КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА БЕЖЕНЦЕВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА БЕЖЕНЦЕВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

305

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 2 (203), Январь ‘25

Поделиться

В рамках научной статьи исследуются конституционно-правовые основы статуса беженцев в Российской Федерации, с целью выявления проблем правового регулирования, вследствие роста числа беженцев на территории нашего государства с 2022 года. Авторы анализируют правовой статус беженцев на основе норм Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах», а также других правовых актов. В результате делают вывод, что регламентация правового статуса беженцев нуждается в детальной разработке и подробном трактовании для данной категории лиц.

В контексте международной миграции, согласно отчету Организации Объединенных Наций (ООН) в 2024 году беженцев в мире насчитывается примерно 114 миллионов человек [5]. Так, актуальным примером конфликта, за счет которого случился прирост беженцев, является специальная военная операция на Украине. По данным отчета ООН за 2024 год по миру насчитывается 8,1 миллиона украинских беженцев с начала специальной военной операции. Это составляет более четверти всего населения Украины. Больше всего беженцев с 24 февраля 2022 года по 21 февраля 2023 года приняла Россия - 2 852 395. Далее следуют Польша (1 563 386), Германия (1 055 323), Чехия (490 802), Италия (169 837), Испания (167 726), Великобритания (162 700), Болгария (153 059), Франция (118 994), Румыния (115 047), Молдавия (109 630) и Словакия (109 623). В остальных государствах это число не превышает 100 тыс. В национальные программы временной защиты и поддержки включены 4 863 513 беженцев [9].

Термин «беженец» зафиксирован в п. 1 ст. 1 Федерального закона «О беженцах» и  определяется как «лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, которое было вынуждено или намеревается покинуть своё постоянное место жительства из-за опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находящиеся вне своей страны и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений» [5]. Поэтому проблема данной категории лиц заключается в том, что они иностранные граждане, пострадавшие и нуждающиеся в защите государства, к которому обратились за помощью.

Как правило, основным фактором переселения людей являются различные конфликты на государственном уровне. «За последние 10 лет мы видим увеличение количества различных конфликтов: была очень сложная ситуация в Сирии, в результате которой оттуда было огромное количество беженцев. Были конфликты в Африке. Оттуда люди тоже едут. Люди часто вынуждены переехать в другое место из-за климатических изменений. Еще меняется климат, хотя я считаю, что это цикличный процесс. Мы видим, что какие-то регионы становятся более засушливыми, люди оттуда уезжают и так далее», разъяснил Вадим Коженов в пресс-центре Национальной службы новостей (НСН) [6]. В дополнение эксперт по работе с мигрантами заострил внимание на росте неравенства между социальными классами, что тоже подталкивает людей к переселению. «Все сильнее растет неравенство между богатыми странами и бедными. Люди из развивающихся стран имеют доступ к интернету. Они видят у себя на телефоне то, как можно жить. Думают, что они так тоже смогут. Они, соответственно, пытаются нелегально зачастую доехать, подать какой-то статус, что-то рассказать», заключил эксперт [6]. Жизнь общества способствует росту числа беженцев, что подчеркивает необходимость дальнейшего изучения и совершенствования конституционно-правовых основ их статуса.

Регламентация правового статуса беженцев осуществляется не только на уровне конкретной страны, но также и на международном уровне. Правой статус данной категории лиц раскрывается в таких международных актах как Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 году [2], Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый в 1966 году [4], Конвенции о статусе беженцев, принятой в 1951 году [3].

В Российской Федерации при признании лица беженцем, законодатель основывается на международных нормах и принципах, что подчеркивает важность соблюдения международных обязательств. На национальном уровне ключевым документом, определяющим правовой статус беженцев, является Конституция Российской Федерации. В частности, статья 63 Конституции РФ устанавливает, что наше государство гарантирует предоставление политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, что свидетельствует о приверженности государства к международным стандартам защиты прав человека [1].

Кроме того, в Российской Федерации существует ряд законов и подзаконных актов, которые детализируют процесс получения статуса беженца. Так, Федеральный закон «О беженцах», закрепляет, какие категории лиц могут претендовать на статус беженца, описывает процедуру обращения за статусом и условия его предоставления, права беженцев на территории нашей страны, а также механизмы защиты их прав и свобод [5].

Важно отметить, что беженцы в России имеют право на социальное обеспечение, медицинскую помощь и трудоустройство. Это создает более благоприятные условия для их интеграции в общество. Однако, несмотря на наличие законодательной базы о приобретении статуса беженца, их правах и обязанностях, на практике данная категория лиц сталкивается с различными трудностями, такими как бюрократические преграды, недостаток информации о своих правах и ограниченный доступ к услугам.

Беженцы из Харькова столкнулись с рядом проблем из-за своего статуса в России. Семьи с детьми, покинувшие территорию Украины, не могут получить материнский капитал и единое пособие для детей, также у беженцев возникали трудности при порядке назначения пенсий, мер социальной поддержки, оформлении документов и трудоустройстве [11].

Беженцы и граждане принимающей страны могут наткнуться на ложную информацию, например, на буклетах или листовках. На просторах региональных сообществ «ВКонтакте» появились новости о том, что запустили программу «Своих не бросаем». Ее суть заключалась в предложении местным жителям поселить у себя дома беженцев из Украины, и что за это полагаются выплаты. В таких случаях государственным органам стоит быстро реагировать на данные новости и пресекать информацию, которая вводит в заблуждение [8].

Еще одна проблема, которая может возникнуть у лица со статусом беженца — это не знание языка. Дети имеют трудности в российских школах, так как не адаптировались к языковой среде еще на этапе зачисления, а после него могу столкнуться с предвзятым отношением и оскорблениями со стороны одноклассников [7]. А взрослые встречаются с данной проблемой при трудоустройстве, их могут нанять, даже если они являются хорошими специалистами, либо они вынуждены трудиться на низкооплачиваемой работе.

Беженцам предоставляется право на дополнительные услуги, которые могут включать медицинскую помощь, образование, юридическую поддержку и социальное обеспечение, однако, не все они могут воспользоваться этим правом из-за недостатка правовых знаний. Однако, доступ к этим услугам не всегда гарантирован, потому что наблюдается правовая неграмотность самих беженцев. Многие из них не знают, как правильно оформить документы или куда обратиться за помощью, что приводит к их изоляции. На этапе прибытия в страну и регистрации беженцев, крайне важно предоставлять им информацию о правах и обязанностях, минуя все преграды, из-за которых стороны могут не понять друг друга.

Правовая грамотность является ключевым фактором, который поможет беженцам адаптироваться на новом месте. Это может быть реализовано через:

  1. Проведение встреч с юристами и представителями организаций, занимающихся защитой прав беженцев. На таких встречах можно объяснить основные права, доступные беженцам, и как их можно реализовать.
  2. Создание памяток и буклетов: памятки, содержащие информацию о правах и обязанностях беженцев, которые могут быть распространены в центрах регистрации и приютах. Они должны быть написаны простым языком и содержать актуальную информацию о том, как получить доступ к услугам.
  3. Использование мультиязычной информации: учитывая многообразие языков, на которых говорят беженцы, важно предоставлять информацию на нескольких языках. Это поможет избежать недопонимание и обеспечит доступ к необходимым ресурсам.
  4. Ложная информация: принимающая сторона должна в кратчайшие сроки среагировать на информацию такого рода, чтобы не было недопониманий между беженцами и гражданами.

Хотелось бы обратить внимание, что Российская Федерация участвует в международных организациях, в частности, UNHCR (Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев), что позволяет стране обмениваться опытом и получать поддержку в вопросах, касающихся беженцев. Важно, чтобы правовая система Российской Федерации продолжала развиваться в направлении улучшения условий для беженцев и соблюдения их прав, что требует активного участия, как государства, так и гражданского общества.

Таким образом, правовой статус беженцев в России формируется на основе, как международных норм, так и национального законодательства, что подчеркивает важность комплексного подхода к защите прав этой уязвимой категории лиц. Не все из них осведомлены о своих правах и возможностях, что может значительно усложнить их адаптацию в новой стране.

Исходя из вышеизложенного, необходимо признать, что современные вооружённые конфликты и рост числа беженцев требуют разработки эффективных мер по урегулированию вооруженных конфликтов и совершенствования процесса получения статуса беженца и помощи при реализации их прав и обязанностей, а также детальной разработки регламентации правового статуса беженца.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.01.2025)
  2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 05.01.2025)
  3. Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id= 4&nd=203003508&collection=1 (дата обращения: 05.01.2025)
  4. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // [Электронный ресурс]. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml (дата обращения: 10.01.2025)
  5. Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 13.06.2023) «О беженцах» // [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4340/ (дата обращения: 10.01.2025)
  6. Александрова А. Неравенство и конфликты // [Электронный ресурс]. URL: https://nsn-fm.turbopages.org/nsn.fm/s/society/bolshe-konfliktov-nazvana-osnovnaya-prichina-rosta-chisla-bezhentsev (дата обращения: 09.01.2025)
  7. Дети беженцев говорят по-русски, но им очень трудно учиться в российских школах [Электронный ресурс] // Дзен. — 2024. — 1 мая. — Режим доступа: https://dzen.ru/a/ZLRawfSNHwjLs-hb?ysclid=m5qodtol1d781823021, свободный — (дата обращения: 10.01.2025)
  8. Объявления о приеме беженцев в российских регионах оказались фейковыми [Электронный ресурс] // Лента.Ру. — 2023. — 27 июня. – Режим доступа: свободный (дата обращения: 10.01.2025)
  9. С начала СВО в страны Европы прибыли более 8,08 млн беженцев с Украины// [Электронный ресурс]. URL: https://tass-ru.turbopages.org/tass.ru/s/obschestvo/17122773 (дата обращения: 10.01.2025)
  10. Число беженцев достигло 114 миллионов человек [Электронный ресурс] // Новости ООН. — 2024. — 1 мая. URL: https://news.un.org/ru/story/2024/05/1452806 (дата обращения: 08.01.2025)
  11. Юристы заявили о проблемах беженцев из Харькова из-за особенности статуса [Электронный ресурс] // РБК. — 2023. — 26 декабря. URL: 9b59a7947c117196d5 (дата обращения: 10.01.2025)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее