С появлением новых видов транспорта, развитием транспортной системы, повышением экологических требований определение транспорта как источника повышенной опасности приобретает особое значение в правовом применении.
В статья 1079 ГК РФ дает примерный перечень допустимых источников повышенной опасности, в том числе формулировку "эксплуатация механизмов"[1].
Пункт 11 ст. ФЗ "О транспортной безопасности" представляет транспортное средство в общем значении, содержа ссылки на уставы и транспортные кодексы для определения значения каждого из видов автотранспорта[2].
Анализируя конкретно автомобили, возникает тема для обсуждения, при каких условиях они станут источником повышенной опасности. Транспортное средство, которое стоит неподвижно (например, находится на открытом участке дороги, днем, и в то же время не имеет водителя), не может быть установлен как источник повышенной опасности[3]. Следовательно, ущерб, причиненный таким источником, должен быть возмещен на общих принципах гражданского права (по общим основаниям) – а именно в случае вины, то вина владельца недвижимого транспортного средства часто не возникает. Такой вывод следует из положений ст. 1079 Гражданского кодекса, в которых указывается признание в качестве источника повышенной опасности деятельности, создающей такую угрозу для окружающих. Иными словами, деятельность, наиболее социально опасная для других, не может быть без прямой связи с деятельностью человека или не вызвана вредными свойствами самого объекта.
В результате, было установлено, что автомобиль считается источником повышенной опасности из-за субъектного характера человека, так как человек не может все контролировать. А в случае, если транспортное средство не подвижно, то оно не может считаться источником повышенной опасности. Но имеются свои нюансы, к примеру, если автомобиль стоит на запрещающий светофор на перекрестке, то в этом случае транспортное средство будет считаться источником повышенной опасности.
Ситуация будет неизменной при парковке в неположенном месте. Потому что в момент отсутствия в нем человека автомобиль не обладает опасными для окружающих свойствами.
Таким образом, на основе проведенного анализа термина "источник повышенной опасности" в аспекте возможности присвоения ему транспортного средства можно разработать определение понятия транспортного средства как источника повышенной опасности. Следует понимать устройство, предназначенное для перевозки пассажиров, грузов и оборудования, которое вы не можете полностью контролировать человека, из-за невозможности необходимого торможения с учетом всех обстоятельств (скорость, погодные условия и.т.п.), что связано с большой массы этого устройства и возможности для развития высокой скорости.
Такая правовая конструкция позволяет более точно квалифицировать возникшие в результате повреждения транспортного средства, зачастую вследствие ДТП, правоотношения, с точки зрения реализации норм и норм Гражданского кодекса РФ об ответственности в соответствии со ст. 1079.
Список литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1996. № 5. Ст. 410.
- Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О транспортной безопасности» // Собрание законодательства РФ, 12.02.2007. № 7. Ст. 837.
- Шахматов А.В., Бухаров В.Н. К вопросу о содержании понятия источника повышенной опасности // Журнал правовых и экономических исследований, 2009. № 1. С. 50.