Судебная система Российской Федерации

Судебная система Российской Федерации

Авторы публикации

Рубрика

Право

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 52 (97), Декабрь ‘22

Дата публикации 22.12.2022

Поделиться

Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к судебной системе. Поскольку суд на сегодняшний день является основным гарантом защиты прав и свобод человека и гражданина, поэтому в данной статья повещена судебной системе Российской Федерации, дается понятие судебной системы и раскрывается её структура. 

Судебная власть традиционно является одной из ветвей государственной власти, наделенная самостоятельностью и независимостью по отношению к другим ветвям. При этом вполне очевидно, что все три ветви власти находятся во взаимосвязи.

Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к судебной системе. Поскольку суд на сегодняшний день является основным гарантом защиты прав и свобод человека и гражданина.

Являясь одной из ветвей государственной власти, судебная власть получила конституционное регулирование, которое характеризуется определенной двойственностью: с одной стороны, в главе 7 Конституции РФ[1] дается общая характеристика судебной системы, с другой стороны – отдельные ее элементы, как Конституционный Суд РФ, получает детальное конституционное регулирование.

Важным изменением в ходе конституционных поправок 2020 года стало перечисление в ст. 118 Конституции РФ судов, образующих судебную систему. Ранее в данной статье просто содержалась отсылка к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации»[2 с.1]. При этом из положений Конституции РФ не вытекало, какие суды, кроме высших судебных инстанций, функционируют в Российской Федерации. Однако перечень судов, содержащийся в ч. 3 ст. 118 Конституции РФ вызвал вопрос о судьбе конституционных (уставных) судов, которых не оказалось в перечне. В последующем при внесении изменений в законодательство стало понятно, что практика функционирования таких судов прекращается с 1 января 2023 года.

Теперь согласно положениям главы 7 Конституции РФ следует, что высшими судебными инстанциями являются Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ.

Исходя из анализа положений ч. 3 ст. 118 Конституции РФ, можно сделать вывод, что судебная система включает в себя три ветви судебной власти: конституционную юстицию, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Две из последних ветвей судебной власти включают в себя несколько звеньев, образованных с учетом судебных инстанций.

Несмотря на то, что в Конституции РФ приводится перечень судов, образующих судебную систему, сам термин «судебная система» законодательного определения не получил, несмотря на то, что как следует из Конституции РФ, действует специальный закон – Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 «О судебной системе Российской Федерации».

Можно встретить отличающиеся друг от друга понятия судебной системы.

Судебная система определяется как совокупность всех судов государства[3 с. 109].

Встречается и более широкое понятие судебной системы Российской Федерации как совокупности судов, осуществляющих правосудие на территории Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией и в установленном законом порядке[4 с. 528].

Судебная система определяется также не просто как сумма судов, а как их логически завершенная совокупность, где между всеми судами имеется органичная взаимосвязь, единство[5 с. 97].

Следует отметить, что как ни какая из других ветвей власти, судебная власть и, соответственно, судебная система регулируется целым массивом федеральных конституционных и федеральных законов, что подчеркивает ее большую значимость для государства.

Судебную систему РФ составляют только суды, учрежденные в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».

Исходя из федеративного устройства России все суды, входящие в судебную систему РФ, могут быть подразделены на две основные группы: федеральные суды и суды субъектов РФ.

Проведенный выше анализ позволяет дать более развернутое понятие судебной системы России – созданная в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ» единая и логически завершенная совокупность всех федеральных судов и судов субъектов РФ, находящихся во взаимосвязи между собой по выполнению задач судопроизводства.

Судебная система РФ в основном строится по территориальному принципу, то есть юрисдикция суда чаще всего охватывает определенную административно-территориальную (район, город) или государственно-территориальную единицу (республика, область, край, город федерального значения и др.), на которой он находится.

С принятием Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г.[6] в качестве первого (низшего) звена судебной системы необходимо рассматривать мировых судей. Вторым звеном в системе судов общей юрисдикции выступают районные суды, городские суды, межрайонные суды. Третье звено – областные, краевые суды, суды автономной области и автономных округов, верховные суды республик в составе РФ, суды городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя[7]. Четвертое звено – апелляционные суды общей юрисдикции, созданные в рамках апелляционных округов. Пятое звено – кассационные суды общей юрисдикции, созданные в соответствующих округах.

Суды общей юрисдикции условно можно разделить на гражданские суды и военные суды. В систему судов общей юрисдикции входит разветвленная подсистема военных судов, состоящая из гарнизонных, окружных (флотских) судов и созданных по аналогии с гражданскими судами общей юрисдикции кассационного и апелляционного военных судов.

Ранее Верховный Суд РФ являлся высшим звеном в системе судов общей юрисдикции, однако в свете преобразований, произошедших в 2014 году, теперь является высшей судебной инстанцией для всех судов, кроме конституционной юстиции.

Система арбитражных судов после упразднения Высшего Арбитражного Суда РФ образована тремя звеньями: низшим звеном выступают арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (арбитражные суды субъектов РФ); второе звено – арбитражные апелляционные суды; (в настоящее время создано и функционирует 21 арбитражный апелляционный суд); третье звено – арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды). В системе арбитражных судов функционирует единственный в нашей судебной системе специализированный суд – Суд по интеллектуальным правам. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»[8] был дополнен Главой IV.1. «Полномочия, порядок образования и деятельности Суда по интеллектуальным правам».

Особое значение среди судов придается Конституционному Суду РФ. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. 

Представляется, что дальнейшее развитие судебной системы должно быть осуществлено следующим образом.

  1. Представляется целесообразным изменить способ комплектования Конституционного Суда РФ на паритетных началах всеми ветвями государственной власти, что предполагает предоставление права вносить представления в Совет Федерации о назначении судей Конституционного Суда РФ дополнительно Государственной Думе РФ, Верховному Суду РФ либо на их совместном пленарном заседании по рекомендации Съезда судей РФ, но при сохранении прежнего круга уполномоченных субъектов-инициаторов, имеющих право подавать свои предложения по кандидатурам судей. Аналогично нуждается в восстановлении прежняя демократическая процедура выборов Председателя Конституционного Суда РФ и его заместителей из самого состава судей.
  2. В продолжение анализа перспективных направлений повышения эффективности работы Конституционного Суда РФ целесообразно предоставить ему право информировать правотворческие органы государственной власти о возникновении неконституционных пробелов в законотворчестве вследствие промедления законодателя, препятствующих прямому, непосредственному действию норм Конституции РФ, и вносить свои предложения, рекомендации по их устранению.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
  3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Проспект. 2014. С. 528.
  4. Правоохранительные органы: Учебник для студентов вузов / Под ред. А.В. Ендольцевой, О.А. Галустьяна, А.П. Кизлыка. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2009. С. 109.
  5. Гуськова А.П., Шамардин А.А. Правоохранительные органы (судоустройство): Учебник. М.: Юрист, 2005. С. 97.
  6. Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О мировых судьях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 51. Ст. 6270.
  7. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 898.
  8. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary