РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (3 УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ) НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (3 УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ) НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

452

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 21 (119), Июнь ‘23

Дата публикации 04.06.2023

Поделиться

В статье рассматриваются роль эмоционально-волевой сферы у детей. Представлены ее особенности у дошкольников, имеющих  3 уровень ОНР. Указаны  основные направления работы по развитию данной сферы у детей дошкольного возраста с 3 уровнем ОНР.

В последнее время наблюдается значительный рост детей дошкольного возраста, которые имеют нарушения речи, в особенности, общее недоразвитие речи (ОНР).

В нарушении развития аномального ребенка прослеживается изменение его личности в целом. К особенностям формирования личности относятся: страхи, тревожность, пониженный фон настроения, низкую самооценку, ипохондричность [3]. Эти нарушения могут быть вызваны неправильным подходом к воспитанию и несоответствующим методом обучения. Происходит особое формирование эмоционально-волевой сферы ребенка: повышенная возбудимость, раздражительность, агрессивность, неусидчивость, обидчивость, замкнутость, неуверенность в себе, нестойкость в интересах и сложности в установлении контакта с другими людьми.

Прослеживается несамостоятельность, быстрая переключаемость переживаний, а также неадекватное выражение своих чувств и эмоций.

Эмоциональные и личностные особенности влияют на взаимоотношения ребенка с окружающей средой. Однако, из-за несформированности средств общения, дошкольники имеют неблагоприятные отношения со своими сверстниками.

Для детей дошкольного возраста с ОНР свойственны следующие особенности эмоционально-волевой сферы: импульсивность, органический инфантилизм, гиперактивность, аффектные вспышки, нескоординированность эмоциональных процессов, страх и тревожность.

Из-за незрелости эмоционально-волевой сферы у ребенка с ОНР отмечается своеобразие развития поведения и личностные особенности. Дети дошкольного возраста испытываю существенные трудности в выражении и дифференциации собственных эмоций. Затруднено социальное формирование дошкольника, личностное становление — развитие самосознания и системы собственного «Я» [5].

Эмоции имеют большое значение для ребенка с ОНР, они являются значимой частью процесса познавательной деятельности. Общее эмоциональное состояние и настроение влияют на понимание ребенком окружающего мира.

Ребенку дошкольного возраста трудно регулировать свое поведение на основе освоенных правил и норм. Дети в старшем дошкольном возрасте не будут проявлять никакой инициативы, их эмоции не будут выразительными. Ребенку в преддошкольном возрасте сложно контролировать свои эмоции. Такие дети зависимы от внешних эмоциональных впечатлений и спонтанных чувств. Так же характерны эмоциональные реакции на происходящее, эмоции нестабильны. Уровень самооценки ребенка дошкольного возраста с ОНР ниже, в отличие от его сверстников, которые не имеют дефекты речи [1].

Трудно выразить основные эмоции: страх, удивление, гнев, печаль, радость. Дошкольники не способны правильно передать эмоционально-смысловое содержание высказывания.

Существует тесная взаимосвязь между эмоционально-волевой сферой и процессом обучения. Если дошкольник регулярно испытывает большие нагрузки, испытывает чувство тревоги, не проявляет активности, имеет низкую самооценку, то процесс обучения будет проходить на низком уровне. Если нет своевременной коррекционной помощи, то ребенок психически не готов к школе.

Дети дошкольного возраста с ОНР характеризуются отличительными особенностями формирования эмоционально-волевой сферы. В случае успешной коррекции ребенок будет использовать собственные эмоции как способ общения с окружающими, что будет способствовать гармоничному формированию личности и наиболее эффективному преодолению речевых нарушений.

Эмоциональные процессы - это сфера психологического существования ребенка, которая регулирует и заряжает все остальные функции, такие как внимание, восприятие, память, воображение, мышление и так далее. Эмоциональный контроль и эмоциональные образы являются продуктом и целью воспитания, особенно у сангвиников и холериков. Развитие способности контролировать свое поведение - один из важнейших моментов, формирующих психологическую готовность дошкольника к обучению в школе.

Возникновение принципиально новых способностей саморегуляции у дошкольников, помимо формирования эмоционального контроля, означает также переход от внешней регуляции поведения к внутренней и установление подчиненности мотивов поведения, но все эти сложные процессы происходят под влиянием эмоциональной регуляции, поэтому важнейшей задачей психологов является формирование эмоциональной сферы ребенка.

Эмоции регулируют все виды поведенческой деятельности человека. Дети дошкольного возраста находятся как бы во власти внезапно появляющихся чувств и внешних эмоциональных впечатлений. Его легко что-то привлекает, но также легко и отвлекает; его чувства стремительно образуются и так же стремительно  исчезают. Ребенок очень эмоционально реагирует на происходящее, но его чувства нестабильны.  «Часто приходится видеть, что не прошло и 2-3 мин. после какой-нибудь перенесенной малышом неудачи, а он уже улыбается, с увлечением следит за тем, что показывают или рассказывают ему; только изредка у него как бы прорываются всхлипывания. Это замечательное явление: во внешних движениях, в порядке внешнего последствия, эмоциональная реакция еще сохранилась, внутренне же, психологически - эмоция уже исчезла».[7, с. 15]

Основным направлением развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с ОНР является формирование умения справляться с эмоциями, то есть произвольность в поведения. Эмоции со временем становятся более осмысленными, они начинают подаваться подчинению мышления, когда дошкольник усваивает разнообразные  нормы поведения и способы действий, соотносит итоги собственной деятельности с целями, а также результатами других. Поведение со временем превращается из спонтанного (из-за чувств и впечатлений) в "волевое" поведение, что означает переход от его внешней регуляции к внутренней, а также к возможности выбора своего поведения. А. Н. Леонтьев считал это основной характеристикой перехода от преддошколыюго к дошкольному возрасту.[5, с. 59] Кроме осмысленности можно выделить еще одно направление развития эмоций у детей в дошкольном возрасте - эмоции становятся более устойчивыми и приобретают глубину. У ребенка появляются более высокие чувства - сострадание, сочувствие, способность понимать чувства других и сопереживать им. Адекватная эмоциональная реакция в различных (в том числе стрессовых) ситуациях основана на умении различать эмоциональные состояния по внешнему проявлению: по жестам, мимике, пантомиме, эмоциональной отстраненности, позам. При этом ребенок дошкольного возраста учится понимать смысл поведенческих реакций за внешними эмоциональными проявлениями, а также реагировать в соответствии с данным смыслом.

Эти идеи легли в основу системы психолого-педагогических методов формирования эмоционального контроля, а также коррекции эмоциональных процессов детей дошкольного возраста. Работа с ребенком на психологических занятиях ведется по определенным программам, которые специализированны в соответствии с возрастными отличиями каждой группы. На протяжении всего периода работы в каждой возрастной группе регулярно ведется  психодиагностика эмоциональной динамики детей дошкольного возраста (тест цветовых отношений Люшера), личностных характеристик (регламентированное наблюдение, опросник Кэттела) и отличительных черт эмоциональной сферы (анализ рисунков, проективные графические тесты). Некоторые задания начинают выполнять с трехлетнего возраста, но наиболее полного и разностороннего развивающего эффекта можно достичь только в старшей и подготовительной группах. Основное внимание в развивающих мероприятиях уделяется работе с проблемными детьми из-за их «проблемности» (неуверенности в себе, тревожности, амбициозности, неустойчивой самооценки) непосредственно  находятся в эмоциональной сфере. Однако различные исследования и результаты психодиагностики выявили, что целенаправленное формирование самоконтроля, высших чувств, произвольности эмоциональных переживаний и регуляции динамики эмоциональных процессов необходимо каждому, даже самому благополучному, ребенку в дошкольном возрасте и способствует их своевременному психологическому созреванию.

Основой психологической работы с эмоционально разобщенными дошкольниками является синтез методов группового психотренинга и детского театрального творчества. В целом можно сказать, что суть методической системы психологического развития эмоциональной сферы заключается в обучении ребенка дошкольного возраста созданию особой психологической атмосферы, благоприятно влияющей на эмоциональном состоянии, настрое мыслей и чувств ребенка, а значит, и на характер его действий и поступков.

Формирование оптимистичной эмоциональной установки и позитивного настроя помогает привлечь внимание детей к радостным, добрым и приятным вещам, которые нас окружают.

Занятия подобного рода избавляют ребенка от тревожной ипохондрии, мнительности и плаксивости, создают условия для развития любознательности и оптимального эмоционального тонуса, открытости к внешним впечатлениям, без которых обучение и развитие невозможно. Однако результат от упражнений будет максимальным, если каждый раз выполнять их немного по-другому.

Еще одной областью для управления тревожности и повышения уверенности в себя является подготовка ребенка умению отвлекаться от тревожных и неприятных мыслей и справляться с повседневными мелкими бытовыми стрессами. Здесь нужно научить детей дошкольного возраста не беспокоиться о том, что выходит за рамки их контроля.

Когда психолог наблюдает за детьми на прогулке, он замечает среди них слезливых, грустных, расстроенных и скучных. Собрав детей вместе, он начинает игру. Все страхи, переживания, неприятности, злость, обиды следует представить в виде неприятной серой массы (например, грязи или испачканной ваты), скатать в шарик и передать взрослому (воспитателю, психологу). Педагог берет этот воображаемый комочек из рук в руки (источник стресса) и кладет его в карман или сумочку, которую торжественно закапывает в землю. Такая процедура символизирует уничтожение всех проблем, и действительно, в результате этих действий дети заражаются радостью и покоем. При повторении такого задания рекомендуется изменить его, предложив ребенку, которые находятся в умывальной комнате во время мытья рук, представить, что напряжение  смывается струей воды.

Еще один эффективный метод оптимизации эмоционального состояния - это переход от неприятных впечатлений к приятным.

Переход может использоваться в самых разных ситуациях. Таким образом, плачущему ребенку дошкольного возраста кладут в руки секундомер и объясняют, что он продолжает плакать, пока стрелка не дойдет до конкретной  отметки, после чего необходимо немедленно прекратить плакать, так как именно в это время все беды его покинут. В общем, можно переключать фокус ребенка с неприятных на приятные переживания необычным, неожиданным и забавным образом. Ребенок должен поддерживать ровный позитивный тонус своих эмоциональных переживаний, что является необходимым фоном для любой деятельности.

Список литературы

  1. Алмазов Б.Н., Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск., 1986.
  2. Амбрамова А.Г., Тихоненко В.А., Берильсон Л.Л. Социально-психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида// Вопросы психологии. - 1982, № 3.
  3. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития лисности ребенка //Диагностическая и коррекционная работашкольного психолога. М., 1987. С. 67-80.
  4. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. - СПБ, 1994 г.
  5. Вимонас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.,1984.
  6. Дубрынина, Т. Е. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста [Текст] / Т. Е. Дубрынина // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ.— 2017. — № 1.
  7. Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. В сб.: Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М., 1995.
  8. Юрчук, Е. Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации / [Текст] Е. Н. Юрчук. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее