СОВЕТСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ 20-Х И 30-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА – МОЕ ВИДЕНИЕ

СОВЕТСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ 20-Х И 30-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА – МОЕ ВИДЕНИЕ

Авторы публикации

Рубрика

Искусствоведение

Просмотры

962

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 52 (97), Декабрь ‘22

Дата публикации 21.12.2022

Поделиться

В связи с уходом зарубежных фильмов с экранов наших кинотеатров, люди начали вспоминать про отечественное кино. Не редко и родители говорят, что нужно обязательно посмотреть тот или иной советский фильм их молодости, поскольку, как они считают, это формирует мировоззрение молодых людей. Многие взрослые вспоминают советские фильмы, не редко говорят, что со временем взгляд на сюжет этих фильмов у них меняется, а у некоторых вызывает приятные чувства ностальгии о былых временах. Недавно я начал смотреть фильмы советского периода. Многие картины оставили приятные впечатления, некоторые заставили задуматься. Просмотренные фильмы, на мой взгляд, были по-своему уникальны и самобытны.

Чтобы понять, что представляло собой раннее советское кино, я просмотрел 8 советских фильмов 20-30-х годов ХХ века. Это были:

  1. «Броненосец Потёмкин» – 1925г.
  2. «Стачка» – 1925г.
  3. «Конец Санкт-Петербурга» – 1927г.
  4. «Мятеж» ­– 1928г.
  5. «Весёлые ребята» – 1934г.
  6. «Чапаев» – 1934г.
  7. «Александр Невский» – 1938г.
  8. «Подкидыш» – 1939г.

Анализ фильмов

«Броненосец Потёмкин» 1925 г. – действия фильма разворачивается в 1905 году на одноимённом корабле. Матросы подняли бунт против главнокомандующих корабля из-за тухлого мяса, которое им выдали для приготовления пищи. После расправы с командирами и захвата корабля они двинулись в Одессу, где почтили память погибшего матроса, с подержавшими их одесситами. Вскоре, в Одессу прибыли отряды казаков и жестоко подавили протесты жителей, но бравые матросы на этом не смирились и готовились дать отпор надвигающейся армаде военных кораблей, двигающихся в порт Одессы. Матросы броненосца при этом в надежде преклонить матросов тех кораблей на сторону восставших.

«Стачка» 1925 г. – фильм посвящён забастовке рабочих, вызванной из-за ужасных условий труда. Катализатором этих событий стало самоубийство одного рабочего, не выдержавшего давления со стороны администрации завода. Всё заканчивает жестоким подавлением бунта, а в конце зрителя встречает надпись: «Помни, пролетарий!», делая некий намёк, что рабочим необходимо помнить, как доставалась тяжело их равенство в борьбе с царским режимом.

«Конец Санкт-Петербурга» 1927 г. – фильм о борьбе простых людей против самодержавия и буржуазии.

«Мятеж» 1928 г. – действия фильма разворачивается в Средней Азии во время Гражданской войны, где кулаки подговаривают группу красноармейцев к мятежу. Описывается такое явление как контрреволюция, с которой нужно было вести борьбу.

«Чапаев» 1934 г. – фильм посвящён одному из героев красных в гражданской войне – Василию Ивановичу Чапаеву и его противостоянию с белой армией, об отношениях между красноармейцами.

«Весёлые ребята» 1934 г. – первый советский мюзикл о похождениях веселого и смекалистого пастуха Кости Потехина. Фильм с большим чувством юмора, смотрится легко, и если вы хотите себе поднять настроение, то этот фильм для вас.

«Александр Невский» 1938 г. – фильм о подвиге русского народа над немецкими крестоносцами, где главным лицом является князь Александр Невский.

«Подкидыш» 1939 г. – фильм о маленькой девочке, которая потерялась в Москве и связанными с этим приключениями и событиями.

Посмотрев данные фильмы, я заметил, что они обладают некоторыми сходствами друг с другом. Поэтому мною было выделено 3 типа кино:

  1. Историческое.
  2. Прославляющее идеи пролетарской революции.
  3. Жизнь и быт простого человека.

Некоторые фильмы подходят и к нескольким типам.

Исторические фильмы, как можно понять по названию, это фильмы о каких-то событиях, происходивших в прошлом и заслужившие, заказанные или одобренные к экранизации надзорными органами тех лет. К первой группе я отнёс: «Броненосец Потёмкин», «Чапаев» и «Александр Невский».

Далее идёт группа, которая мною было названо как «прославляющие идеи пролетарской революции». Данная группа фильмов, по сути, повествует и прославляет революцию и осуждает старое общество, где показывается борьба с его представителями – буржуазией, белой армией, казаками, интеллигенцией, контрреволюционерами, религий. К этой группе я отнёс фильмы – «Стачка», «Конец Санкт-Петербурга», «Мятеж» и раннее упомянутые «Броненосец Потёмкин» и «Чапаев». Поскольку в них тоже присутствует прославление идей революции пролетариата.

И последняя группа, определенная мною – жизнь и быт простого человека. К данной группе я отнёс фильмы «Весёлые ребята» и «Подкидыш».

Режиссёры фильмов

Чтобы больше понять сюжет и смысл этих фильмов, нужно знать, кто их создал, а именно – режиссёр, поскольку от него зависит практически весь успех фильма. Так как режиссёры во многом вкладывают часть своего жизненного опыта, мироощущения в свои творения.

Огромную роль в создании фильмов тех времён играл Сергей Михайлович Эйзенштейн, (годы жизни 22 января 1898-11 февраля 1948 год). Родился в обеспеченной семье, жил в достатке, получил хорошее образование, знал несколько языков, брал уроки верховой езды и игры на рояле, увлекался фотографией и рисовал карикатуры, и как позже говорил, что «это оказалось все нужным и полезным не только для себя, но и для других». По совету отца Эйзенштейн поступил в Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. Там в 1917 году его застала революция – Сергей Эйзенштейн стал сторонником советской власти. И говорил о ней – «Революция дала мне в жизни самое для меня дорогое – это она сделала меня художником. Если бы не революция, я бы никогда не «расколотил» традиции – от отца к сыну – в инженеры. Задатки, желания были, но только революционный вихрь дал мне основное – свободу самоопределения», вот что из себя представляла эта выдающаяся личность. Среди представленных 8 фильмов, 3 созданы им: «Броненосец Потёмкин», «Стачка», «Александр Невский».

Всеволод Илларионович Пудовкин (годы жизни 16 февраля 1893-30 июня 1953 год) родился и вырос в семье коммивояжера. Учился в МГУ на физико-математическом факультете, ветеран Первой мировой войны. С детства был много векторной личностью, что позволило ему в будущем пойти в кинематограф. Его фильм – «Конец Санкт-Петербурга».

Семён Алексеевич Тимощенко (годы жизни 18 января 1899-13 ноября 1958 год). 1918-1920 годах учился на общем отделении Института гражданских инженеров (ИГИ). В 1920 году окончил режиссерские курсы при театральном отделе Наркомпроса в Петрограде. Его фильм из списка-«Мятеж». Происходящие события Гражданской войны были им описаны достаточно остро, поскольку его годы жизни как раз того времени проходили в Санкт-Петербурге.

Григорий Васильевич Александров (годы жизни 23 января 1903- 6 декабря 1983 год). О его родителях идут споры. Некоторые считают, что он родился в семье разнорабочего, а иная версия, что он старший сын владельца гостиницы. С 12 лет работал в театре, что дало ему вектор развития своей жизни. Однажды для улучшения качеств режиссёра поехал в Голливуд, что и послужило вдохновением для создания первого советского мюзикла «Весёлые ребята».

«Братья» Васильевы (Георгий Николаевич Васильев 1899-1946, Сергей Дмитриевич Васильев 1900-1959) – режиссёры однофамильцы, оба происходят из русской интеллигенции. Сергей учился в Петроградском институте экранных искусств, Георгий – в Москве, в артистической студии «Молодые мастера». Их фильм – «Чапаев».

Дмитрий Иванович Васильев (годы жизни 8 (21) октября 1900-5 января 1984). Принимал совместное участие с Эйзенштейном в создании «Александра Невского». С 1919 по 1921 учился в Московской горной академии, окончил киношколу Б.В. Чайковского в Москве в 1927. Работал в системе Наркомпроса.

Татьяна Николаевна Лукашевич (годы жизни 21 ноября 1905-2 марта 1972 года). В молодости поступила в труппу русских актеров провинциального театра братьев Адельгейм. В 1922 году приехала в Москву, поступила на актерский факультет Государственного института кинематографии. Вскоре перевелась на режиссерский факультет, который окончила в 1927 году. Автор фильма «Подкидыш».

Можно обратить внимание, что большинство режиссёров начинали не с кино, а с технического образования.

Вывод

Оценивая все эти фильмы, практически через 100 лет, где сюжетная линия в них, по моему, становится несколько другой для современного человека, нежели для современника тех лет. Отмечается характерная черта этих фильмов – некоторая наивность, наигранность актёров. Однако же духовная составляющая, жизненная позиция и основная мысль фильмов понятна и для меня и моего ровесника 1920-1930-х годов. Быт, переживания, чувства, стремления, взаимоотношения между людьми, между людьми и государством они понятны и ясны как современному человека, так и для человека тех лет.

Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее