РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ И В СФЕРЕ ДИЗАЙНА

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ И В СФЕРЕ ДИЗАЙНА

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

34

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 24 (174), Июнь ‘24

Дата публикации 24.06.2024

Поделиться

В статье рассматривается роль информационных технологий (ИТ) в сфере дизайна и образования, описываются преимущества использования таких технологий и их недостатки. В работе упоминаются программы, используемые дизайнерами всех сфер. Текст подчёркивает важность использования ИТ в современной практике дизайнеров и в образовательной среде для повышения эффективности и качества ведения работы.

Введение

Информационные технологии произвели революцию в рабочих процессах практически всех профессиональных сфер, а в особенности дизайна, предоставив новые инструменты и возможности для создания уникальных проектов. Эти технологии активно используются, также, и в педагогической деятельности. С развитием интернета и цифровых технологий студенты и преподаватели художественного образования получили доступ к огромному объёму информации, образцам работ и образовательным ресурсам.

Вначале хочу рассмотреть данное понятие в общих чертах. Информационные технологии – процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки, накопления и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса, явления, информационного продукта, а также распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов. Подчеркну несколько причин, почему эти технологии имеют решающее значение в сфере дизайна.

Причины значимости ИТ в дизайне

Первая причина – это повышенная эффективность работы. Информационные технологии, такие как программное обеспечение для автоматизированного проектирования, 3D-печать и виртуальная реальность, позволяют нам, художникам, дизайнерам и декораторам работать более точно и оперативно. Инструменты помогают более оперативно создавать сложные проекты и прототипы, экономя время и ресурсы, повышая наглядность [3]. А такие технологии как лазерная резка и обработка с ЧПУ (числовое программное управление), позволяют создавать детализированные и аккуратные конструкции в достаточно короткие сроки, что раньше было очень сложно. Такая точность гарантирует, что конечный продукт будет соответствовать ожиданиям клиента и иметь высокое качество.

Вторая причина – повышенная креативность. Такие технологии, как VR (Virtual reality) и AR (Augmented reality), позволяют визуализировать и экспериментировать с новыми идеями и концепциями, расширяя их творческий потенциал и воображение творца. Это позволяет мыслить нестандартно и создавать уникальные и инновационные проекты. А быстроразвивающийся и самообучающийся искусственный интеллект, который сегодня доступен почти каждому, помогает найти идеи, получить вдохновение и предложить новые решения для тех или иных задач.

Также причинами являются более оптимальная форма общения и экономия средств. Такие инструменты, как онлайн-платформы для совместной работы и виртуальные встречи, позволяют поддерживать связь с клиентами и членами команды, независимо от местоположения. Это упрощает процесс сотрудничества и координацию между различными заинтересованными сторонами, что приводит к лучшим результатам. А вышеперечисленные инструменты: 3D-печать, ИИ, ЧПУ и т.д., помогают снизить производственные затраты и время выполнения заказов, позволяя дизайнерам предлагать своим клиентам конкурентоспособные цены [1].

В педагогике, точно так же, информационные технологии привносят свой вклад в развитии, шагая в ногу со временем. Образование, будучи частью динамичной информационной цифровой среды, неизбежно претерпевает изменения под влиянием новых технологий. На занятиях студенты и школьники могут изучать и использовать в своей деятельности новейшие ПО, а педагоги более понятно и наглядно демонстрируют материал.

Примеры использования информационных технологий
в образовательной среде

  • Электронные журналы и дневники – системы, которые позволяют родителям и ученикам отслеживать успеваемость, получать домашние задания и комментарии учителей.
  • Интерактивные доски – для демонстрации учебного материала, проведения интерактивных упражнений.
  • Онлайн-курсы и платформы для дистанционного обучения – ресурсы для поиска образовательных материалов по разным предметам и темам.
  • Система управления обучением (LMS) – платформы, на которых размещаются учебные материалы, задания, тесты, а также осуществляется взаимодействие между преподавателями и учениками.
  • Облачные хранилища данных – сервисы, позволяющие хранить и обмениваться учебными материалами, проектами и другими файлами.
  • Образовательные мобильные приложения – программы для смартфонов и планшетов, которые предоставляют доступ к учебным материалам, тестам, словарям и другим ресурсам [2].
  • Чат-боты и виртуальные ассистенты – технологии, которые могут помочь учащимся с поиском информации, выполнением заданий и получением консультаций.
  • Искусственный интеллект и машинное обучение – методы, которые используются для создания персонализированных учебных материалов, анализа успеваемости и прогнозирования результатов обучения.

Информационные технологии при изучении черчения и 3D. Минусы ИТ

Если рассмотреть использование информационных технологий на базе изучение учебной программы по черчению, можно выделить следующие положительные стороны. Так, школьникам с менее развитым пространственным (трёхмерным) мышлением будет гораздо проще рассмотреть объекты не только на плоскости в учебнике, презентации или на доске, но и потрогав их руками, в чём может помочь трёхмерная печать объектов. Такие относительно детализированные формы разных размеров достаточно просты в печати: необходимо лишь один раз простроить прототип в программе и экспортировать в нужный формат. Также, наглядный материал из пластика будет долговечным в образовательном процессе, поскольку на него не будет оказываться особой нагрузки. Это поможет учащимся быстрее понять материал и усвоить его в процессе выполнения заданий, связанных с моделями. Как в физике и химии ученики проводят практические опыты, так и в черчении учащиеся смогут ознакомиться с необходимыми для работы объектами. В случае поломки данных материалов, с помощью исходных файлов для печати, можно воссоздать данные модели без проведения двойной работы по их разработке.

Программы, наподобие Компас-3D, позволяют точно простраивать чертежи, схемы, просчитывать размеры, быстро вносить правки, корректировать работу, в отличие от чертежа на бумаге, например, пером, рапидографом или рейсфедером. Программа исключает затирание или порчу листа бумаги при частом использовании ластика, когда ученик исправляет работу. Да, совершенно нельзя умалять значимость работы с чертёжными инструментами и материалами, поскольку это действительно формирует базовые навыки и моторику ученика, но, тем не менее, на определённых этапах работы с проектами удобно пользоваться программными инструментами, особенно в современных реалиях, когда сегодняшнее поколение школьников развивается в компьютерных темах очень быстро [4].

Существуют и минусы при использовании информационных технологий. Например, невозможность использования компьютера дома, в случае при проблемах с интернет-связью, неисправностью или отсутствием техники, то есть, по-другому – зависимость от технологий. Также использование технологий может привести к риску кибератак несмотря на то, что сейчас ведётся прогрессирующая борьба за безопасность интернета. Стоит отметить, что ИТ не могут полностью заменить личное общение и взаимодействие между людьми, что может привести к снижению коммуникативных навыков. Но преодолевая эти трудности, используя ИТ в ограниченном количестве общество пройдёт ступень всеобщей цифровизации, которая сейчас так активно и набирает обороты.

Непосредственно в своей работе дизайнера я использую большое количество ПО, такое, как например, программы: пакет программ Adobe, CorelDraw, Ceramic-3D, SketchUp. Все они являются мощными специализированными инструментами, позволяющими создавать векторную и растровую графику, анимацию, видео, 3D-модели предметов, зданий, интерьеров, производить точные расчёты материалов для отделки и многое другое. Все эти программы выборочно необходимы в современности для работы дизайнеров всех сфер.

Заключение

В заключение отмечу, информационная цифровая среда представляет собой как источник бесконечных возможностей для творческого развития, так и вызов для сохранения баланса между традиционными ценностями и новыми технологиями. Её влияние продолжает расти, формируя будущее художественного образования и искусства в целом. Современные программы помогают предоставлять высококачественные продукты и услуги. Приняв и развивая эти технологии, мы сможем повысить свою эффективность, точность, креативность, оптимизировать коммуникацию и экономию средств, что приведёт к улучшению результатов проектов.

Список литературы

  1. Нефедов Демид Ильич: Роль информационных технологий в дизайн проектировании // Материал из журнала «Научный лидер» #14 (164), 2024. С. 34-36
  2. Северьянов Е.В.: Интеграция цифровых технологий в образовательный процесс и его влияние на личностные развития учащихся // Материал из журнала «Актуальные исследования» #49 (179), 2023. С. 43-47
  3. Старцева Полина: Цифровизация в дизайне: как технологии меняют отрасль. 2023 // Skillbox. — URL: https://skillbox.ru/media/design/digital-design/ (дата обращения: 01.06.2024)
  4. Хворостов Д.А.: Возможности цифровизации в преподавании специальностей изобразительного искусства и дизайна // Материалы международной научно-практической конференции «Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании». Москва, 2022. С. 383-387
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее