Автомобиль является частью повседневной деятельности военнослужащих, так как он используется в качестве средства перевозки грузов, людей. Для курсантов ВООВО это также не является исключением. Будущему офицеру необходимо иметь навыки управления автотранспортом для точного выполнения поставленных задач. В настоящее время обучение кандидатов в водители осуществляется в специализированных организациях (автошколах) и в ВООВО. Итогом этого является получение свидетельства о профессии водитель. Для его получения нужно сдать экзамен.
Во время подготовки каждая автошкола применяет свои методики для достижения нужного результата [2].
Метод творческого воображения.
Он основан наидеомоторике – способ мысленного представления действий в определённом порядке, что формирует двигательные навыки. Во время тренировки ученики должны мысленно представить, что они выполняют какое-то действие.
Метод комментируемого управления автомобилем.
Он сводится к тому, что при обучении инструктор объясняет последовательность действий, а ученик комментирует их порядок, повторяя несколько раз, и только затем приступает к отработке упражнения. Таким образом, человек закрепляет формирующиеся условные рефлексы [2].
В автошколах для выдачи свидетельства о профессии водитель нужно сдать ВКЭ.
Целями ВКЭ являются:
- Проверка навыков, полученных при обучении.
- Подготовка кандидата в водители к сдаче экзамена в ГИБДД.
- Основание для выдачи свидетельства о профессии водитель.
При сдаче ВКЭ руководствуются требованиями и положениями приказа МВД России от 20.10.2015 № 995 [1]. Он определяет общий порядок сдачи экзамена в ГИБДД. Приказ включает в себя прохождение трёх этапов:
1. Сдача теоретического экзамена.
2. Проведение экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством.
3. Проведение экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения.
Для курсантов ВООВО целесообразно проводить ВКЭ на основе положений приказа МВД России от 20.10.2015 № 995 и подготавливать их к сдаче экзамена в государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД). Для проверки полученных навыков, а также подготовки к сдаче на право управления транспортным средством в ГИБДД, необходимо усложнить экзамен.
В данной статье предлагается разработать Регламент внутреннего квалификационного экзамена в ВООВО для выдачи свидетельства о профессии водитель, который будет представлять собой документ, определяющий порядок сдачи экзамена. Объединит все необходимые требования и добавит наиболее оптимальные условия для курсантов в ВООВО.
Экзамен предлагается сделать сложнее, чем соответствующий в ГИБДД, чтобы подготовить кандидатов в водители к предстоящим испытаниям более качественно.
ВКЭ также будет состоять из 3 частей:
1. Сдача теоретической части.
2. Прохождение элементов автодрома.
3. Вождение в городских условиях.
Первая часть будет включать решение пяти билетов, соответствующим билетам в ГИБДД, допустимое количество ошибок в билете 0 или 1, то есть до 5 ошибок из 100 вопросов. Время на решение 30 минут.
Прохождение элементов автодрома будет включать 7 элементов:
- Остановка и начало движения на подъёме с остановкой на спуске.
- Повороты на 90 градусов.
- Параллельная парковка задним ходом.
- Разворот в ограниченном пространстве.
- Въезд в бокс задним ходом.
- Змейка.
- Проезд перекрёстка.
Кандидат должен проехать непрерывно 3 круга, выполняя элементы автодрома указанные выше. При прохождении не допускается штрафных баллов.
Вождение в городских условиях проходит в следующем порядке. Автоинструктор назначает экзаменационный маршрут и ставит экзаменуемому задачи аналогичные тем, что ставит инспектор ГИБДД. Маршрут должен включать в себя выполнение следующих заданий [2]:
- Подготовка к началу движения, выезд на дорогу с прилегающей территории.
- Остановка и начало движения на участках дороги.
- Выбор скоростного режима и движение в транспортном потоке.
- Перестроение в рядах, обгон, опережение, объезд препятствия и встречный разъезд.
- Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств пешеходных переходов и железнодорожных переездов.
- Проезд регулируемых перекрёстков в прямом направлении, с поворотами направо и налево.
- Проезд нерегулируемых перекрёстков в прямом направлении, с поворотами направо и налево.
- Разворот для движения в обратном направлении вне перекрёстка.
- Разворот для движения в обратном направлении на перекрёстке.
Во время движения инструктор подаёт вводные на выполнение заданий и оценивает курсанта в соответствии с приказом МВД России от 20.10.2015 №995. Продолжительность движения по маршруту составляет до 40 минут.
В ходе вождения в городских условиях разрешается получить до 4 штрафных баллов.
По окончанию экзамена все результаты сдаются руководителю занятия по вождению для принятия решения о выдаче или пересдаче экзамена. В случае успешной сдачи кандидат получает свидетельство установленного образца об окончании курсов.
В случае не сдачи какого-либо этапа экзамена обучаемый не допускается к дальнейшим стадиям, например, при несдаче теоретической части не приступает к прохождению элементов автодрома и вождению в городских условиях. Пересдача проходит аналогичным образом, как и при сдаче экзамена с прохождением всех 3 этапов заново.
В предлагаемом регламенте представлены положения при прохождении ВКЭ кандидатами в водители. Оптимизированы необходимые требования и условия для сдачи экзамена курсантами, которые приспособлены к их специфике в повседневной деятельности военнослужащих. Регламент помогает качественно обучить и подготовить курсантов ВООВО куправлению транспортными средствами категории «С», также увеличить количество прошедших испытание.
Список литературы
- Приказ МВД России от 20.10.2015 № 995 «Об утверждении административного регламента министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению услуги по проведению экзамена на право управлять транспортными средствами и выдаче удостоверения».
- Савченко С.В. Авторская методика практического обучения вождению // Автошкола – 2017: материалы XIV Международная конференция – М., 2017. – С. 267-272.
- Громаковский, А. Контраварийное вождение / А. Громаковский, Г. Бранихин. – М.: Питер, 2016. – 192 с.