Права ребенка подлежат защите на международном уровне посредством определения некоторой системы, каждый элемент которого отвечает признаку взаимосогласованных действий государства и неправительственных международных организаций, функциями которых в первую очередь является создание такой основы, которая способно обеспечить ребенку формирование полноценной и достаточно развитой личности, а также осуществление политики в области содействия закрепления прав в праве национального государства, в том числе оказание всякой помощи детям, проживающих в слаборазвиты государствах [1].
В не столь отдаленные времена большинство национальных правовых систем при классификации категории «дети» отождествляли их, к примеру, с замужними женщинами [2] , или же сумасшедшими, тем самым выражая их юридическую недееспособность, вследствие чего, у них отсутствует какое-либо право на осуществление полного перечня имеющихся прав от своего имени. Действительно, одним из худших моментов признается право у замужних женщин и сумасшедших на защиту, в то время как у детей ее нет.
В частности, в проведенном исследовании были отражены некоторые выводы, вызывающие определенный интерес. В различных источниках видно, что во многих национально-правовых системах дети были признаны недееспособными также, как и замужние женщины и психически нездоровые граждане. Отсюда следует, что дети не имели возможность реализовывать свои права лично. Несмотря на то, что дети, замужние и психически нездоровые граждане находились в одинаковых ограничениях осуществления личных прав, в отличие от детей, две последние категории имели право на специальные меры защиты. Дети же воспринимались в качестве родительской собственности, чаще – отцовской согласно римской доктрине patria potestas.
Начало 20 века послужило поэтапным отказом от такого правила, вследствие чего детство уже предопределялось как некий социальный статус, в свою очередь который подлежит защите, соответственно, принятию специфических мер.
На сегодняшний день, можно смело утверждать, что права детей в различных сообществах действительно подвергаются значительному вниманию, при этом, полезным следует полагать принятие стандартов на международном уровне, что, безусловно, находит отражения в правовых актах отдельных государств в части закрепления за ребёнком прав. Права ребенка в целом имеют общие черты и сходства с общими правами человека, в том числе и имеют свои особенности, обусловленные принятием специальных мер, на которые ребенок имеет правомочие в связи с определенной уязвимостью [3].
Проведенный исторический анализ развития установления прав за ребенком показал, что: на международном уровне Лига Наций была первой, кто проявил инициативу создать комитет, специализирующийся на вопросах, касаемо защиты детей. Так Лига Наций в разные годы своей деятельности утвердила несколько документов: конвенции, запрещающие торговлю женщинами и детьми (1921 г.) и рабство (1926 г.), Женевская декларация прав ребенка (1924 г.) [4], в которой положения были прописаны не в качестве государственных обязательств, а в качестве провозглашенных обязанностей, принятых "мужчинами и женщинами всех наций", например, цитата из Женевской декларации гласит "ребенку должны быть предоставлены средства, необходимые для его нормального развития, как в материальном, так и в духовном плане".
В 1948 году был утверждён документ, именованный «Всеобщей декларацией прав человека». Права, прописанные в данном документе, по сей день признаны на международном уровне. Они применяются не только к взрослым, но и к детям. Но особенностью является то, что только две статьи декларации посвящены конкретно к последней категории граждан, так в статье 25 (2) [5, с. 3], указано, что: «материнство и детство имеют право на особую заботу и помощь», а следующая статья 26 гласит о праве на образование.
Однако наиболее важным политическим заявлением в этой области, принятым Генеральной Ассамблеей, является Декларация прав ребенка 1959 года. Подчеркивая, что "человечество обязано ребенку самым лучшим, что оно может дать", 10 принципов Декларации подтверждают право ребенка на особую защиту, на предоставление ему возможностей и удобств, позволяющих ему развиваться здоровым и нормальным образом, пользоваться благами социального обеспечения, включая адекватное социальное обеспечение. Питание, жилье, отдых и медицинское обслуживание, получение образования и защита от всех форм пренебрежения, жестокости и эксплуатации - большинство из этих прав были впоследствии подтверждены в договорной форме в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, который был принят в 1966 году.
Помимо ранее перечисленных международных документов, существуют большинство других, имеющих положения о защите детей в конкретных ситуациях.
В юридической сфере существует такая проблема, как трактовка понятия "ребёнок". Особенность заключается в том, что нет четко выделенных возрастных границ данного понятия. И этот вопрос до сих пор не разрешён на международном уровне. Разные юридические документы, в зависимости от ситуаций, устанавливают возраст по своему усмотрению.
Отсюда дополнительно существует проблема определения широты прав «ребёнка». Так, например, ведутся споры о нижнем возвратном пределе, когда речь идёт о правах ещё не рожденного ребёнка, хотя некоторые документы, например, как Американская конвенция о правах человека [6, с.131], предусматривают, что закон должен защищать право человека на жизнь с момента зачатия.
Верхняя возрастная граница также не имеет строгого определения. Она зависит от того, какую сферу отношений регулирует юридический документ. В качестве примера можно привести Дополнительную конвенцию о рабстве 1956 года (статья 1 d) [7], она устанавливает возраст 18 лет. А другой документ, Конвенция 1962 года, затрагивающая вопросы семейных отношений, говорит о том, что государства оставляют права за собой определять возврат для вступления в брак и его регистрации. В ином случае, Конвенция Международной организации труда [8] о минимальном возрасте 1973 г., рассматривая вопрос детского труда, вообще не устанавливает возраст для приема на работу, а больше раскрывают положение о том, что слабые в развитии страны могут установить трудоспособный возраст в 14 лет, а другие, более развитые, – не менее 15 лет, для опасной работы возврат определяется возраст 18 годами.
В настоящее время Комиссия ООН по правам человека, стремящаяся в своём документе охватить широкий спектр прав ребёнка, в соответствующем проекте «Конвенция о правах ребёнка» установила, что человек считается ребёнком до 18 лет, исключением являются случаи, когда человек может стать совершеннолетним раньше. Отсюда следует, что Конвенция о права ребёнка при национальном разнообразии и дополнительных ограничений, в зависимости, от характера нации, желает достичь единого возрастного определения. Но это не говорит о том, что в вопросе возраста не существует критики, которая всегда будет идти в противовес принятым юридическим документам, указывающая на то, что в разных возрастных группах, таких как дети дошкольного и школьного возраста, а также подростки, не уделяется достаточного внимания детским потребностям [9].
Одним словом, человеческое измерение международных инструментов, рассмотренных в данной работе, является незаменимым источником регулированием в любой ситуации, с которой может столкнуться ребенок.
Список литературы
- Карташкин В.А., Юсупов Р.М. Традиционные ценности человечества и обеспечение прав человека // Противодействие терроризму. Проблемы XXI века – Counter-Terrorism. 2013. № 3. С. 41–49.
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979г. //Основные международные договоры по правам человека. Нью-Йорк и Женева: Организация Объединенных Наций, 2014. С. 107–114
- Доклад Генерального секретаря ООН «Политика и программы в отношении молодежи» 2019 г. – URL: https://undocs.org/ru/A/74/175
- Декларация прав ребенка 1959 г. // Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1386 (ХIV) от 20 ноября 1959 г. – URL: http:// www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/-childdec.shtml.
- Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. // Основные международные договоры по правам человека. Нью-Йорк и Женева: Организация Объединенных Наций, 2014. С. 131–161.
- Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. // Основные международные договоры по правам человека. Нью-Йорк и Женева: Организация Объединенных Наций, 2014. С. 131–161.
- Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда 1957–1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1703–1710.
- Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством (Принята Конференцией полномочных представителей, созванной в соответствии с резолюцией 608 (XXI) Экономического и Социального Совета от 30 апреля 1956 года, и составлена в Женеве 7 сентября 1956 года)
- Конвенция о правах ребенка : одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. – М., 1993. – выпуск XLVI