ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОДЗЕМНЫХ СТОЯНОК АВТОМОБИЛЕЙ

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОДЗЕМНЫХ СТОЯНОК АВТОМОБИЛЕЙ

Авторы публикации

Рубрика

Пожарная безопасность

Просмотры

45

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 12 (57), март ‘22

Дата публикации 16.03.2022

Поделиться

Активное развитие транспорта вынуждает решать вопросы обеспечения парковочных мест. В данной статье дан обзор на нормативно- правовые акты, регулирующие пожарную безопасность подземных паркингов, а также рассмотрены факторы, влияющие на пожарную безопасность.

Увеличение числа транспортных средств вызвало проблемы c количеством парковочных мест. Применение подземных помещений для парковок может стать эффективным способом решения данной проблемы. В связи с тем, что подземные парки, как правило, закрыты и имеют мало входов и выходов, создаются условия повышенной пожарной опасности. В случае возгорания транспортного средства образуется большое количество густого дыма, а также быстро повышается температура, и пламя широко распространяется.

По статистике в России наиболее распространенными причинами пожаров на подземной парковке являются:

- неисправности в топливной системе или электросистеме (более 50% от общего числа возгораний);

- неосторожное обращение с огнем (18%);

- умышленные поджоги (12%). [1]

Пожарная опасность сооружений подземного паркинга характеризуется наличием значительного количества горючих веществ и материалов, как например автомобильное топливо, смазочные материалы, автопокрышки, полимерные материалы и пр.

На сегодняшний день не редкостью становится заправка автомобилей газом. Это может быть пропан, бутан или их смесь. При низких температурах окружающей среды применяют пропан с добавлением до 10% этана или этилена.

Горюче-смазочные материалы, в свою очередь, чаще всего воспламеняются по причине перегрева, возникающего от попадания ГСМ на нагретые детали двигателя и его систем, нагретые током провода. Также возможна вспышка паровоздушной смеси от открытого пламени и воспламенение топлива при нарушении правил пользования предпусковым подогревателем, непотушенного пламени вблизи топливного бака или топливных проводов.

На закрытых автостоянках могут произойти следующие виды пожаров:

- горение строительной конструкции здания;

- горение подвижного состава и конструкций здания;

- горение подвижного состава, к которому можно отнести бензин, масло, резину и пр.

Особенностью такого типа пожара является закрытое помещение, наличие большого количества пожарной нагрузки, наличие оборудования под напряжением.

Пожарная нагрузка паркинга и наличие в помещении достаточного количества кислорода позволяют в течении короткого времени распространится на большую площадь. К тому же на месте стоянки транспортного средства велика вероятность разлива ЛВЖ и ГЖ. Горение набирает обороты при взрывах баков с горючим и разливе бензина. В дальнейшем это также приводит к росту площади горения. Закрытое помещение стоянки за короткий промежуток времени заполнится дымом, увеличивая сложность эвакуации и сложность ликвидации горения.

В связи с вышесказанным, требования к системам пожарной безопасности на любых автостоянках, включая закрытые и подземные, являются обязательными к выполнению.

В силу особенностей конструкции, к подземным автостоянкам и закрытым паркингам предъявляются и особые требования.

Пожарная безопасность на автостоянках регулируется СП 506.1311500.2021 «Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности». [3]

Системы противопожарной защиты, инженерные системы и оборудование стоянок автомобилей следует предусматривать с учетом требований нормативных документов по пожарной безопасности СП 3.13130, СП 484.1311500, СП 485.1311500, СП 486.1311500, СП 6.13130, СП 7.13130, СП 8.13130, СП 10.13130.

Подземные стоянки автомобилей вместимостью до 50 машиномест должны быть оборудованы системами оповещения и эвакуации людей при пожаре 2-го типа, от 50 до 200 мест – 3-го типа, более 200 машиномест – 4-го типа. [3]

Таким образом, наличие сгораемых частей кузова способствуют распространению огня по поверхности близко расположенных друг к другу автомобилей. При взрыве баков с горючим и разливе топлива горение резко усиливается.

Необходимо соблюдение требований противопожарной безопасности уже на этапе планирования, соблюдая проектные решения во время строительства и поддерживать их на протяжении всего жизненного цикла.

Список литературы

  1. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2020 году» / - М.: МЧС России. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2021, 264 с.
  2. Дорожкин А.С., Таранцев А.А., Минкин Д.Ю. Проблемы пожарной безопасности подземных автостоянок // Проблемы управления рисками в техносфере. 2015. № 1 (33).
  3. СП 506.1311500.2021 «Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности».
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее