Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности

Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности

Авторы публикации

Рубрика

Пожарная безопасность

Просмотры

59

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 4 (102), Февраль ‘23

Дата публикации 05.02.2023

Поделиться

В статье рассмотрены основные критерии оценки соответствия различных объектов защиты  требованиям пожарной безопасности. Также проведен анализ эффективности применения риск – ориентированного  подхода при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий и возможность применения расчета пожарного риска в целях эффективного обеспечения пожарной безопасности.

Перед тем как вводить объект в эксплуатацию или осуществлять какую-либо деятельность на его территории или в его помещениях, необходимо провести оценку соответствия требованиям пожарной безопасности. Независимо от вида деятельности, которая будет осуществляться на объекте защиты, соответствие требованиям пожарной безопасности – это обязательное и неукоснительное требование к собственнику объекта. Правда, сразу следует отметить, что это не значит, что оценка соответствия проводится только на первоначальном этапе ввода объекта в эксплуатации. Данная работа должна проводиться постоянно во всех случаях, регламентированных нормативно-правовыми актами Российской Федерации в данной области.

В соответствии со статьей 144 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123 – ФЗ  «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» оценка соответствия объектов защиты (продукции), организаций, осуществляющих подтверждение соответствия процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требованиям пожарной безопасности, установленным техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», нормативными документами по пожарной безопасности, и условиям договоров проводится в с следующих формах, представленных на рисунке 1.

Рисунок 1. Формы оценки соответствия объектов защиты

Прежде чем, продолжать анализ оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, разберем общепринятое определение самого объекта защиты. Объект защиты – это продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены соответствующие требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Одной из основных форм является осуществление федерального государственного пожарного надзора федеральными органами исполнительной власти, а именно структурными подразделениями МЧС России. К структурным подразделениям МЧС России относятся территориальные управления и отделы надзорной деятельности и профилактической работы. Основный принцип осуществления данной деятельности – это применение в повседневной деятельности риск – ориентированного  подхода. На рисунке 2 представлены основные цели данного подхода.

Рисунок 2. Основные цели риск – ориентированного  подхода

В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусматривает два подхода для классификации объектов надзора по тяжести потенциальных негативных последствий:

1. По классу (категории) опасности.

2. По категории риска.

Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований.

Отнесение к определенной категории риска осуществляется с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.

Отнесение объектов надзора осуществляется органом государственного контроля (надзора).

Законодательные положения, касающиеся риск – ориентированного  подхода при организации государственного контроля (надзора), вступили в силу с 1 января 2018 года.

В таблице 1 представлены категории риска (опасности) по уровням опасности.

Таблица 1. Перечень категорий риска (опасности) по уровням опасности

В таблице 2 представлена информация о категориях риска и классах (категориях) опасности.

Таблица 2. Перечень категорий риска и классов (категорий) опасности

Когда был утвержден Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», было введено такое понятие как расчет пожарного риска. Его основная цель – это  определение, насколько соответствует уровень пожарной безопасности на объекте защиты нормативным требованиям или определенному критерию.

Это осуществляется в результате получения необходимых данных, их оценки и проведения объективного анализа состояния пожарной безопасности на объектах. Специалисты рассчитывают вероятность и возможные последствия пожара для людей, зданий, имущества.

Если на объекте защиты есть небольшие отступления от нормативов по пожарной безопасности, то такое мероприятие проводится для того, чтобы удостовериться, допускается ли его эксплуатация без ликвидации выявленных недочетов в системе обеспечения пожарной безопасности или они подлежат незамедлительному устранению. Существуют допустимые значения рисков разных видов, которые  указаны в регламентирующих нормативно-правовых актах.

Как правило, работа по расчету пожарных рисков состоит из нескольких этапов, отраженных на рисунке 3.

Рисунок 3. Этапы по расчету пожарных рисков

Существует три вида пожарного риска, более наглядно представленных на рисунке 4.

 

Рисунок 4. Виды пожарного риска

Одна из ключевых задач проведения расчета пожарного риска – это разработка компенсирующих мероприятий. Эти мероприятия влияют на конечный результат при расчёте пожарного риска. Чтобы было понятно, о чём конкретно идёт речь, на рисунке 5 приведены некоторые примеры компенсирующих мероприятий.

Рисунок 5. Некоторые примеры компенсирующих мероприятий

Пожарная безопасность различных объектов зависит от множества отдельных факторов и их сочетаний: высоты и планировки зданий, их назначения и технического состояния, наличия и эффективности систем пожаротушения и оповещения. Определить уровень безопасности предприятия, здания или сооружения можно путем оценки пожарных рисков, расчет которых необходимо поручать специализированным компаниям, имеющим соответствующие лицензии.

Расчет пожарного риска обязательно следует выполнять в тех случаях, когда на действующих объектах невозможно в силу их специфики или других причин обеспечить защиту от огня в полной мере. В Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности Российской Федерации указано, что на любом объекте пожарная безопасность  может считаться обеспеченной только в том случае, когда допустимые значения пожарного риска не больше значений, которые установлены нормативными документами.

Если на действующем предприятии или другом объекте нет нарушений нормативов или законов, соблюдаются все требования по пожарной безопасности, то такие мероприятия проводить не обязательно.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с последними изменениями и дополнениями 2022 года).
  2. Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с последними изменениями и дополнениями 2022 года).
  3. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
  4. Фомин А.В., Елисеев И.Б., Ильницкий С.В., Методика оценки эффективности работы надзорных органов с учетом различных аспектов деятельности, Научно-аналитический журнал «Надзорная деятельность и судебная экспертиза в системе безопасности» (ISSN 2304-0130) № 3-4, 2016 год С. 6-9.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее