Место и роль студенческого спорта в системе высшего образования

Место и роль студенческого спорта в системе высшего образования

Современные тенденции развития спортивной индустрии затрагивают не только изменения в спорте высших достижений, но также и в любительских лигах. В связи с этим приобрела актуальность проблема развития массового спорта в современном российском обществе, в том числе и студенческого. Для решения данной проблемы необходимо понимать какую роль несет в себе спорт для общества.

Авторы публикации

Рубрика

ПРОЧЕЕ

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 15 (17), июнь ‘21

Поделиться

В современном мире особое значение стало уделяться месту физической культуры и спорта не только в жизни человека, но и признание важности физкультурно-оздоровительной деятельности для развития государства и общества в целом. Гуманистический подход несет идею человека как наивысшей ценности, где верховенство берут его счастье, свобода, достоинство, здоровье, разностороннее и гармоничное развитие личности.

В периоды государственных изменений были смещены акценты с развития спортивной и физически развитой спортивной державы. За многие годы в обществе возросло количество замотивированных людей, испытывающих потребность в оздоровлении и здоровом образе жизни. Современные мировые тенденции развития спорта сформировали идею тесной взаимосвязи спорта и высокого качества жизни. Люди начинают воспринимать здоровье как нечто материальное, а физическая культура и спорт становятся для них средством сохранения этой ценности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации о спорте: спорт – это сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним [4].

Роль спорта в жизни современного общества сводится к выполнению следующих функциональных задач:

  1. Поддержание здоровья;
  2. Развитие физических способностей человека;
  3. Заложение основ правильного образа жизни у подрастающего поколения;
  4. Зрелищно-развлекательный досуг;
  5. Помощь коммерческой рекламе товаров и услуг;
  6. Стабилизированные общественного порядка;
  7. Содействие объединению нации;
  8. Поддержание единой государственно образующей идеологии;
  9. Укрепление обороноспособности страны;
  10. Увеличение трудоспособности населения;
  11. Обеспечение высококвалифицированных кадров в области спорта;
  12. Определения приделов человеческих возможностей в соревновательной среде;
  13.  Создания имиджа государства на международной спортивной арене;
  14.  Стабилизация международных отношений и интернациональной дружбы [1].

В спортивной литературе спорт претерпел глубокую дифференциацию и разделился на 3 крупные группы:

  • Массовый спорт;
  • Спорт высших достижений;
  • Профессиональный.

Студенческий спорт, то есть спорт предназначенный для студентов высших и средних профессиональных учебных заведений, основной задачей которого является популяризация здорового образа жизни, обучающихся в учебном заведении. Так как студенческий спорт доступен для всей молодежи и не требует профессиональных навыков, то его относят к группе массового спорта.

В системе высшего образования Российской Федерации это относится к занятиям физической культуры как обязательному курсу на первоначальных этапах. Структура и характеристики системы проведения занятий в университетах могут значительно отличаться. Все зависит от условий инфраструктуры, то есть спортивных сооружений, которых моет быть недостаточно, учитывая количество обучающихся студентов в университете.

Проводя анализ студенческого спорта более подробно можно определить различия в наиболее важном компоненте , которым является дух соревнования, на местном университетском, европейском или мировом уровне. В мире существуют надзорные органы образованные в 1950-х годах такие как Европейская ассоциация университетского спорта (EUSA) и Международная федерация университетского спорта (FISU). Их задача состоит в том, чтобы заботиться об академическом спорте на международном уровне, а также повышать уровень уже достигнутый уровень соревновательной составляющей в университетского спорта [3].

Стоит сказать об Универсиаде – международном соревновании для студентов университетов всего мира, организованном Международной федерацией студенческого спорта. Мероприятие является вторым по величине международным событием в мире по мультиспорту после Олимпийских игр. У этих игр есть летняя и зимняя версии, которые проходят с переодичностью в 2 года. Последнее летнее мероприятие состоялось в 2019 году в Неаполе (Италия), и в нем приняли участие 112 стран, 5971 спортсменов и 18 различных вида спорта. Япония заняла первое место, за ней следуют Россия и Китай. Последний зимняя универсиада прошла в Красноярске (Россия), также в 2019 году. В нем приняли участие 58 стран, 3000 спортсменов и 11 видов спорта. На этот раз Россия заняла первое место, второе – Южная Корея, а третье – Япония.

В универсиаде участвуют профессиональные спортсмены, получающие высшее образование в университетах. Поэтому можно считать, что студенческий спорт можно включить помимо массового еще в группу спорта высших достижений.

На данный момент на территории Российской Федерации активно популяризируется новая политика, направленная на развитие молодежного и любительского спорта, в том числе и в разрезе университетского спорта. В ходе этого появился ряд основных регламентирующих документов в российском законодательстве. На данный момент система высшего образования находится в процессе адаптации мер по популяризации спорта в учебных заведениях.

Университеты США в отличие от Европы и России демонстрируют свое превосходство. Это видно по количеству обучающих семинаров, конференций и форумов, посвященных менеджменту и маркетингу в спорте в Студенческих лигах США. Такая тенденция происходит по тому, что конкуренция в американском академическом спорте очень высока, а также привлекает высокое внимание общественности. Это влияет на популярность и потоки доходов университета и частично оправдывает излишнее внимание[2].

Учитывая факт того, что одна из основных задач маркетинга — вызвать желание к приобретению определенного продукта или услуги, то спорт, как вид деятельности, тесно связан с эмоциями и подходит для сближения с различными группами потребителей. Поэтому так важно наладить прочную систему взаимоотношений государства и молодежи через студенческий спорт.

Список литературы

  1. Алексеев С.В, Международное спортивное право: Учебник для ВУЗов / Под ред. докт. юрид.наук, проф. П.В, Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008, 2013. С. 268-272.
  2. Бащенко М. П., Воронина Л. А. Эффективные каналы продвижения спортивного бренда// Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа и аудита. 2020. С. 112-114.
  3. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения: 02.01.2021).
  4. Lysias Tapiwanashe Charumbira. The effectiveness of the Sports Marketing Strategies Used by Zimbabwean Collegiate Sports Federation [Электронный ресурс]. – URL: https://www.researchgate.net/(дата обращения: 08.01.2021).

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary