Основы нормативно-правового регулирования системы органов исполнительной власти в российской федерации

Основы нормативно-правового регулирования системы органов исполнительной власти в российской федерации

Система органов исполнительной власти нуждается в регулировании для нормального функционирования. Регулирование осуществляется при помощи нормативно-правовой базы, включающей в себя законы, указы президента, постановления правительства. Главным из них является Конституция Российской Федерации. Таким образом, структура, полномочия, функции системы органов исполнительной власти четко сформулированы.

Авторы публикации

Рубрика

Право

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 38 (40), ноябрь ‘21

Поделиться

Регулирование практически любой сферы жизнедеятельности государства начинается разработки и издания соответствующей нормативно-правовой базы, которая будет учитывать все важнейшие аспекты по данному вопросу и обеспечит нормальное функционирование системы. Также есть необходимость в оценке эффективности, что также должно найти отражение в законодательной базе.

Исполнительной властью называется одна из трех форм власти в государстве, которая представляет собой систему организационно-функциональных механизмов государственного характера. Данные механизмы предназначены для осуществления целей и задач государственной политики, которые закреплены в нормативно-правовых актах [5,36]. По сути, органы, относящиеся к исполнительной власти, имеют наибольший вес в принятии законодательной базы и выборе направления общей политики государства.

Система органов исполнительной власти в Российской Федерации имеет немаловажное значение для обеспечения функционирования российского государства. Органами исполнительной власти называются субъекты административного права. Сущность этих субъектов заключается в практическом исполнении задач и функций, связанных с организацией государственного управления. Эти задачи охватывают практически все области жизнедеятельности государства, поэтому уже здесь можно увидеть, насколько важно грамотное регулирование данных систем, и какое количество информации надо учитывать при подготовке законопроектов.

Общественные взаимоотношения, которые связаны с организацией и деятельностью органов исполнительной власти, появляются, развиваются и заканчиваются соответственно с регулирующим действием государства, а именно – государственных органов законодательной и исполнительной власти прочих уполномоченных должностных лиц и, при урегулировании нормами права, становятся правоотношениями. Такое воздействие является системным, упорядоченным, характеризуется целенаправленностью, согласуется с социальным назначением субъекта. Тут должно учитываться их положение, стоящие перед ними задачи правового регулирования, особенности сфер государственной или общественной жизни, в рамках которых такая деятельность осуществляется [7, 51].

Как указывается в Конституции Российской Федерации, исполнительная власть в РФ осуществляется Правительством России. Оно является высшим органом исполнительной власти. В его состав входят Председатель Правительства, заместители Председателя и федеральные министры. Конституция закрепляет функции и признаки исполнительной власти, очерчивает сферу деятельности.

Таким образом, Правительство России можно охарактеризовать как такой институт, через деятельность которого осуществляется общая государственная политика. Данный орган ответственный за реализацию различных функций, среди которых можно выделить:

  • осуществление единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • проведение единой политики в сфере здравоохранения, социального развития, науки, образования, культуры, экологии;
  • осуществление управления федеральной собственностью,
  • осуществление мер по обеспечению обороны государства, его безопасности;
  • осуществление внешней политики;
  • обеспечение законности, защита прав граждан,
  • охрана собственности и общественного порядка,
  • борьба с преступной деятельностью [1].

Правительством разрабатывается проект федерального бюджета, обеспечивается исполнение бюджета. Правительство представляет Государственной Думе ежегодные отчеты, которые содержат результаты его деятельности, отчеты об исполнении федерального бюджета. Одна из важнейших задач Правительства – обеспечить единство системы органов исполнительной власти [6,133].

К признакам исполнительной власти относятся такие аспекты:

  • она представляет собой ограниченную и относительно самостоятельную ветку государственной власти;
  • проводник государственной политики в жизни;
  • она является подзаконной по своему характеру и функциям;
  • объективация в форме высокоорганизованной системы органов исполнительной власти;
  • деятельность исполнительно-распорядительная, имеет постоянный характер;
  • обладатель материальных ресурсов и властных полномочий.

К системе органов исполнительной власти, кроме Правительства Российской Федерации, относятся и остальные федеральные органы исполнительной власти. Действующая структура органов исполнительной власти закреплена Президентом России Указом от 21.01.2020 N 21 (доп. от 20.11.2020) «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Данный указ содержит полный список органов исполнительной власти, их соотношение и место в иерархии, а также устанавливает, кто руководит тем или иным министерством.

Таким образом, составляющими системы органов исполнительной власти являются: федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.

Федеральные министерства включают в себя министерство финансов, министерство юстиции, министерство экономики, министерство образования и науки, и т.д. Федеральные министерства владеют полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в определенной области жизнедеятельности государства.

Под федеральными службами подразумеваются службы безопасности, службы внешней разведки, службы по надзору в сфере образования и науки и пр. Федеральные службы исполнят контрольно-надзорные полномочия, а также специальные полномочия в сфере государственной безопасности, обороны, охраны и защиты государственной границы и т.д.

К федеральным агентствам относятся агентства по делам молодежи; агентства печати и массовых коммуникаций; архивное агентство и т.д. Разница между федеральными службами и федеральными агентствами заключается в том, что последние осуществляют функции управления государственным имуществом, оказывают государственные услуги [3].

В составе нижнего звена системы федеральных органов исполнительной власти находятся территориальные или межтерриториальные органы федеральных органов исполнительной власти. Данные органы осуществят полномочия федеральной исполнительной власти в административно-территориальных формированиях Российской Федерации, а также специальных территориальных округах, сюда входят федеральные, военные, транспортные и т.д.

Федеральные органы исполнительной власти имеют право на создание своих территориальных органов, а также назначение соответствующих должностных лиц для того, чтобы осуществлять свои полномочия. Они имеют право передачи осуществления частей своих полномочий органам исполнительной власти при том условии, что это не будет противоречить Конституции Российской Федерации, а также другим законам.

В субъектах Российской Федерации формируется своя отдельная система органов исполнительной власти, которая подчиняется высшему исполнительному органу государственной власти. Высший исполнительный орган каждого отдельного субъекта Федерации разрабатывает и исполняет меры, касающиеся обеспечения общего социально-экономического развития территорий. Важнейшая внутренняя задача высшего органа представляет собой системное и постоянное руководство остальными органами государственной исполнительной власти. Его работой руководит высшее должностное лицо, зачастую оно представлено руководителем высшего исполнительного органа, относящегося к государственной власти. В большинстве республик эта роль обычно исполняется лицом, которое замещает пост главы республики, в остальных субъектах эти функции достаются губернатору, главе администрации, в частности в Москве таким руководителем является мэр.

Изучение проблем деятельности региональных органов исполнительной власти не представляется возможным без признания того факта, что система исполнительной власти субъекта Федерации существует в качестве подсистемы единой системы исполнительной власти Российской Федерации.

Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (доп. от 11.06.2021) «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» описывает систему органов исполнительной власти, порядок ее установления, порядок выбора высшего должностного лица и условия дословного прекращения его полномочий, деятельность и полномочия высшего исполнительного органа [2].

Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» описывает порядок контроля деятельности исполнительных органов. Сферы деятельности, полномочия и обязанности органов исполнительной власти также описываются Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, который был утвержден Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14 (ред. от 12.08.2021).

Немаловажной сферой, которая должна охватываться нормативно-правовой базой, является оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти. Такая оценка помогает выявить недочеты и слабые стороны в организации системы органов исполнительной власти, на этой основе вносятся дополнения к уже существующим законам и указам, или же издаются новые.

Нормативно-правовым актом Российской Федерации, согласно с которым анализируется деятельность органов исполнительной власти, а также осуществляется оценка эффективности, является Указ Президента Российской Федерации от 04 февраля 2021 года №68 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Данным нормативно-правовым актом устанавливаются следующие задачи:

  • сформировать в соответствии с приоритетами государственной социально-экономической политики систему целей, задач и показателей, демонстрирующих эффективность работы данных органов;
  • создать систему проверки эффективности и действенности деятельности данных органов;
  • повысить эффективность исполнения полномочий региональными органами исполнительной власти [5, 178].

Основная проблема совершенствования нормативно-правовых основ организации и деятельности органов исполнительной власти заключается, в первую очередь, в разграничении компетенции по правовому регулированию. Отсюда следует, что данную проблему необходимо учитывать при разработке новых законов, указов либо постановлений, регулирующих данную сферу.

Основы регулирования системы органов исполнительной власти Российской Федерации осуществляется с помощью обширной нормативно-правовой базы. Таким образом, законодательно закреплены структура, признаки, функции исполнительной власти, четко очерчена ее деятельность. Кроме того, была разработана система оценки эффективности, которая отразилась в соответствующем законе. Как результат, проблемы могут быть своевременно обнаружены и устранены. В этом и заключается цель законодательного регулирования.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (доп. от 11.06.2021) «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
  3. Указ президента РФ от 21.01.2020 N 21 (доп. от 20.11.2020) «О структуре федеральных органов исполнительной власти».
  4. Федотова, Ю. Г. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности Российской Федерации: учебник для вузов / Ю. Г. Федотова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 321 с.
  5. Венгеров, А. Б. Теория государства и права: учебник / А. Б. Венгеров. – 13-е изд., стер. – Москва: Дашков и К, 2019. – 607 с.
  6. Волков, А. М. Обществознание. Основы государства и права : учебник для среднего профессионального образования / А. М. Волков, Е. А. Лютягина ; под общей редакцией А. М. Волкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 279 с.
  7. Осипов М.Ю. Теория государства и права: учебник / Осипов М.Ю.. – Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2021. – 323 c.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary