Правовое становление статуса культурных ценностей в международном гуманитарном праве

Правовое становление статуса культурных ценностей в международном гуманитарном праве

В данной работе рассматривается история становления статуса культурных ценностей, а также современные подходы и международные механизмы защиты культурного наследия.

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 28 (126), Июль ‘23

Дата публикации 23.07.2023

Поделиться

Культурные ценности представляют собой наследие, которое создавалось человечеством на протяжении веков, и является основой культуры и идентичности народов и государств. Культурные ценности, такие как исторические памятники, музеи, творческие произведения, научные открытия, символы народной культуры и традиций, всегда имели важное  значение  для сохранения и развития культурного наследия и для сформирования общей культурной памяти.

В течение истории человечества культурные ценности становились объектом разрушения, уничтожения и нанесения ущерба в результате военных действий, природных катаклизмов, террористических актов и других форм насилия. Однако, уже с древности люди понимали важность сохранения культурного наследия и создавали законы, устанавливали меры и правила для его защиты.

Защита культурных ценностей – это не новое явление, так как в древности уже понимали важность сохранения и защиты культурного наследия. В различных цивилизациях были созданы законы, правила и механизмы для защиты культурных объектов от разрушения, кражи и вандализма.

Первые законы, устанавливающие правила и меры для защиты культурных ценностей, были созданы еще в древности. Так, например, египетские фараоны издавали указы, направленные на сохранение мемориальных храмов, пирамид и других памятников искусства.

Защита культурных ценностей во время войны была актуальной и в Древнем Египте. Египетская цивилизация была одной из наиболее развитых и процветающих цивилизаций древности, и культурные ценности в Египте имели большое значение для народа и государства.

В период правления фараонов в Египте культурные объекты и памятники культуры были предметом почитания и уважения, и сохранение их целостности было одним из главных заданий правительства. В этой связи были созданы законы и правила, которые направлялись на защиту культурных объектов от разрушения и кражи.

В период военных конфликтов, Египетские фараоны издавали указы, направленные на сохранение мемориальных храмов, пирамид и других памятников искусства. Особенно важными были памятники, связанные с богами, так как они символизировали связь государства и народа с божествами. Фараоны поощряли сохранение этих памятников, и устанавливали наказания за их разрушение.

Кроме того, в Египте были созданы специальные организации – "стражи тайн", – которые охраняли святилища и храмы. Они были обучены боевому искусству и использовались в качестве охраны культурных объектов и памятников культуры в период военных конфликтов. Эти охранники также занимались реставрацией и ремонтом поврежденных памятников.

Одним из самых известных примеров защиты культурных ценностей в Древнем Египте является пирамида Хеопса. В период правления фараона Хеопса в Египте была начата строительство огромной пирамиды в Гизе, которая стала одним из символов египетской цивилизации. Во время строительства пирамиды были созданы специальные команды строителей, которые заботились о том, чтобы сохранить ее целостность. В период военных конфликтов, вокруг пирамиды были выстроены оборонительные сооружения, которые обеспечивали ее безопасность и защищали от вражеских атак.

Таким образом, защита культурных ценностей в Древнем Египте была обеспечена специальными законами, организациями и механизмами, направленными на сохранение и защиту культурного наследия в период военных конфликтов. Важность сохранения культурных объектов и памятников искусства была понятна уже тогда, и Древний Египет стал одним из первых государств, которые создали систему защиты культурных ценностей.

Защита культурных ценностей во время войны была также важной задачей в Древней Греции. В период античности, Греция была известна своим культурным наследием, которое включало в себя храмы, театры, стадионы, скульптуры, керамику, живопись и другие объекты искусства. Они были не только частью культуры, но и символизировали важность государства и народа.

В Греции культурные ценности имели статус "неприкосновенных объектов" во время войны. Это значило, что военные действия не могли быть направлены на уничтожение культурных объектов. Кроме того, существовали специальные законы и правила, которые регулировали отношения между государством и художниками, архитекторами и скульпторами.

Древний Рим считается одной из величайших и наиболее развитых цивилизаций античности. Римское государство управляло огромной территорией, и культурное наследие Рима было огромным. В этой связи защита культурных ценностей в период военных действий была очень важной задачей.

В Риме были созданы специальные музеи и галереи, где хранились произведения искусства и науки. Эти музеи были защищены законом и охранялись специальными организациями.

В период военных действий, Римские законы устанавливали ответственность за порчу и кражу культурных объектов. Римское государство строго запрещало разрушение культурных объектов, и военные действия не могли направляться на уничтожение культурных ценностей.

Одним из примеров защиты культурных ценностей в период военных действий в Древнем Риме является история о защите храма Весты во время вторжения галлов в Рим в 390 году до нашей эры. Веста – богиня домашнего очага и охранительница семьи – была особенно почитаема в Риме, и храм Весты был одним из самых священных мест в городе. Когда галлы напали на Рим, жители города были эвакуированы, но жрецы Весты отказались покинуть храм, и остались там, чтобы защитить святое место. Галлы, увидев, что храм защищен, решили не трогать его.

Таким образом, Древний Рим понимал важность защиты культурных ценностей во время войны. Законы и правила, направленные на сохранение культурного наследия, были установлены и строго соблюдались. Культурные объекты и памятники искусства считались символами мощи и благосостояния Римского государства, и их сохранение было важным элементом поддержания его престижа.

Ренессанс - это период в истории Европы, который наступил в XIV веке и длился до XVII века. В этот период культурное наследие получило новое значение и стало считаться неотъемлемой частью европейской культуры. В этом контексте, защита культурных ценностей стала более организованной и систематической.

В Ренессансе были созданы специальные организации и ассоциации, которые занимались охраной и защитой культурных ценностей. Одной из самых известных ассоциаций была "Академия деи Линчеи", которая была создана в 1507 году во Флоренции. Она была посвящена наукам, искусству и литературе и имела своей задачей сохранение и защиту культурного наследия.

В этот период появилось много знаменитых художников и скульпторов, таких как Микеланджело, Рафаэль и Леонардо да Винчи. Они создавали произведения искусства, которые стали символами эпохи. Кроме того, в Ренессансе возрождался интерес к античной культуре и искусству. Архитекторы создавали постройки в стиле античности, а мастера создавали произведения искусства в духе античной эпохи.

Одним из примеров защиты культурных ценностей в период Ренессанса является история о защите скульптуры Микеланджело "Давид". Скульптура была создана в 1504 году и была установлена в центре города Флоренции. В 1527 году город был атакован войсками Империи, и местные жители опасались, что скульптура может быть разрушена или похищена. Тогда они организовали специальную команду, которая обернула скульптуру тканью и спрятала ее в земле, где она была найдена спустя несколько лет.

Таким образом, в Ренессансе защита культурных ценностей стала организованной и систематической. Были созданы специальные организации и ассоциации, задачей которых было сохранение и защита культурного наследия. Было принято множество законов, которые запрещали уничтожение культурных объектов и памятников искусства во время военных действий.

Важным примером защиты культурных ценностей в период Ренессанса является также история о Джузеппе Микелези, итальянском художнике, который в 1566 году отважно защищал старинную библиотеку, находившуюся в Флоренции, во время наводнения Арно. В результате своих усилий, он спас более 100 000 книг и рукописей из библиотеки.

Однако, несмотря на все усилия, сохранить культурное наследие, в период Ренессанса было много случаев, когда культурные объекты и памятники искусства были уничтожены во время военных действий или других природных катастроф. Например, в 1570 году, при атаке на город Новгород, целая коллекция икон была уничтожена.

Таким образом, защита культурных ценностей в период Ренессанса была организованной и систематической. Были созданы специальные организации и ассоциации, которые занимались сохранением и защитой культурного наследия. В Ренессансе также были созданы знаменитые произведения искусства, которые стали символами эпохи и важной частью европейской культуры.

В период Нового времени (XVI-XVIII века) защита культурных ценностей во время военных действий стала более сложной, так как военные конфликты стали более разрушительными и охватывали большие территории. Однако, в этот период были созданы новые организации и законы, направленные на сохранение и защиту культурных ценностей.

Во время войн в период Нового времени были созданы специальные комитеты и комиссии, которые занимались охраной и защитой культурных объектов и памятников искусства. Например, во Франции в 17 веке была создана Комиссия по сохранению архитектурных памятников, а в Швеции в 18 веке был создан Комитет по сохранению культурных ценностей.

В период Нового времени, культурные ценности стали неотъемлемой частью национального наследия государств. Во время военных действий, защита культурных ценностей стала не только важным заданием для специальных организаций, но и ответственностью военных командиров и правительств.

Один из наиболее значимых примеров защиты культурных ценностей во время войн в период Нового времени - это защита Лувра во время Второй мировой войны. В 1940 году, когда немецкие войска захватили Париж, германские командиры приказали собрать все произведения искусства из Лувра и отправить их в Германию. Однако, благодаря усилиям музейных работников и правительства Франции, многие произведения искусства были спрятаны и спасены.

Кроме того, в период Нового времени было принято множество законов, направленных на защиту культурных ценностей. Например, в 1954 году была принята Конвенция Гааги о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов. Эта конвенция стала первым международным документом, в котором были определены общие принципы защиты культурных ценностей во время военных действий. В этой конвенции было отмечено, что культурные ценности не должны быть целью военных действий, и были установлены меры по их защите в случае войны.

Также в 1954 году была создана Конференция по защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов, которая занималась координацией международных усилий по защите культурного наследия. В 1970 году была принята Конвенция ЮНЕСКО о средствах, которыми следует запрещать и предотвращать незаконную импортацию, экспортацию и передачу собственности культурных ценностей.

Таким образом, в период Нового времени, защита культурных ценностей стала более систематической и организованной, с созданием специальных комитетов и комиссий и принятием международных конвенций и законов. Были приняты меры по защите культурных ценностей в случае военных действий, в том числе с привлечением военных командиров к ответственности за их сохранение. Однако, несмотря на все усилия, сохранить культурное наследие во время войн в период Нового времени было невозможно избежать случаев уничтожения культурных объектов и памятников искусства во время военных действий.

Список литературы

  1. Пакт Рериха
  2. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Гаага от 1954 года
  3. Договор «О защите здании и сооружений, служащих религиозным, просветительским, образовательным и благотворительным целям» от 1935 года

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary