенных. Сюда входит достаточно обширная работа по улучшению благосостояния исправительного учреждения: ремонт помещений; ремонт оградительного забора, здания администрации; установка новейшего оборудования и инженерно-технических средств охраны. Необходимо избавиться от «слепых зон» на территории ИУ, чему поспособствует установка современных камер видеонаблюдения с цветовым изображением и записыванием звука.

Затем необходимо на протяжении всего времени систематически проводить обще-профилактические беседы с заключенными, привлекая к данному мероприятию профессиональных психологов, которые на ранних стадиях будут выявлять лиц, склонных по характеру и поведению к побегу. Так же данные мероприятия позволят решить вопрос с адаптацией лиц, недавно прибывших для отбывания наказания. Здесь не исключаются индивидуальные беседы психологов с каждым осуждённым, целью которых является выявление проблем, тревожащих осуждённого и которые могут подтолкнуть его к совершению данного рода преступления.

Так же необходимо усилить надзор за содержанием осуждённых со стороны администрации ИУ. Необходимо тщательнее проводить досмотры лиц, посещающих ИУ, транспорта, который въезжает на территорию. Так же требуется осуществлять контроль за приграничной зоной самого учреждения, организовывать патрули с использованием служебных собак с целью обнаружения тайников с запрещенными для проноса веществами и предметами. Лучше всего создать запретную к подъезду и подходу зону на протяжении всего заградительного забора ИУ с целью недопущения переброса злоумышленниками на территорию учреждения запрещенных веществ. Всё это делается для пресечения попадания запрещенного в стены ИУ, так как любой сверток, который был переброшен или пронесен незаконно – может послужить оружием или инструментом для совершения новых преступлений, в том числе и побега.

Со стороны оперативно-розыскной части необходимо осуществлять контроль за осуждёнными за тяжкие преступления, в том числе за рецидив или в прошлом уже за попытку побега. Как правило, именно такие лица склонны к совершению данного преступления.

Требуется создать единую информационную базу данных (ИБД) с учетом лиц, склонных к совершению побега. Это позволит укрепить работу не только конкретного оперативно-розыскного подразделения, но и в целом всей системы правоохранительных органов, что значительнее упростит задачу по выявлению и предупреждению побегов.

Большое внимание следует уделить лицам, которые ранее были замечены в связях с организованными преступными группировками, так как именно такие заключенные под давлением или угрозами со стороны криминальных авторитетов могут идти на необдуманные поступки, в том числе на побег. Здесь возможна проверка осуждённого на «Полиграфе», с целью выявления информации, которую он скрывает от администрации ИУ.

Данные мероприятия позволят укрепить состояние пенитенциарной системы, улучшить в целом борьбу с преступностью и обеспечить общественную безопасность граждан Российской Федерации.

Список литературы

  1. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации: [принят 13 июня 1996 г.: по состоянию на 1 июля 2021 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. –1996. – № 25. – Ст. 2954. – ISSN 1560-0580.
  2. Российская Федерация. Законы. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: [принят 08 января 1997 г.: по состоянию на 11 июня 2021 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1997. – № 2. – Ст. 198. – ISSN 1560-0580.
  3. Российская Федерация. Распоряжение Правительства РФ. Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г.: [принято 29 апреля 2021 г.] // СПС «КонсультантПлюс».
  4. Статистика ФСИН РФ. Обзор информации о деятельности ФСИН России за 2021 год [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fsin.gov.ru

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary