В современном образовательном процессе главным и приоритетным направлением деятельности учебных общеобразовательных организаций является формирование общепринятой здоровой и безопасной образовательной среды, для обучающихс , а также привитие и воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни подрастающего поколения. Главным основополагающим условием современного качественного образования является - здоровье наших учеников. В современном образовательном процессе воспитание здорового образа жизни учащихся представлено в виде взаимосвязанных блоков - по здоровьесбережению учащихся, учебно – образовательной и воспитательной деятельности школьников, усовершенствованной работы по формированию спортивной и физической активности школьников, постоянная взаимосвязь образовательного учреждения и родителями. Все эти направления должны способствовать развитию и формированию у обучающихся представления о ценности и значимости своего здоровья. Осмысленного стремления к сохранению и укреплению своего здоровья.
В нашей Боброводворской школе здоровая и безопасная образовательная среда включает в себя много направлений вот некоторые из них:
- воспитание у учеников понимания ценности своего здоровья ,здорового образа жизни, физической культуры способствующих его сохранению;
- сохранение своего здоровья и жизни, понимание вреда алкоголя, наркотиков и психотропных средств, формирование навыков;
- социальная адаптация, знание способов выживания в неблагоприятных условиях, следует повышать интерес к физической культуре и спорту, ведь именно в них – залог здоровья.
В нашей школе был разработан здоровьесберегащий проект в котором ведётся совместная деятельность всех участников образовательного процесса по сохранению и укреплению здоровья, и обеспечения безопасности жизнедеятельности:
духовно - нравственное воспитание обучающихся: воспитание у детей чувства сострадания и сопереживания к ближнему и умение оказать посильную помощь себе и окружающим его людям если находишься в неблагоприятных условиях; научить детей контролировать собственные эмоции и эмоции окружающих людей; уважительно относиться к чужому мнению; воспитывать и прививать ученикам правила культурного поведения в своей семье и окружающим их социуме; знакомить с этическими и моральными нормами поведения, учить понимать их актуальность и необходимость и применять в повседневной жизни.
Актуальность проекта, который проводится в Боброводворской школе по созданию и обеспечению здоровьесберегающей среды в необходимости укрепления психического и физического здоровья учащихся и основан на формировании навыков здорового образа жизни у учеников. Создаются все необходимые условия, чтобы вырабатывать у детей привычки: к чистоте, самообслуживанию и аккуратности, прививать стремление к соблюдению режима дня, к необходимости бережного отношения к своему здоровью. Педагогами нашей школы созданы все условия для активного участия детей в оздоровительных и физкультурно-спортивных мероприятиях, проводимых в общеобразовательных учреждениях и иных учреждениях дополнительного образования, способствующих укреплению здоровья учащихся.
В целом это создаёт безопасную здоровьесберегающую образовательную среду с точки зрения психологической, личностной защищенности детей и подростков.
Создание психо-эмоциональной безопасной для учеников образовательной среде также необходимо для общеобразовательных организаций. Понятие эмоциональная безопасность образовательной среды новое для педагогической науки и педагоги Боброводворской школы активно изучают необходимые материал и активно применят их на практике на уроках и внеурочных занятиях. [1]
При составлении портрета психологически здорового своего ученика, мы видим творческую, жизнерадостную, веселую, открытую, познающую самого себя и окружающий мир личность. Она полностью понимает уникальность самой себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих её людей. Ребёнок находится в постоянном развитии и окружающие его педагоги, родители, сверстники активно влияют на его личностный рос и развитие, что способствует тому ,что он сам берёт ответственность за свою личную жизнь на себя, учится извлекать уроки из неблагоприятных жизненных ситуаций, делать выводы и самостоятельно находить выход. Жизнь его наполнена смыслом и определённой целью, к которой он начинает стремиться.
Современная образовательной среда должна быть свободной от психологического насилия и составлять психологическую безопасность для подрастающего поколения.
Психологическая безопасность образовательной среды связана с формированием физического и психического здоровья учащихся. Её главная и основная цель – это сохранение здоровья: учеников, педагогов, родителей. Это обусловлено тем, что безопасность человека - это состояние его полного физического, социального и духовного благополучия. [2]. Все эти группы потребностей человека определяют социальный статус личности подрастающего человека и его дальнейшее поведение в жизни.
Одной из главных ступеней в формировании жизненной среды человека является образовательная среда школы. Школы должны быть местом безопасного жизненного пространства для своих учеников. В изучение психологической безопасности личности в образовательной среде входят не только ученики нашей школы, но педагоги , семьи учеников , что помогает строить свою систему безопасности в учебно–образовательном и воспитательном процессе.[3]
Учителя и педагоги обязаны уделять своё пристальное и постоянное внимание на усиление сплочения детей в коллективе, воспитывать чувства единства, равенства и братства, что так же способствует формированию здорового эмоционального настроя у учащихся. Положительная сторона эмоциональной безопасности (радость, восторг, восхищение), наоборот способствует обеспечению здоровья индивидуальной личности, психического и физического. Важнейшей и приоритетной задачей современных школ и организаций дополнительного образования детей, является создание образовательной среды, комфортной и безопасной для них. Должно особенно уделяться внимание важности сохранения и приумножения психического и физического здоровья школьников. Образовательная среда должна быть наполнена мероприятиями, которые могут вызывать у детей настоящие положительные эмоции. В этом главная задача администрации МБОУ «Боброводворская СОШ», учителей и педагогов, и всех служб способствующих образовательному процессу.
Список литературы
- Баева И. А., Семигин В. В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2005. №12.
- Березина Т.Н. Несознательное как образование высшего порядка. // Мир психологии. 2014. №1.С.240-253.
- Березина Т.Н. Об эмоциональной безопасности образовательной среды // Психология и психотехника. 2013. № 9. С. 897–902.