Адекватное распознавание эмоциональных состояний других людей определяет способность ребенка к адаптации в детских коллективах, умения правильно оценивать эмоции сверстников, взаимодействуя с ними.
Традиционно эта способность изучалась в рамках эмоционального интеллекта, где она представлена двумя базовыми компонентами: восприятием эмоций и пониманием эмоций [2].
Широко известно представление о том, что с позиции психологии общение определяется как сложный процесс взаимодействия, посредством которого осуществляется обмен информацией. Как отмечают О.В. Батенькина, К.В. Иноземцева [2], О.С. Глухоедова, Л.А. Тишина [3], Г.Е. Крейдлин . и др., внешнее отражение эмоций, проявляющееся в виде мимического выражения, а также передача эмоционального подтекста в звучащей речи посредством интонации играют важную роль в коммуникативном взаимодействии.
Изучением эмоций, в отечественной и зарубежной науке, занимались многие ученые. Последние годы охарактеризовались самыми разнообразными подходами и точками зрения на природу эмоций и их значение. Одни считают, что, исследуя поведение человека, необходимо особое внимания уделять понятиям «возбуждение» и «активация», а категорию «эмоция» можно не учитывать, так как эти понятия не так аморфны, как сфера эмоций. Вторые разделяют точку зрения, что первичная мотивационная система человека образуется эмоциями. Небольшая группа авторов определяет эмоциям роль кратковременных, переходящих состояний, другие же считают, что нахождение человека под влиянием той или иной эмоции, постоянное. Они утверждают, что поведение человека неразрывно связано с аффектом [5].
Характерной чертой поведения аутичного ребенка является избегание зрительного контакта с другими людьми, взгляд мимо, вверх, «сквозь». Данный феномен расценивается как основное препятствие к их социальному развитию.
Р. П. Хобсон подтвердил гипотезу о том, что нарушения имитации у аутичных детей связаны, помимо прочего, с их неспособностью войти в эмоциональный «резонанс» с другими людьми [4].
Незрелость эмоциональных реакций – чрезмерность выражения базовых эмоций контрастирует с неумением разделять полярные переживания (положительные и отрицательные) определяют причины нарушения поведения детей с РАС, они плохо осознают эмоции других людей, не могут понять и интерпретировать эмоциональное состояние по лицу другого человека [2].
Это обусловлено наличием специфических трудностей в установлении контакта, в выражении собственных эмоций, восприятии, дифференциации эмоций, их вербализации; неразвитостью средств коммуникации; страхом новой ситуации [1].
Сложности социального взаимодействия и слабость механизма имитации не позволяют детям с аутизмом усваивать социальное значение воспринимаемых ими признаков лицевой экспрессии, наделять их эмоциональным значением и формировать общепринятые культурные способы выражения эмоций. Дополнительным патологическим механизмом у этой категории детей является склонность к детализированному восприятию в сочетании со слабой способностью к обобщению и абстрагированию. Это затрудняет выделение общих черт при восприятии мимической эмоциональной экспрессии [3].
Цель исследования: изучить особенности коммуникативных умений у детей с расстройством аутистического спектра, обосновать и составить коррекционно-развивающую программу, направленную на развитие коммуникативных умений детей с расстройством аутистического спектра в условиях автономного класса общеобразовательной школы.
Объект исследования: коррекционная помощь в развитии коммуникативной сферы младших школьников с ОВЗ.
Предмет исследования: особенности формирования коммуникативных навков детей с расстройством аутистического спектра в условиях автономного класса общеобразовательной школы
Гипотеза: формирование коммуникативных навыков у младших школьников с РАС может быть эффективным при условии разработки и внедрения дифференцированной системы психолого-педагогической коррекции, учитывающей особенности и уровень сформированности этих умений и включающей использование приемов… .
Задачи исследования:
1. Проанализировать специальную и научную литературу по проблеме формирования коммуникативных умений и навков детей с расстройством аутистического спектра в условиях автономного класса общеобразовательной школы.
2. Составить и применить диагностическую программу, направленную на изучение особенностей коммуникативных умений и навыков детей с расстройством аутистического спектра. Проанализировать полученные результаты констатирующего этапа эксперименты, сделать выводы.
3. На основе полученных результатов диагностики составить, обосновать и реализовать коррекционно-развивающую программу, направленную на формирование коммуникативных навыков детей с расстройством аутистического спектра в условиях автономного класса общеобразовательной школы.
4. Обосновать эффективность коррекционно-развивающей программы, проведя контрольный этап эксперимента.
Методы исследования:
I. Теоретические: анализ психолого-педагогической, специальной и научной литературы, классификация, обобщение теоретического материала.
II. Эмпирические: проведение исследования в единстве трёх этапов формирующего эксперимента; методы количественной и качественной обработки данных.
III. Методы презентации данных.
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Тула ''Центр ППСС''
Учитывая цели и задачи исследования, были выбраны следующие методики, достаточно полно раскрывающие особенности социально-эмоционального развития детей с расстройством аутистического спектра и показывающие как раскрываются одни и те же социально-эмоциональные навыки под разными углами при проведении каждой методики у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Используемые методики представлены в Таблице 1
№ п/п |
Автор, название методики |
Цель методики |
Диагностируемые показатели |
1 |
Методика диагностики эмоциональных нарушений у детей авторы М.К. Бардышевская |
Выявление особенностей развития всех нервно-психических сфер ребенка |
Система аффективной организации сознания и поведения |
2 |
«Потому что эмоции!»Меснянкина К.К., Федоряка К.А.,Сарелайнен А.И., Анищенко С. И. |
Определение и развитие у детей с расстройствами аутистического спектра навыков распознавания эмоций по лицевой экспрессии |
Навыки распознавания и выражения эмоций |
3 |
Хаустов А.В. «Оценка коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра» |
Оценка уровня сформированности коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра |
Социальное поведение |
При использовании диагностической программы было увеличено время отведённого на выполнение заданий, были упрощены формулировки инструкций, были использованы специальные способы поддержки: визуальное расписание, система поощрений, таймер ожидания.
Характерной чертой поведения аутичного ребенка является избегание зрительного контакта с другими людьми, взгляд мимо, вверх, «сквозь». Данный феномен расценивается как основное препятствие к их социальному развитию.
Это обусловлено наличием специфических трудностей в установлении контакта, в выражении собственных эмоций, восприятии, дифференциации эмоций, их вербализации; неразвитостью средств коммуникации; страхом новой ситуации [1].
Сложности социального взаимодействия и слабость механизма имитации не позволяют детям с аутизмом усваивать социальное значение воспринимаемых ими признаков лицевой экспрессии, наделять их эмоциональным значением и формировать общепринятые культурные способы выражения эмоций.Таким образом, если у детей с РАС под влиянием психолого-педагогического воздействия улучшиться распознавание эмоций, то это повысит успешность их социализации в условиях образовательго пространства.
Следовательно, выше представленные методики помогут выявить у детей с РАС недоразвития отдельных показателей эмоциональных состояний.
Список литературы
- Айрес, Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Дж.Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. –М.: Теревинф, 2009. –272 с].
- Акишина А.А., Кано Х.г Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. М., 1991. – 144 с.], О.С. Глухоедова, Л.А. Тишина
- Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. — 384
- Анохин П.К. Эмоциональное напряжение как предпосылка к развитию неврогенного заболевания // Вестник АМН СССР № 6, 1965].
- Бауэр Т. Психическое развитие младенца / Пер. с англ. А. Б. Леоновой