Чтобы понять, что представляло собой раннее советское кино, я просмотрел 8 советских фильмов 20-30-х годов ХХ века. Это были:
- «Броненосец Потёмкин» – 1925г.
- «Стачка» – 1925г.
- «Конец Санкт-Петербурга» – 1927г.
- «Мятеж» – 1928г.
- «Весёлые ребята» – 1934г.
- «Чапаев» – 1934г.
- «Александр Невский» – 1938г.
- «Подкидыш» – 1939г.
Анализ фильмов
«Броненосец Потёмкин» 1925 г. – действия фильма разворачивается в 1905 году на одноимённом корабле. Матросы подняли бунт против главнокомандующих корабля из-за тухлого мяса, которое им выдали для приготовления пищи. После расправы с командирами и захвата корабля они двинулись в Одессу, где почтили память погибшего матроса, с подержавшими их одесситами. Вскоре, в Одессу прибыли отряды казаков и жестоко подавили протесты жителей, но бравые матросы на этом не смирились и готовились дать отпор надвигающейся армаде военных кораблей, двигающихся в порт Одессы. Матросы броненосца при этом в надежде преклонить матросов тех кораблей на сторону восставших.
«Стачка» 1925 г. – фильм посвящён забастовке рабочих, вызванной из-за ужасных условий труда. Катализатором этих событий стало самоубийство одного рабочего, не выдержавшего давления со стороны администрации завода. Всё заканчивает жестоким подавлением бунта, а в конце зрителя встречает надпись: «Помни, пролетарий!», делая некий намёк, что рабочим необходимо помнить, как доставалась тяжело их равенство в борьбе с царским режимом.
«Конец Санкт-Петербурга» 1927 г. – фильм о борьбе простых людей против самодержавия и буржуазии.
«Мятеж» 1928 г. – действия фильма разворачивается в Средней Азии во время Гражданской войны, где кулаки подговаривают группу красноармейцев к мятежу. Описывается такое явление как контрреволюция, с которой нужно было вести борьбу.
«Чапаев» 1934 г. – фильм посвящён одному из героев красных в гражданской войне – Василию Ивановичу Чапаеву и его противостоянию с белой армией, об отношениях между красноармейцами.
«Весёлые ребята» 1934 г. – первый советский мюзикл о похождениях веселого и смекалистого пастуха Кости Потехина. Фильм с большим чувством юмора, смотрится легко, и если вы хотите себе поднять настроение, то этот фильм для вас.
«Александр Невский» 1938 г. – фильм о подвиге русского народа над немецкими крестоносцами, где главным лицом является князь Александр Невский.
«Подкидыш» 1939 г. – фильм о маленькой девочке, которая потерялась в Москве и связанными с этим приключениями и событиями.
Посмотрев данные фильмы, я заметил, что они обладают некоторыми сходствами друг с другом. Поэтому мною было выделено 3 типа кино:
- Историческое.
- Прославляющее идеи пролетарской революции.
- Жизнь и быт простого человека.
Некоторые фильмы подходят и к нескольким типам.
Исторические фильмы, как можно понять по названию, это фильмы о каких-то событиях, происходивших в прошлом и заслужившие, заказанные или одобренные к экранизации надзорными органами тех лет. К первой группе я отнёс: «Броненосец Потёмкин», «Чапаев» и «Александр Невский».
Далее идёт группа, которая мною было названо как «прославляющие идеи пролетарской революции». Данная группа фильмов, по сути, повествует и прославляет революцию и осуждает старое общество, где показывается борьба с его представителями – буржуазией, белой армией, казаками, интеллигенцией, контрреволюционерами, религий. К этой группе я отнёс фильмы – «Стачка», «Конец Санкт-Петербурга», «Мятеж» и раннее упомянутые «Броненосец Потёмкин» и «Чапаев». Поскольку в них тоже присутствует прославление идей революции пролетариата.
И последняя группа, определенная мною – жизнь и быт простого человека. К данной группе я отнёс фильмы «Весёлые ребята» и «Подкидыш».
Режиссёры фильмов
Чтобы больше понять сюжет и смысл этих фильмов, нужно знать, кто их создал, а именно – режиссёр, поскольку от него зависит практически весь успех фильма. Так как режиссёры во многом вкладывают часть своего жизненного опыта, мироощущения в свои творения.
Огромную роль в создании фильмов тех времён играл Сергей Михайлович Эйзенштейн, (годы жизни 22 января 1898-11 февраля 1948 год). Родился в обеспеченной семье, жил в достатке, получил хорошее образование, знал несколько языков, брал уроки верховой езды и игры на рояле, увлекался фотографией и рисовал карикатуры, и как позже говорил, что «это оказалось все нужным и полезным не только для себя, но и для других». По совету отца Эйзенштейн поступил в Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. Там в 1917 году его застала революция – Сергей Эйзенштейн стал сторонником советской власти. И говорил о ней – «Революция дала мне в жизни самое для меня дорогое – это она сделала меня художником. Если бы не революция, я бы никогда не «расколотил» традиции – от отца к сыну – в инженеры. Задатки, желания были, но только революционный вихрь дал мне основное – свободу самоопределения», вот что из себя представляла эта выдающаяся личность. Среди представленных 8 фильмов, 3 созданы им: «Броненосец Потёмкин», «Стачка», «Александр Невский».
Всеволод Илларионович Пудовкин (годы жизни 16 февраля 1893-30 июня 1953 год) родился и вырос в семье коммивояжера. Учился в МГУ на физико-математическом факультете, ветеран Первой мировой войны. С детства был много векторной личностью, что позволило ему в будущем пойти в кинематограф. Его фильм – «Конец Санкт-Петербурга».
Семён Алексеевич Тимощенко (годы жизни 18 января 1899-13 ноября 1958 год). 1918-1920 годах учился на общем отделении Института гражданских инженеров (ИГИ). В 1920 году окончил режиссерские курсы при театральном отделе Наркомпроса в Петрограде. Его фильм из списка-«Мятеж». Происходящие события Гражданской войны были им описаны достаточно остро, поскольку его годы жизни как раз того времени проходили в Санкт-Петербурге.
Григорий Васильевич Александров (годы жизни 23 января 1903- 6 декабря 1983 год). О его родителях идут споры. Некоторые считают, что он родился в семье разнорабочего, а иная версия, что он старший сын владельца гостиницы. С 12 лет работал в театре, что дало ему вектор развития своей жизни. Однажды для улучшения качеств режиссёра поехал в Голливуд, что и послужило вдохновением для создания первого советского мюзикла «Весёлые ребята».
«Братья» Васильевы (Георгий Николаевич Васильев 1899-1946, Сергей Дмитриевич Васильев 1900-1959) – режиссёры однофамильцы, оба происходят из русской интеллигенции. Сергей учился в Петроградском институте экранных искусств, Георгий – в Москве, в артистической студии «Молодые мастера». Их фильм – «Чапаев».
Дмитрий Иванович Васильев (годы жизни 8 (21) октября 1900-5 января 1984). Принимал совместное участие с Эйзенштейном в создании «Александра Невского». С 1919 по 1921 учился в Московской горной академии, окончил киношколу Б.В. Чайковского в Москве в 1927. Работал в системе Наркомпроса.
Татьяна Николаевна Лукашевич (годы жизни 21 ноября 1905-2 марта 1972 года). В молодости поступила в труппу русских актеров провинциального театра братьев Адельгейм. В 1922 году приехала в Москву, поступила на актерский факультет Государственного института кинематографии. Вскоре перевелась на режиссерский факультет, который окончила в 1927 году. Автор фильма «Подкидыш».
Можно обратить внимание, что большинство режиссёров начинали не с кино, а с технического образования.
Вывод
Оценивая все эти фильмы, практически через 100 лет, где сюжетная линия в них, по моему, становится несколько другой для современного человека, нежели для современника тех лет. Отмечается характерная черта этих фильмов – некоторая наивность, наигранность актёров. Однако же духовная составляющая, жизненная позиция и основная мысль фильмов понятна и для меня и моего ровесника 1920-1930-х годов. Быт, переживания, чувства, стремления, взаимоотношения между людьми, между людьми и государством они понятны и ясны как современному человека, так и для человека тех лет.