ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СУБЪЕКТАХ РФ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СУБЪЕКТАХ РФ

В статье рассматриваются специфика измерения и регламентации эффективности работы образовательных организаций. Выполнен анализ деятельности органов исполнительной власти, работающих в муниципальных образованиях, в функции которых относится оценка качества общего образования.

Авторы публикации

Рубрика

Менеджмент и управление

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 50 (95), Декабрь ‘22

Дата публикации 09.12.2022

Поделиться

В современных геополитических, экономических и социальных условиях успешное развитие России, благополучие ее народа во многом определяется устойчивым развитием науки и отраслей производства. Возрастает роль руководителей производств, инженеров и техников, а также высококвалифицированных и компетентных специалистов, способных обеспечить поступательное развитие основных отраслей промышленности.

Ситуация в секторе образования усугубляется тем фактом, что успеваемость учащихся в школе определяется различными объективными факторами, включая низкую численность, доступность, удаленность или низкий ресурс надзора за школами. [3 ,с. 64]

В российских условиях социально-экономические ресурсы семьи, методическое сопровождение образовательного процесса, принимаемые управленческие решения, личностные и профессиональные качества руководителей часто играют решающую роль в улучшении итогов и образовательных эффектов, в то время как факторы влияния часто выходят за рамки компетенций руководителей.

Образовательная среда в учреждениях должна быть ориентирована на развитие обучения. И учитывать потребности, интересы, ценностные ориентации обучающихся в регионе. Другими словами, основная функция заключается в обеспечении высококачественного образования.

Современная реальность требует от выпускников профессиональных навыков, активности и высокой мобильности в постоянно меняющейся среде на рынке труда. Поэтому сформированные навыки, профессиональные качества, важные в образовательной среде, должны обеспечить высокую эффективность будущей профессиональной деятельности выпускников. Однако, как показывает практика, в последние годы наметилась тенденция сокращения числа вузов в России. Это связано с ухудшением качества образования в университетах, а также с нехваткой педагогов. [5, с. 210].

Для преодоления этих недостатков необходима новая система профессиональной подготовки студентов, построенная на выявлении факторов, определяющих высокую эффективность образовательной среды российских вузов.

Для подготовки грамотных специалистов следует создать современную образовательную среду. Реализация грамотного подхода, учет требований профессиональных стандартов увеличивают актуальность разработки и внедрения в педагогическую практику современных образовательных технологий.[1,с.140]

Организация образовательной деятельности с применением цифровых технологий и образовательных сервисов реализуется преимущественно соответствующими государственными органами субъектов Российской Федерации, местными администрациями и конкретными ОО.

Такой порядок предопределил появление некоторых проблем в сфере внедрения цифровой образовательной среды. Среди них следует выделить отсутствие единых подходов к формам дистанционного образования, применяемым сервисам, созданию и функционированию информационных систем, содержащих сведения об обучающихся, проживающих в различных местностях и т.д. Подобная ситуация усложняет реализацию прав российских граждан на обучение, в том числе, с применением дистанционных технологий и стандартизированных цифровых образовательных сервисов.

Параллельно с созданием общероссийских информационных образовательных систем, таких как «Российская электронная школа», портал «Российское образование» и др., субъектами Российской Федерации создавались различные «территориальные» образовательные информационные системы для работы с цифровыми образовательными сервисами.

Неоднородность технологических систем, применяемых в соответствующей работе моделей предоставления данных и используемых цифровых сервисов приводят к фактическому отсутствию единства подходов к методологическому и технологическому обеспечению внедрения цифровой образовательной среды. Кроме того, разные ОО на практике используют различные электронные информационные платформы и программы для проведения дистанционных занятий и мероприятий в рамках промежуточной и итоговой аттестации.

В регионах и муниципалитетах следует разработать показатели эффективности деятельности учреждений, их руководителей и их сотрудников в разделению по сферам деятельности, типу учреждения и основным категориям работников. Основные маркеры этой деятельности в субъектах РФ, могут включать в себя следующие элементы: в большинстве субъектов установлены индикаторы развития образования, и разработка комплексных мероприятий для достижения установленных периодов оценки эффективности организаций, требования свода принципов и мониторинга данных измерений, при разработке показателей эффективности учитываются современные тенденции и цели национальных проектов.

Проблема своевременного размещения данных на официальных сайтах местных органов власти в сфере образования или ее неправильного размещения по-прежнему остается актуальной. В некоторых регионах органы исполнительной власти формируют правила эффективности, объединяющие несколько сфер деятельности, актуальные цели на отчетный период и учитывающие региональные особенности управления системой образования.

В части оценки достижений введены дополнительные показатели, в том числе характеризующие доступность образования детей-ОВЗ, достижение в воспитательной работе в части показателей по правонарушениям и числа, включенных в профилактический реестр учащихся с подбором показателей по детям-ОВЗ. [4]

Для более детальной оценки кадровых ресурсов введены показатели, позволяющие оценить число преподавателей и иных сотрудников (административных, финансовых), участвующих в реализации процесса обучения, работников на основном рабочем месте, работающих на базе контрактов по трудоустройству, провести анализ заработной платы всех этих категорий. [2,с.86].

В настоящее время научная группа в рамках выполнения государственной задачи завершает свою деятельность по структурированию проектов типовых нормативных актов, учитывающих указанные взаимосвязи и пересечения в сфере оценки эффективности и регулирования системы образования в субъектах РФ.

В заключение, при сбалансированном и оптимальном подходе к проблеме измерения эффективности образовательной среды, их руководителей и сотрудников регионов, для образовательных организаций и профессорского состава и обучающихся могут появится дополнительные ресурсы для развития с учетом изменений внешней среды и соответствующих целей.

Список литературы

  1. Бахтин М.Б., Тормосова А.К. Эффективность деятельности образовательных организаций: региональная и муниципальная практика. Человек и образование. 2020. № 4 (65). С. 139-146.
  2. Перечень показателей самообследования образовательной организации в городе Москве. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://mcrkpo.ru/media/files/ofinform/ Pokazateli_samoobsledovaniya.pdf - официальный интернет-портал ГКУ Службы финансового контроля Департамента образования и науки города Москвы (дата обращения: 13.06.2022).
  3. Шенцова О.М. Функционализм предметно-пространственной среды как способ оптимизации учебных площадей высших образовательных учреждений // Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. 2019. Том 3. С. 207-214.
  4. Вильданов И.Э. и др. Образовательная среда, как фактор повышения эффективности образования. Управление устойчивым развитием. 2022. № 2 (39). С. 84-91.
  5. Марон А.Е., Королева Е.Г., Чайко И.Л. Педагогические факторы и условия социально-педагогической эффективности моделей оценки качества образования // Человек и образование.– 2019.– №4 (61). – С. 61–66.

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary