Основные методы обучения

Основные методы обучения

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

16

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 4 (102), Февраль ‘23

Дата публикации 06.02.2023

Поделиться

В статье рассматриваются основные методы обучения, раскрывается каждый из них.

Характеристика методов обучения проявляется единством целенаправленной познавательной деятельности преподавателей и учеников, активным движением к моменту педагогической истины, уяснением знаний. Методы обучения напрямую взаимосвязаны с формами и способами мышления, обеспечивающими возможность в процессе организации обучающего взаимодействия учителя и ученика проникнуть в истину, в суть явления или процесса объективной действительности.

Для методов обучения присущи следующие функции: обучающая, развивающая, воспитывающая, побуждающая (мотивационная) и контрольно-коррекционная. С помощью метода происходит достижение цели обучения (обучающая функция), определяется определенный темп и уровень развития учащихся (развивающая функция), результат воспитания (воспитывающая функция). Посредством методов преподаватель побуждает учащихся к учению, стимулирует познавательную активность (побуждающая функция). Все методы предназначены для диагностики учителем процесса и результата образовательного процесса, внесения в него необходимых изменений (контрольно-коррекционная функция). Функциональную пригодность разных методов нельзя считать постоянной в течение всего учебного процесса, ее изменение происходит от младших к средним и далее к старшим классам. Меняется и интенсивность использования методов (для одних возрастает, для других снижается).

Классификация основных методов обучения включает:

  • устное изложение;
  • обсуждение;
  • демонстрацию;
  • упражнения;
  • самостоятельную работу учащихся.

Рассмотрим более подробно и дадим характеристику каждому методу обучения.

Выделяют устное изложение в виде рассказа, объяснения, инструктирования, лекции.

Рассказ является видом устного изложения, когда педагог (учащиеся) акцентируют внимание на конкретных фактах, включая их взаимосвязь и взаимообусловленность. С помощью рассказа мобилизуется слуховое восприятие, представление и воображение. В процессе рассказывания дети не только усваивают факты, но и учатся последовательному изложению материала. Основная функция рассказа – обучающая, сопутствующими функциями считаются развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная.

Объяснения учителя или учащихся обеспечивают выявление сути изучаемого события или явления, в том числе его места в системе связей и зависимостей от других событий, явлений. Функция объяснения состоит в раскрытии посредством логических приемов, убедительной аргументации и доказательств научной основы закона, правила, истины. В ходе объяснения учащиеся работают над развитием формально-логического и диалектического мышления, учатся аргументировать и доказывать положения.

Результатом объяснения является глубокое и ясное понимание учеником сущности явлений, их закономерных связей и взаимозависимостей. Воспитательное значение объяснения состоит в развитии у учеников стремления к истине, выявлении в изучаемом материале главного и отделения его от несущественного, второстепенного. Метод нашел широкое применение в работе с учениками всех возрастных групп. Тем не менее, для среднего и старшего школьного возраста, по причине усложнения учебного материала и возрастающих интеллектуальных возможностей, необходимость в объяснении становится более настоятельной.

Обсуждение учебного материала представляет собой второй из рассматриваемых методов обучения. Оно предполагает активное взаимодействие и влияние преподавателей и учеников друг на друга. Выделяют несколько видов обсуждения, включая беседу, классно-групповые занятия, семинар.

Беседа педагога и детей представляет собой важнейший вид обсуждения учебного материала. Беседа предполагает определенный запас эмпирических знаний у детей. Их должно быть достаточно для компетентного участия в обсуждении вопросов, обобщений, выводов, движения к истине. Ведущей функцией беседы можно считать побуждающую, но с не меньшим успехом метод способен выполнять и прочие функции. Нельзя больше найти метод, который столь разносторонен и эффективен во всех отношениях.

Демонстрация представляет собой метод обучения, который построен на основе показа ученикам событий жизни, явлений природы, научных и производственных процессов, действий приборов и аппаратов для их анализа и обсуждения связанных с ними проблем. Суть этого метода заключается в создании с помощью действий и средств у обучаемых наглядного образа изучаемого предмета или явления, формировании конкретных представлений о его сущности и содержании. Показ, в первую очередь, предназначен для раскрытия динамики явлений, которые желает изучать учащийся. Метод нашел применение в ознакомлении с внешним видом предметов, их внутренним устройством или местоположением среди нескольких однородных предметов.

Демонстрация в качестве метода обучения способствует эффективному восприятию и осмыслению учащимися сложных явлений действительности, предусматривая их динамику, движение во времени и пространстве. Посредством этого метода происходит расширение детского кругозора, психологически облегчается процесс усвоения знаний, формируется чувственно-эмпирическая база познания при исследовании. Основательно и глубоко воспринимать учебный материал помогает демонстрация учебных и художественных фильмов, их частей, научные эксперименты, реальные процессы в природе и обществе.

Четвертый метод обучения называется упражнение. Он заключается в многократном, сознательном повторении умственных и практических действий для создания, закрепления и улучшения необходимых навыков и умений.

Проверенным и надежным методом можно считать систематическое упражнение, достоинство которого заключается в эффективном формировании умений и навыков, а недостаток состоит в слабом выполнении побуждающих функций.

Функция метода заключается в трансформации части знаний ученика в навык и умение, что формирует у него готовность умело действовать на практике. Диагностическая роль упражнения состоит в обеспечении возможности овладеть прочными умениями и навыками с помощью глубокого понимания приобретенных знаний.

Важным методом обучения, который предполагает индивидуальную активность самих учащихся в процессе закрепления полученных знаний (навыков, умений) и подготовки к занятиям, является самостоятельная работа. Есть несколько ее видов: работа с печатными источниками, самостоятельное осуществление поиска, самостоятельный просмотр (прослушивание) телепередач и радиопередач. 

Обучающий итог самостоятельного поиска может быть проявлен в виде приращения новых знаний, способных расширить общий и профильный кругозор учеников, в виде овладения первичными исследовательскими навыками. 

Список литературы

  1. Руденко А. М. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Феникс, 2018. 384 с.
  2. Рындак В.Г., Щуркова Н.Е., Аллагуев А.М.Педагогика. Учебник. М.: Юрайт, 2017. 428 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее