Своеобразие позитивной социализации современных дошкольников

Своеобразие позитивной социализации современных дошкольников

Объектом исследования является процесс позитивной социализации детей среднего дошкольного возраста. Предмет исследования использование технологии Детский совет для обеспечения позитивной социализации детей среднего дошкольного возраста. В исследовании применялись схема наблюдения по М. Я. Басову, методика «Раскрась рукавички», экспериментальная игра «Секрет» и беседа с неоконченными ответами «Как бы ты поступил, если бы…», заключающуюся в выяснении особенностей взаимоотношений детей. Установлено соответствие между проведенными методиками и показателями позитивной социализации дошкольников. Для обеспечения позитивной социализации дошкольников была предложена технология Детского совета, позволяющая реализовать на практике принципы ФГОС ДО, давая возможность развивать познавательную инициативу дошкольника, быть активными в выборе содержания своего образования, получать опыт полноценного социального взаимодействия.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 16 (18), июнь ‘21

Поделиться

Дошкольное детство как период первичной социализации – это период от 2 месяцев до 8 лет жизни человека, который является чрезвычайно значимой стадией в формировании личности человека (в соответствии с пунктом 2.7. ФГОС дошкольного образования)  [6]. В этот промежуток ребенок проходит базовые этапы социализации: ребенок познает социальный мир, он начинает активно осваивать социальные роли (сначала сына или дочери, затем уже внука или внучки, потом в его жизни появляются другие социальные агенты, такие как сверстники), у него формируется первичное представление о своем месте в этом мире.  

Н. Ежкова, оперируя понятием «ценности дошкольного возраста», наполняет конкретным содержанием представления о самоценности дошкольного возраста. Автор, анализируя идеи Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, подчеркивает необходимость сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

Этот период играет важную роль в формировании личности, которая не может формироваться никоим образом, как не в процессе социализации. Социализация, по мнению С.А. Козловой, представляет собой, как адаптацию к социальному миру и принятие этого мира как данности, так и способность и потребность изменять, преобразовывать социальную действительность и социальный мир. Социализация включает в себя несколько фаз, таких как адаптация, индивидуализация, интеграция, коррекция (трудовая) и хранение (послетрудовая) [5].

В первые восемь лет жизни происходит закладка фундамента личности, как социального качества человека, при условии, что оно формируется поэтапно в процессе социализации, которая под собой подразумевает формирование социального опыта, усвоение образцов поведения, установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих успешно функционировать в этом обществе [1].

Дошкольное детство относится не столько к адаптивному типу жизнедеятельности, сколько к решающему периоду становления фундаментальных, ведущих образований личности, обладает сензитивностью к формированию базовых основ личности, достижению оптимального уровня их развития.

В  зависимости от того, какой характер социализации будет присущ тому или иному ребенку, такова и личность будет формироваться. Именно поэтому ФГОС ДО одной из центральных задач дошкольного образования видит обеспечение в ДОО условий для позитивной социализации дошкольников.

Позитивная социализация представляет собой успешное продвижение ребенка в социальном мире, подразумевающее овладение способами, обеспечивающими удовлетворение основных социально-ориентированных потребностей, которые, в свою очередь, позволяют ребёнку получить социальное признание, а так же достижения ребёнка, представляющие собой наличие конкретных характеристик, которые можно сравнить с показателями и тем самым оценить характер социальных изменений [1, c. 40].

Все это возможно при условии учета своеобразия современного дошкольника и его социального окружения.

Образование в аспекте личностного развития детей, а также их саморазвития может быть эффективным лишь в том случае, если будет ориентировано на возрастные ценности дошкольников. Они выступают ключевым основанием для проектирования его содержания и процесса реализации.

Одной из проблем является социальная ситуация развития современных дошкольников. Мы считаем, что сегодня одной из неблагополучных современных тенденций считается излишняя доступность виртуального пространства для ребенка, где он не получает опыта естественного общения, не возникает потребность в собеседнике, что препятствует его адаптации, индивидуализации, интеграции, поскольку в виртуальном пространстве это нереально. Получается некий суррогат, где ребенок включается в какое-то событие, но никакой вербальной и эмоциональной отдачи не получает. Современный ребенок-дошкольник, который погрузился в мир компьютера и современных гаджетов, выпадает из мира реального. Проводя у экрана компьютера, телевизора значительное время, он не общается с родителями и сверстниками. Получается, что интернет заменяет ребенку живого человека, что для малышей не допустимо, поскольку ребенку нужно реальное,  эмоционально-окрашенное человеческое общение. Интересный мультик не может заменить ему маму и папу. Говорить о пользе интернета можно лишь тогда, когда он используется как дополнительное средство в обучении и развитии детей. Ведь первой социальной потребностью ребенка в онтогенезе является потребность во взаимодействии, в общении с другим человеком. Если эта потребность не удовлетворяется в должной мере идет отставание в развитии. Все это осложняет процесс социализации, у ребенка не формируется социальный опыт, не усваиваются образцы поведения, установки, знания, навыки, могут быть сформированы деформированные представления о социальных нормах и ценностях, которые позволяют успешно функционировать в этом обществе. Ребенок не проживает полноценно фазы вхождения личности в социум, а следовательно процесс социализации не может рассматриваться как позитивный, потому что у него не нарабатывается того самого пресловутого социального опыта, опыта социального взаимодействия, умения гибко встраиваться в новую ситуацию. У ребенка не формируется полноценный эмоциональный интеллект, то есть способность понимать эмоциональное состояние другого, сопереживать ему, он не способен испытывать потребность оказывать помощь и поддержку, ведь этот опыт может сформироваться только там, где его переживаешь, где эта ситуация происходит перед глазами, где ребенок включаешься в это и где он становишься субъектом этого.

В своей работе А.Г. Гогоберидзе раскрывает актуальность данной проблемы, обосновывая ее тем, что образование современного ребенка дошкольного воз­раста происходит в широкой социокультур­ной среде, сущностными особенностями которой являются поликультурность, многонациональность, полиэтничность современ­ного общества. Педагогический процесс разворачивается в поликультурной обра­зовательной среде детского сада, которая, являясь частью социальной среды и обще­ства, сохраняет все их сущностные черты. Она представляет собой социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организован­ности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация [9].

Но есть и положительные стороны. Посредством интернета мы получаем возможность общаться с родными и близкими, как бы далеко они ни находились. Ребенок может слышать и видеть бабушек и дедушек, братьев и сестер, а также родителей, когда они по каким-либо причинам не рядом. Главными же должны оставаться родители и другие воспитывающие взрослые. Именно они отвечают за воспитание ребенка, а не интернет.

Вхождение личности в социум, по мнению А.В. Петровского, включает в себя несколько последовательных фаз. Каждая из которых имеет большое значение для ребенка и возможностей его самореализации. Первая – адаптация личности в коллективе способствует активному усвоению действующих норм. Вторая – индивидуализация связана со стремлением заявить о себе в коллективе, привлечь к себе внимание. Третья – интеграция личности в коллективе, когда устанавливаются отношения сотрудничества с членами коллектива [3].

По словам А.С. Макаренко там, где есть организация коллектива «Товарищи находятся в равных условиях, идут рядом в одной шеренге, исполняя приблизительно одинаковые функции, связываются не просто дружбой, а связываются общей ответственностью в работе, общим участием в работе коллектива» [3].

Детство дошкольника это не период выращивания в тепличных условиях или подготовительный к чему-либо, это самобытный период, когда ребенок впервые соприкасается с этим миром со всеми его положительными и не всегда положительными аспектами.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования затрагивается важность и целевая обусловленность позитивной социализации детей в дошкольном возрасте. Тогда стоит вопрос о том, какие же педагогические технологии в период дошкольного возраста сделают возможной позитивную социализацию ребенка.

На сегодняшний день перед образовательными учреждениями стоит проблема обеспечения условий для позитивной социализации.

В статье «Позитивная социализация ребенка: источники и риски» И.И. Лосевой, И.В. Житной в качестве показателей позитивной социализации дошкольника   предлагаются:

- социальная успешность,

- эмоциональное благополучие,

- коммуникативная активность,

- эмоциональная отзывчивость

Наличие у ребенка эмоционального благополучия, социальной успешности, коммуникативной активности и эмоциональной отзывчивости обеспечивает своеобразие современной жизни дошкольника. И именно в этом и заключается своеобразие позитивной социализации современных дошкольников.

По мнению авторов, под социальной успешностью  понимаются такие качества как самостоятельность ребенка, его свободный выбор, умение находить решения в конфликтах, а также уверенность ребенка в своих силах. В данном показателе ребенок имеет больше выбора, но ему не хватает эмоций, взаимодействия с партнером.

Эмоциональное благополучие указывает на реализацию потребностей и удовлетворение интересов ребёнка. В свою очередь, при эмоциональном благополучии ребенок испытывает удовольствие от социально-коммуникативного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, имеет позитивный настрой на общение, но при этом у него меньше свободы выбора, нет понимания сверстника.

Коммуникативная активность отражает позицию ребёнка и ее направленность на взрослого или сверстника. Ребенок при этом имеет инициативность в установлении социальных контактов, но ему не хватает эмоций.

Эмоциональная отзывчивость представляет собой характер эмоционального реагирования, в который входят способности к сопереживанию, сочувствию и эмпатии.

Перед дошкольной образовательной организацией четко стоит задача подбора технологий, форм методов, которые бы обучали его способам взаимодействий, способам поведения в рамках различных ситуации, способствовали формированию у него собственного коммуникативного опыта, который позволит ему свободно двигаться вперед, когда он не будет с нами рядом, ведь он пойдет в следующую ступень образования. Формировали бы у детей понимание того, как реагировать на те, или иные ситуации, как выстраивать те или иные формы поведения и как себя вести, к примеру, в конфликтах, как найти способ, чтобы выйти из них.

Для того, чтобы адекватно проводить отбор технологий, позволяющих ориентироваться на индивидуальность ребенка, необходима качественная диагностика, диагностика ребенка по показателям позитивной социализации, диагностика среды в которой ребенок находится в которой ребенок находится в образовательном учреждении, насколько она стимулирует ребенка к их проявлению (показателей), понимание уровня компетентности сотрудников. Вся эта комплексная диагностика, комплексное изучение и дает нам основание для выстраивания полноценных условий позитивной социализации дошкольника.

Для выявления социальной успешности дошкольников приминима такая методика, как экспериментальная игра «Секрет», цель которой заключается в выявлении уровня сформированности личных взаимоотношений у дошкольников со сверстниками.

Чтобы оценить такой критерий позитивной социализации как уровень эмоционального благополучия уместно использовать схему наблюдения по М. Я. Басову, цель которого заключается в выявлении уровня межличностного общения детей дошкольного возраста.

Для оценки коммуникативной активности детей можно использовать методику «Раскрась рукавички», цель которой заключается в изучении коммуникативных навыков детей. В данной методике анализируют, как протекало взаимодействие детей в каждой серии, по следующим признакам:

- умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т. д. ;

- как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

- как относятся к результату деятельности, своему и партнера;

- осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается;

- умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй серии).

Чтобы пронаблюдать и оценить уровень эмоциональной отзывчивости мы рекомендуем провести беседу с неоконченными ответами «Как бы ты поступил, если бы…», заключающуюся в выяснении особенностей взаимоотношений детей.

На основе наличия данных показателей, качеств личности ребенка мы можем определить уровень позитивной социализации дошкольника. Наша задача, учитывая показатели позитивной социализации и возможные угрозы и риски, определиться в выборе эффективных педагогических технологий.

В связи с тем, что, с одной стороны есть некие проблемы, с другой стороны стоит вопрос о поиске эффективных технологий и одной из таких, которая имеет в своей основе полноправное участие ребенка в образовательном процессе,  основанном  на «субъект-субъектном» подходе, является технология «Детского совета», которая дает возможность развивать познавательную инициативу дошкольника, быть им активными в выборе содержания своего образования, получать опыт полноценного социального взаимодействия, что  позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО.

Технология «Детский совет» сама по себе представляет так называемое  место и время делового и духовного общения взрослых с детьми, задающего смысл и стиль всей жизни группы – маленького уникального сообщества со своей историей, культурой, интересами, потребностями и возможностями. Технология подразумевает общее собрание группы де­тей вместе с педагогами. Каждый получает воз­можность рассказать о событиях в своей жизни, описать свои переживания, поделиться жела­ниями, а также получить новую информацию от других. По инициативе детей и взрослых фикси­руются темы, планируются предстоящие занятия, устанавливаются групповые правила, поддержи­вается позитивное расположение духа, прово­дятся разного рода игры и упражнения [8, c. 11].

Чтобы начался процесс учения, дети должны иметь интерес к тому, что они делают, слышат, ви­дят. Одним из путей достижения интереса является право на самостоятельный выбор. Право детей выражать свои взгляды и свое мне­ние по всем вопросам, касающимся их жизни, соот­ветствует понятию участие. «Детский совет» позволяет ребенку получить опыт естественного общения, у него возникает потребность в собеседнике, что не препятствует его адаптации, индивидуализации, интеграции, получая при этом вербальную и эмоциональную отдачу.

Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы, совместно находить решения вопросов и задач, возникающих в процессе совместного жизнетворчества. Участие в «Детском совете» возможно для детей любого возраста. Возраст ребенка, уровень владения речью играет роль только для формы участия, но не для участия как такового. Дети обладают значительно большим потенциалом, чем предполагают взрослые. При соответствующей поддержке они могут осознанно и целенаправленно принимать участие в определении дневных дел, могут четко сказать, что им нравится или не нравится, рассказать о своих идеях и представлениях, дать оценку своим идеям, делам и действиям и действиям других. Культура участия (соучастия) может быть сформирована только постоянной ежедневной практикой, так как взрослые и их формы общения всегда являются примером для детей. И, как раз, главной для развития соучастия формой и является «Детский совет» [8].

Участвуя, общаясь, взаимодействуя со сверстниками и взрослыми ребенок усваивает образцы поведения, установки, знания, навыки, формирует представления о социальных нормах и ценностях, которые позволяют успешно функционировать в этом обществе. Ребенок проживает полноценно фазы вхождения личности в социум, а следовательно процесс социализации может рассматриваться как позитивный, потому что у него нарабатывается собственный социальный опыт, опыта социального взаимодействия, умения гибко встраиваться в новую ситуацию. У ребенка формируется полноценный эмоциональный интеллект, то есть способность понимать эмоциональное состояние другого, сопереживать ему, он  способен испытывать потребность оказывать помощь и поддержку, ведь этот опыт может сформироваться только там, где его переживаешь, где эта ситуация происходит перед глазами, где ребенок включаешься в это и где он становишься субъектом этого.

Список литературы

  1. Гогоберидзе, А.Г. Портрет современного ребенка дошкольного возраста: методика изучения / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская // Современный детский сад. – 2010. — №1. – С. 16-21
  2. Афонькина Ю.А. «Современный дошкольник: новый контекст психического развития» // Проблемы современного педагогического образования. 2018. . С. 299-302.
  3. Житная И.В., Лосева И.И. Позитивная социализация ребенка: источники и риски // Детский сад: теория и практика – Москва – 2016 – №3 (63) – с. 40-53
  4. Зебзеева В.А. «Позитивная социализация дошкольников в процессе организации совместной деятельности и развития детского коллектива» // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 1. . С. 120-122.
  5. Ежкова Н.С. Дошкольное образование и ценности дошкольного возраста детства [Текст] / Н.С. Ежкова // Дошкольная педагогика. 2014, - № 8. С. 8 - 22
  6. Задорожная В.В. Компьютер, интернет и ребенок дошкольного возраста // . 2016. № 11 (35). С. 189-193.
  7. Детский совет: методические рекомендации для педагогов/ Л.В. Свирская. М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – 80 с.:ил. – (Серия «Вдохновение»).
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ №1155 от 17 октября 2013г. Министерства Образования и науки Российской Федерации.
  9. Москалева Л. Ю., Дарченко М. В. Технология «детский совет» - технология «субъект-субъектного» взаимодействия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 206–210. – URL: .

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary