Идея создания наследственного фонда должна была обеспечить управление активами наследодателя в целях получения наследниками дохода. Однако, основным недостатком наследственного фонда стала невозможность создать его при жизни наследодателя. В связи с этим, в нынешней действительности заслуживает внимания Федеральный закон от 01.07.2021 № 287-ФЗ «О внесении изменений в части первую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации», предусматривающий возможность создания личных фондов, которые могут быть созданы как при жизни учредителя, так и после его смерти (наследственные фонды). Регулирование данных организаций будет осуществляться статьями 123.20−4 — 123.20−8 Гражданского кодекса Российской Федерации, а положения действующих в настоящее время статьей 123.20−1 — 123.20−3 Гражданского кодекса Российской Федерации с 01.03.2022 утратит силу.
Преимущества личного фонда, созданного при жизни учредителя и продолжающего свою деятельность после его смерти, состоят в возможности избежать тех спорных ситуаций, которые могут возникнуть при учреждении наследственного фонда.
Личным фондом признается учрежденная на определенный срок либо бессрочно гражданином (или после его смерти нотариусом) унитарная некоммерческая организация, осуществляющая управление переданным ей этим гражданином или унаследованным от этого гражданина имуществом в соответствии с утвержденными им условиями управления. Личный фонд может быть создан нотариусом после смерти гражданина в соответствии с его завещанием (наследственный фонд). Так, появившиеся в России с 1 сентября 2018 года наследственные фонды теперь является разновидностью личного фонда.
Такого рода изменения гражданского законодательства вызваны, в первую очередь, изменением экономической ситуации в стране и расширением класса социально обеспеченных представителей населения.
Предполагалось, что данный фонд обеспечит управление активами наследодателя в целях получения наследниками дохода. Однако, основным недостатком наследственного фонда стала невозможность создать его при жизни наследодателя. [1, c. 114]
Личный фонд может быть создан нотариусом после смерти гражданина в соответствии с его завещанием (наследственный фонд).Учредитель личного фонда вправе предусмотреть в уставе созданного при его жизни личного фонда, что после его смерти такой личный фонд продолжает свою деятельность в соответствии с утвержденным учредителем уставом и условиями управления, при этом такой личный фонд не может быть после смерти его учредителя ликвидирован по решению его органов.
Как мы видим, основная причина нежизнеспособности наследственных фондов в том виде, в котором они существовали до соответствующих изменений в законодательстве, – возможность их создания исключительно после смерти учредителя. Это обстоятельство отпугивает потенциальных наследодателей, поскольку у них отсутствует возможность оценить на практике эффективность функционирования такого фонда, а вкладывать средства в нечто неизведанное – довольно рискованно.
Теперь, с введением в российское гражданское право института личных фондов, учредитель будет иметь возможность удостовериться в правильности выбранной им модели управления активами и при необходимости скорректировать условия управления и устав фонда либо реорганизовать его (но не ликвидировать).
Отличие личного фонда от наследственного фонда заключается в наличии имущественного порога: для прижизненной формы личных фондов законодатель установил минимальную величину рыночной стоимости имущества, передаваемого фонду учредителем, – не менее 100 млн руб. Таким образом, создание личного фонда может позволить себе далеко не каждый гражданин. Отсюда очевидно, что личный фонд – это инструмент для управления крупным капиталом, сохранения активов, недопущения дробления бизнеса после смерти учредителя.
Если гражданин принял решение создать такой фонд, ему необходимо учитывать, что имущество, передаваемое личному фонду, будет принадлежать последнему на праве собственности. Осуществив передачу имущества, учредитель лишается каких-либо прав на него.
Примечательно, что законодатель, защитив имущество личного фонда от притязаний учредителя, предусмотрел при этом взаимную ответственность личного фонда и его учредителя по обязательствам друг друга. Так, новой редакцией ГК (ст. 123.20-4) предусмотрено, что учредитель личного фонда несет субсидиарную ответственность по обязательствам фонда при недостаточности его имущества, а личный фонд, за исключением наследственного, – субсидиарно отвечает своим имуществом по обязательствам учредителя в течение трех лет со дня создания фонда.
По мнению одного из разработчиков законопроекта о личных фондах П. В. Крашенинникова, «возможность учреждать в России «прижизненные» личные фонды позволит повысить привлекательность российской юрисдикции для внутренних и внешних инвесторов, поскольку предлагается эффективный инструмент управления активами. У заинтересованных граждан появится возможность, не обращаясь в другие юрисдикции, сохранить и приумножить то, что есть, материально обеспечить конкретных людей, к примеру родственников, или поддержать какие‑то проекты и организации». [2]
Интересны также положения новой редакции ГК, касающиеся прав выгодоприобретателей личных фондов (ст. 123.20-6). Так, эти права не могут переходить к другим лицам, в том числе в случае универсального правопреемства, за исключением случаев преобразования выгодоприобретателя – юридического лица. Исходя из смысла указанной нормы, права выгодоприобретателя нельзя унаследовать. Между тем законодательством допускается возможность подназначения новых выгодоприобретателей.
Выгодоприобретатели – одни из получателей имущества от личного фонда, другие – отдельные категории лиц из неопределенного круга. На права выгодоприобретателя личного фонда (в том числе наследственного) не может быть обращено взыскание по обязательствам выгодоприобретателя, что может явиться причиной нарушения прав кредиторов указанного лица. [3, с. 28]
Порядок передачи имущества личного фонда его выгодоприобретателям прописывается в условиях управления. Учредитель личного фонда может описать будущую передачу имущества фонда различным лицам весьма гибким образом, в том числе предоставив руководству фонда (при желании) значительную степень дискреции в этом отношении.
Сохранение преемственности бизнеса, а также защита его целостности при передаче в порядке наследования – одна из главных задач при наследовании крупных состояний. Институт личного фонда, может быть, одним из самых эффективных способов достижения данной цели. А возможность более гибкого регулирования его деятельности, в отличии от наследственного, делает этот новый институт еще более привлекательным. [4, с. 204]
Таким образом наследственный фонд несмотря на то, что появился в законодательстве раньше, является по сути подвидом личного фонда – это тоже некоммерческая организация, но учреждаемая уже после смерти нотариусом или же путем преобразования из личного фонда, созданного при жизни.
Также можно заключить существенное усовершенствование правовой конструкции личного фонда по сравнению с существующей моделью наследственного фонда.
Список литературы
- Антонова А. А. Наследственный фонд в законодательстве Российской Федерации: проблемные аспекты / А.А. Антонова // Наука. Общество. Государство. — 2018. —№ 4(24). — С. 114 —116.
- Крашенинников П.В. Наследство до востребования // Российская газета. (электронный ресурс): (дата обращения 03.04.2023).
- Муратова А. Р. О некоторых аспектах создания наследственного фонда / А.Р. Муратова // Гражданское право. —2020. —№ 1. —С. 28—30.
- Петров Е.Ю. Развитие российского наследственного права / Е.Ю. Петров // Закон. — 2017. —№ 6. – С. 204—206.