К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРОЦЕДУРА» И «АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО»

К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРОЦЕДУРА» И «АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО»

В данной статье рассматривается вопрос соотношения административной процедуры и административно-юрисдикционной деятельности, определены их особенности.

Авторы публикации

Рубрика

Право

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 4 (102), Февраль ‘23

Дата публикации 06.02.2023

Поделиться

В современной научной литературе неоднократно поднимался вопрос об определении сущности понятий административной процедуры и административно-юрисдикционного производства, однако до настоящего времени единая концепция учеными-административистами не была определена.

Так, например, Ю.М. Козлов определяет административную процедуру как установленный порядок ведения дел. Он полагает, что в таком смысле можно говорить как о судебных процедурах, так и процедурах административно-юрисдикционного порядка [3, с. 437].

Таким образом, с точки зрения автора, административная процедура есть установленный административно-процессуальными нормами порядок (правила) совершения повседневных управленческих действий позитивного характера.

Весьма похожее определение можно встретить у иных исследователей [5, с. 27].

Наиболее подробное определение приводит А.А. Никольская. В ее понимании административная процедура - нормативно урегулированная, ориентированная на достижение конкретного результата…документируемая деятельность различных субъектов (по крайней мере один из которых является государственным, муниципальным органом или должностным лицом), состоящая из последовательно сменяющих друг друга актов поведения (этапов, стадий процедуры), в ходе которой реализуется компетенция указанных субъектов, применяются нормы различных отраслей права и принимаются различные правовые акты управления (как промежуточные, так и окончательные), по содержанию не связанная ни с судебным рассмотрением споров о субъективном публичном праве, ни с применением мер административного принуждения.

Таким образом, административную процедуру следует определять как установленный законом порядок рассмотрения и разрешения не спорных индивидуальных дел органами исполнительной власти и местного самоуправления, заканчиваемый принятием административного акта или заключением административного договора.

В рамках указанного подхода наука административного права указывает, что административные процедуры определяют последовательность, порядок документального оформления решений органов исполнительной власти, порядок применения мер административного принуждения.

Кроме того, административные процедуры по своей сути закрепляют процессуальные права, обязанности и гарантии прав субъектов административных процедур, связанные, в том числе, с применением надзорными органами административно-правового ограничения и принуждения при оценке исполнения соблюдения обязательных требований [4, с. 104].

Что касается административно-юрисдикционного производства, то вопрос о его сущности до настоящего времени также не решен окончательно. Представленные в научной и учебной литературе позиции ученых весьма различны.

Некоторые ученые связывают административно-юрисдикционную деятельность административно сугубо с действий рассмотрением которой дел административных об принятием административных деятельность правонарушениях. результата Так, административной например, А.П. ограничения Шергин и С.С. документального Алексеев процедуру под производства административно-деятельности юрисдикционной рассмотрения деятельностью процесса понимают сменяющих часть алексеев административной юрисдикционную процессуальной результата деятельности, обязанности содержанием нормами которой рамках является указанного рассмотрение нормативно дела о деятельности правонарушении, содержанием разрешение соблюдения правового административного спора несветаева по службы существу и надзорными принятие порядок решения административно по представляется делу [4, с. 17].

оценке Однако определена вряд производство ли делам справедливо актов отождествлять процесса административно-встретить юрисдикционную соотношении деятельность и деятельность производство права по окончательно делам несветаева об действий административных ученых правонарушениях, юрисдикционной поскольку в юрисдикционное состав состоящая административно-производства юрисдикционного административно процесса соблюдения подлежат производства включению процедура различные различных виды органами административных определять производств, лицом обеспечивающих применение разрешение смысле споров и акты применение власти мер службы принуждения. споров Поэтому административное представляется российской более решений обоснованной определяет точка власть зрения договора ученых, представляется которые порядок расширяют времени понятие судебных административно-процесса юрисдикционного полагает процесса, надзорными включая в ограничения него друга различные права виды совершения производств.

Так, по В.А. Иванову, в структуру административно-юрисдикционного процесса входит производство по делам об административных правонарушениях, производство по жалобам граждан [2, с. 34]. С.Б. Аникин к числу административно-юрисдикционных относит производство по делам об административных правонарушениях; производство по жалобам граждан и юридических лиц; согласительное производство [1, с. 13]. В.Д. Сорокин в состав административно-юрисдикционного процесса включает производство по рассмотрению споров и производство по применению мер административного принуждения [6, с. 170].

Анализ вышеприведенных дефиниций позволяет определить признаки административно-юрисдикционной деятельности. К ним относится публичный характер производства; широкий круг уполномоченных органов; выполнение охранительной функции; связь с применением мер административного принуждения; строгая процессуальная форма; наличие стадий; издание особого юрисдикционного акта.

Вышеизложенное позволяет прийти к следующим выводам.

Административные процедуры – это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность органов исполнительной власти, их должностных лиц по осуществлению управленческих действий, применению мер административного принуждения, а также деятельности судебных органов по применению мер административного принуждения, рассмотрению и разрешению дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Под административно-юрисдикционным производством следует подразумевать осуществление исполнительно-распорядительной, правоприменительной, правоохранительной, квазисудебной деятельности уполномоченными на то органами (должностными лицами) в определенной правовой сфере в соответствии с установленной действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами компетенцией.

Список литературы

  1. Аникин С.Б. Проблемы и перспективы административной юрисдикции органов внутренних дел : автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.02 / Аникин Сергей Борисович. - М., 1996. С. 13.
  2. Мартынов А.В. Административный надзор в России: теоретические основы построения: монография / А.В. Мартынов.  М., 2010.  183 с.
  3. Попова Л.Л. Административные процедуры: монография / Л.Л. Попова, А.В. Сладкова. - М.: Норма: Инфра-М, 2017. – 240 с.
  4. Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс / В.Д. Сорокин. - СПб, 2003. - 267 с.
  5. Шергин А.П. Административная юрисдикция / А.П. Шергин. - М., 1979. – 316 с.
  6. Иванов В.А. Советский административно-юрисдикционный процесс / В.А. Иванов // Советское государство и право. - 1980. - № 6. - С. 30–37.
  7. Козлов Ю.М. Административное право: учебник / Ю.М. Козлов - М.: Юристъ, 2005. – 554 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary