Судебная власть традиционно является одной из ветвей государственной власти, наделенная самостоятельностью и независимостью по отношению к другим ветвям. При этом вполне очевидно, что все три ветви власти находятся во взаимосвязи.
Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к судебной системе. Поскольку суд на сегодняшний день является основным гарантом защиты прав и свобод человека и гражданина.
Являясь одной из ветвей государственной власти, судебная власть получила конституционное регулирование, которое характеризуется определенной двойственностью: с одной стороны, в главе 7 Конституции РФ[1] дается общая характеристика судебной системы, с другой стороны – отдельные ее элементы, как Конституционный Суд РФ, получает детальное конституционное регулирование.
Важным изменением в ходе конституционных поправок 2020 года стало перечисление в ст. 118 Конституции РФ судов, образующих судебную систему. Ранее в данной статье просто содержалась отсылка к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации»[2 с.1]. При этом из положений Конституции РФ не вытекало, какие суды, кроме высших судебных инстанций, функционируют в Российской Федерации. Однако перечень судов, содержащийся в ч. 3 ст. 118 Конституции РФ вызвал вопрос о судьбе конституционных (уставных) судов, которых не оказалось в перечне. В последующем при внесении изменений в законодательство стало понятно, что практика функционирования таких судов прекращается с 1 января 2023 года.
Теперь согласно положениям главы 7 Конституции РФ следует, что высшими судебными инстанциями являются Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ.
Исходя из анализа положений ч. 3 ст. 118 Конституции РФ, можно сделать вывод, что судебная система включает в себя три ветви судебной власти: конституционную юстицию, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Две из последних ветвей судебной власти включают в себя несколько звеньев, образованных с учетом судебных инстанций.
Несмотря на то, что в Конституции РФ приводится перечень судов, образующих судебную систему, сам термин «судебная система» законодательного определения не получил, несмотря на то, что как следует из Конституции РФ, действует специальный закон – Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 «О судебной системе Российской Федерации».
Можно встретить отличающиеся друг от друга понятия судебной системы.
Судебная система определяется как совокупность всех судов государства[3 с. 109].
Встречается и более широкое понятие судебной системы Российской Федерации как совокупности судов, осуществляющих правосудие на территории Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией и в установленном законом порядке[4 с. 528].
Судебная система определяется также не просто как сумма судов, а как их логически завершенная совокупность, где между всеми судами имеется органичная взаимосвязь, единство[5 с. 97].
Следует отметить, что как ни какая из других ветвей власти, судебная власть и, соответственно, судебная система регулируется целым массивом федеральных конституционных и федеральных законов, что подчеркивает ее большую значимость для государства.
Судебную систему РФ составляют только суды, учрежденные в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».
Исходя из федеративного устройства России все суды, входящие в судебную систему РФ, могут быть подразделены на две основные группы: федеральные суды и суды субъектов РФ.
Проведенный выше анализ позволяет дать более развернутое понятие судебной системы России – созданная в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ» единая и логически завершенная совокупность всех федеральных судов и судов субъектов РФ, находящихся во взаимосвязи между собой по выполнению задач судопроизводства.
Судебная система РФ в основном строится по территориальному принципу, то есть юрисдикция суда чаще всего охватывает определенную административно-территориальную (район, город) или государственно-территориальную единицу (республика, область, край, город федерального значения и др.), на которой он находится.
С принятием Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г.[6] в качестве первого (низшего) звена судебной системы необходимо рассматривать мировых судей. Вторым звеном в системе судов общей юрисдикции выступают районные суды, городские суды, межрайонные суды. Третье звено – областные, краевые суды, суды автономной области и автономных округов, верховные суды республик в составе РФ, суды городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя[7]. Четвертое звено – апелляционные суды общей юрисдикции, созданные в рамках апелляционных округов. Пятое звено – кассационные суды общей юрисдикции, созданные в соответствующих округах.
Суды общей юрисдикции условно можно разделить на гражданские суды и военные суды. В систему судов общей юрисдикции входит разветвленная подсистема военных судов, состоящая из гарнизонных, окружных (флотских) судов и созданных по аналогии с гражданскими судами общей юрисдикции кассационного и апелляционного военных судов.
Ранее Верховный Суд РФ являлся высшим звеном в системе судов общей юрисдикции, однако в свете преобразований, произошедших в 2014 году, теперь является высшей судебной инстанцией для всех судов, кроме конституционной юстиции.
Система арбитражных судов после упразднения Высшего Арбитражного Суда РФ образована тремя звеньями: низшим звеном выступают арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (арбитражные суды субъектов РФ); второе звено – арбитражные апелляционные суды; (в настоящее время создано и функционирует 21 арбитражный апелляционный суд); третье звено – арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды). В системе арбитражных судов функционирует единственный в нашей судебной системе специализированный суд – Суд по интеллектуальным правам. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»[8] был дополнен Главой IV.1. «Полномочия, порядок образования и деятельности Суда по интеллектуальным правам».
Особое значение среди судов придается Конституционному Суду РФ. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.
Представляется, что дальнейшее развитие судебной системы должно быть осуществлено следующим образом.
- Представляется целесообразным изменить способ комплектования Конституционного Суда РФ на паритетных началах всеми ветвями государственной власти, что предполагает предоставление права вносить представления в Совет Федерации о назначении судей Конституционного Суда РФ дополнительно Государственной Думе РФ, Верховному Суду РФ либо на их совместном пленарном заседании по рекомендации Съезда судей РФ, но при сохранении прежнего круга уполномоченных субъектов-инициаторов, имеющих право подавать свои предложения по кандидатурам судей. Аналогично нуждается в восстановлении прежняя демократическая процедура выборов Председателя Конституционного Суда РФ и его заместителей из самого состава судей.
- В продолжение анализа перспективных направлений повышения эффективности работы Конституционного Суда РФ целесообразно предоставить ему право информировать правотворческие органы государственной власти о возникновении неконституционных пробелов в законотворчестве вследствие промедления законодателя, препятствующих прямому, непосредственному действию норм Конституции РФ, и вносить свои предложения, рекомендации по их устранению.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
- Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
- Правоохранительные органы: Учебник для студентов вузов / Под ред. А.В. Ендольцевой, О.А. Галустьяна, А.П. Кизлыка. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2009. С. 109.
- Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Проспект. 2014. С. 528.
- Гуськова А.П., Шамардин А.А. Правоохранительные органы (судоустройство): Учебник. М.: Юрист, 2005. С. 97.
- Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О мировых судьях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 51. Ст. 6270.
- Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 898.
- Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.