С 1 июня 2019 году у супругов появилась возможность составлять одно завещание на двоих, в котором они совместно определяют последствия смерти каждого из них или их одновременной смерти. Так, они вправе завещать любым лицам общее имущество или имущество каждого из них, лишить кого-то из наследников по закону наследства без указания причин, а также по своему усмотрению определить доли наследников в наследственной массе и включить в такое завещание другие завещательные распоряжения[1].
Следует заметить, что подобного рода наследственные институты уже более века предусмотрены правом иностранных государств и доказали свою эффективность, так как позволяют снизить вероятность возникновения конфликтов между лицами – потенциальными наследниками.
Главная причина отсутствия в российском праве такого инструмента, по мнению некоторых авторов, заключалась в ограничении воли одного лица волеизъявлением его супруга. Ими отмечалось, что «зависимость от наступления последствий, определяемых волей одного человека, в решении, принятом другим человеком, как правило, представляется неприемлемым с точки зрения закона, так как в этом случае велика вероятность злоупотребления последним»[2].
В соответствии с положениями действующего Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), один из супругов в любое время, даже после смерти мужа или жены, вправе отменить совместное завещание супругов[3]. Невозможно не согласиться с тем, что положение данной нормы вызывает множество вопросов и споров. Не делает ли она институт совместного завещания супругов не имеющим смысла? Ведь, вдовец (вдова), обладающий своим имуществом и имуществом умершего, путем аннулирования ранее озвученной совместной воли лишает наследников правовой защиты. Справедливо мнение бывшего председателя Комиссии по методической работе и изучению практики применения законодательства в сфере нотариата М. Герасимовой о недопустимости придания юридической силы последующему завещанию, которым отменяется совместное завещание, определившее правовой режим имущества, на которое наследники умершего супруга уже оформили свои права[4]. Так переживший супруг может в очередной раз вступить в брак, в котором у него родятся дети и он, в ущерб детям от первого брака, являющимися наследниками по совместному завещанию супругов, может завещать все детям от второго брака. В данном случае ярко выражено злоупотребление правом, абсолютное нарушение воли умершего супруга, права общих детей-наследников никаким образом не защищены.
В отличие от нашей страны, другие государства подошли иначе к данному вопросу. Например, законодательство Германии, закрепило, на наш взгляд, вполне здравый и рациональный подход – указанное в совместном завещании супругов имущество обременено и может быть передано исключительно названному в таком завещании наследнику[5].
В свою очередь, законодательство Литовской республики, регулирующее наследственные отношения закрепляет, что переживший супруг не вправе отменить или изменить совместное завещание, однако он может отказаться от наследства и составить новое завещание, касающееся исключительно его имущества[6].
Еще одним проблемным аспектом является тот случай, когда в завещании указывается, что при смерти одного из супругов вся наследственная масса в полном объёме наследуется пережившим супругом. В таком случае возникает неопределенность правового положения наследника, имеющего право на обязательную долю, предусмотренную ст. 1149 ГК РФ. Представляется, что обязательная доля должна выделяться уже при составлении совместного завещания. Если этого не было сделано, то несовершеннолетние или нетрудоспособные дети, родители и другие иждивенцы скончавшегося супруга должны иметь на нее право не дожидаясь смерти другого супруга. Однако, супруги, составившие совместное завещание представляют единый субъект – завещателя. Кроме того, супруги уже определили дальнейшую судьбу своего имущества, а значит, в данном случае возникает вопрос о возможности лишения одного из супругов благ, на которые он имеет полное право в силу совместного завещания вплоть до своей смерти. Другими словами, переживший супруг может потерять часть имущества, положенному ему по совместному завещанию, например при наличии у умершего супруга несовершеннолетних детей от предыдущего брака, даже несмотря на то, что они не были указаны в завещании.
Одной из проблем, возникающих как в теории, так и на практике, является сохранение тайны завещания после смерти одного из супругов, составивших совместное завещание. В частности, каким образом разгласить то, что касается непосредственно умершего супруга. Нам это представляется крайне сложным. Также как и оспаривание завещания одним из наследников в суде без нарушения тайны завещания в отношении второго супруга. Тем не менее, немецкие юристы утверждают, что в данном случае не происходит никакого нарушения тайны завещания ввиду того, что в нее посвящены только те наследники, интересы которых защищаются неразглашением этой тайны.
Бесспорно, совместное завещание супружеской пары – это положительное нововведение. Это подтверждает и статистика его заключения. Так, по состоянию на февраль 2020 года, спустя всего 9 месяцев с его законодательного закрепления, было зарегистрировано 736[7], а в конце указанного года федеральная нотариальная палата Российской Федерации сообщила, что супруги стали заключать указанные завещания на 30% чаще[8]. Однако, по нашему мнению, таким оно признается только в случае отсутствия разногласий между супругами и их одновременной смерти. На сегодняшний день существуют законодательные пробелы в правовом регулировании данного института, которые требуют скорейшего решения. Представляется, что в целях его совершенствования целесообразным будет опираться на практику европейских стран, доказавшую свою эффективность.
Список литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 49. – ст. 4552; 2019. – № 12. – ст. 1224.
- Федеральный закон от 19.07.2018 № 217-ФЗ «О внесении изменений в статью 256 части первой и часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2018. – № 30. – ст. 4552.
- Вьюшина А.С. Сравнительно-правовое исследование совместного завещания супругов в России и некоторых зарубежных странах // Дневник науки. 2020. №5 (41). С. 75-82.
- Куликов В. В России оформлено 736 совместных завещаний. Российская газета. 14.02.2020 [Интернет-ресурс] // URL: https://rg.ru/2020/02/14/reg-urfo/v-rossii-oformleno-736-sovmestnyh-zaveshchanij.html (дата обращения 15.05.2021).
- Куликов В. Любовь - в наследство. Российская газета. 16.12.2020 [Интернет-ресурс] // URL: https://rg.ru/2020/12/16/semejnye-pary-stali-chashche-oformliat-sovmestnye-zaveshchaniia.html (дата обращения 15.05.2021).
- Лёвкина П.П. Летфуллина М.К Коллизионные отличия в наследственном праве России, Германии и Италии // Фемида.Science. 2019. № 4 (24). С. 45–48.
- Родионова О.М. Гражданско-правовая сущность совместного завещания супругов // Вестник СГЮА. 2019. № 5 (130). С. 99–103.
- Потенциальные проблемы исполнения совместных завещаний и наследственных договоров [Интернет-ресурс] // СПС «Гарант». URL: http://www.garant.ru/article/1282860/ (дата обращения: 14.05.2021).