Коррупция в разрешительных процедурах предпринимательской деятельности

Коррупция в разрешительных процедурах предпринимательской деятельности

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

38

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 49 (94), Декабрь ‘22

Дата публикации 01.12.2022

Поделиться

Влияние коррупции на предпринимательскую деятельность стало привлекательной темой для ученых после появления публичных скандалов. Исследование, в котором изучалась взаимосвязь между коррупцией и предпринимательством, дало противоречивые результаты. В этой статье формулируются некоторые предположения о взаимосвязи между коррупцией и предпринимательством на разных уровнях анализа.

Слово “коррупция” происходит от латинского слова “corruptus”, что означает "коррумпированный" и, с юридической точки зрения, злоупотребление доверенным положением в одной из ветвей власти (исполнительной, законодательной и судебной) или в политических или других организациях с намерением получения материальной выгоды, которая не является юридически оправданный для себя или для других[4].

Для предпринимателей риск - это часть процесса. Открытие нового бизнеса и работа над достижением успеха создают сложные ситуации и уникальные препятствия, которые предприниматели должны преодолеть.

Виды риска, на которые могут пойти предприниматели, разнообразны. Рыночный риск является одним из наиболее распространенных видов, относящимся к риску, который принимает инвестор из-за колебаний рынка. Такого рода риск ожидается при открытии нового бизнеса как для предпринимателя, так и для любых первоначальных инвесторов, которых он привлекает. Технологический риск связан с потенциальным сбоем технологии, который может привести к утечкам данных, сбоям веб-сайта и краже информации[5].

Но порой возникают на их пути риски, связанные с ненадлежащим исполнением своих обязанностей должностными лицами, что является актуальным на данное время. 

Воздействие коррупции - незаконное использование своего положения или власти для предполагаемой личной или коллективной выгоды. 

Взяточничество широко распространено, особенно в развивающихся странах и странах с переходной экономикой; однако существуют значительные различия между регионами и внутри них [2].

Взяточничество увеличивает операционные издержки и создает нестабильность в экономике.

Коррупция обычно приводит к неэффективным экономическим результатам, в долгосрочной перспективе препятствует иностранным и внутренним инвестициям, перераспределяет таланты в зависимости от дохода и искажает отраслевые приоритеты и выбор технологий (например, оно создает стимулы для заключения контрактов на крупные оборонные проекты или ненужные инфраструктурные проекты, но не поощряет инвестиции в сельские специализированные медицинские клиники или в профилактические здравоохранение). Это толкает компании в “подполье” (за пределы формального сектора), ослабляет способность государства увеличивать доходы и приводит к постоянно растущим налоговым ставкам (поскольку берется слишком мало налогов), которые взимаются со все меньшего числа налогоплательщиков, следовательно, уменьшая способность государства предоставлять достаточное количество общественных благ, включая верховенство закона[1].

Взяточничество несправедливо, поскольку оно налагает регрессивный налог, который сильно обременяет, в частности, коммерческую деятельность и сферу услуг, осуществляемую малыми предприятиями.

Коррупция разрушает легитимность государства.

Предприниматели внесли значительный вклад в экономический рост, национальную занятость, а также в устойчивость и обновление экономик по всему миру.

Коррупция может создать долговременную ценность для тех, кто решит ею заниматься. Это правда, что коррупцию иногда сравнивают с песком в колесе. В то же время его часто сравнивают со смазкой в колесе неаккуратной и неэффективной бюрократии. Когда институциональная инфраструктура слаба, правила плохо определены, и невозможно заставить государственные учреждения добросовестно и целесообразно выполнять свои обязанности, многие предприниматели считают взятку разумной платой за быстрое принятие благоприятного решения. Коррупция, в этом смысле, просто становится издержками ведения бизнеса, и многие предприниматели довольно равнодушно относятся к таким издержкам, пока это помогает их бизнесу прибыльно обслуживать клиентов[7].

В литературе, касающейся анализа на национальном уровне, представлены две противоположные гипотезы, которые стремятся объяснить и описать влияние коррупции на предпринимательскую деятельность: гипотезы "смазать колесо" и "отшлифовать колесо".

Сторонники гипотезы "смазать колесо" считают, что в странах, для которых характерны многочисленные барьеры для предпринимательской деятельности, такие как чрезмерно строгие нормы и правила или препятствия для получения кредита, коррупция может играть роль экономического катализатора, способствуя созданию новых фирм, поскольку она помогает людям преодолевать бюрократические ограничения и является способный упростить бизнес-процедуры и проработки. С помощью эконометрической модели Харби и Андерсон подчеркнули, что когда индекс воспринимаемой коррупции увеличивается (т.е. экономика считается свободной от коррупции) уровень самозанятости снижается.

Сторонники гипотезы "песочного колеса" решительно исключают коррупцию как явление, которое может оказать положительное влияние на развитие предпринимательства, из-за ужасных последствий, которые коррупция оказывает на конкурентоспособность производственной системы, проблем, связанных с авторским правом и патентными грантами, а также препятствий, с которыми сталкиваются фирмы, стремящиеся для выхода на рынок.

Хотя эти две гипотезы кажутся несовместимыми,  они, возможно, могли бы сосуществовать в рамках одной и той же предпринимательской деятельности, утверждая, что коррупция может по-разному влиять на деятельность компании в зависимости от нескольких конкретных контекстуальных факторов. Они предполагают, что:

На явление коррупции сильное влияние оказывает политическая и экономическая среда. Чем больше экономическая деятельность в стране регулируется и ограничивается, тем выше авторитет и власть должностных лиц в принятии решений и тем больше вероятность коррупции, поскольку отдельные лица готовы платить или предлагают оплату, чтобы избежать ограничений. Большой потенциал для коррупции особенно велик там, где должностным лицам в соответствии с регулированием предоставлена возможность принимать решения на основе усмотрения.

На уровень коррупции также влияет денежно-кредитная политика. Государства, в которых хорошо регулируется финансовый сектор, не так много неформальной экономики или черного рынка, также менее коррумпированы. В странах с более высокой экономической и политической свободой меньше коррупции.

Уровень эффективности государственного управления определяет степень, в которой коррупция может найти плодородную почву и дать ростки. Такая эффективность определяется качеством нормативных актов и разрешений, поскольку неэффективные и нечеткие нормативные акты способствуют повышению уровня коррупции по крайней мере двумя различными способами:

Искусственно созданная монополия власти, которая позволяет государственным служащим получать взятки, основана на их превосходящем положении и встроена в систему.

Ответ на вопрос о том, как бороться с коррупцией, не однозначен; некоторые страны добились больших успехов в борьбе с ней за относительно короткое время (Сингапур, Эстония и Грузия), а некоторые борются в течение длительного времени (самый известный пример - Италия). Первое условие - в любом случае обеспечить свободу (личную свободу, экономическую свободу, свободу слова, свободу прессы и т.д.) и демократию, а затем образование и осведомленность людей. Однако на данный момент речь идет не о внедрении демократии западного типа, какой ее знает наша культура, поскольку часто доказывалось, что, особенно с помощью армии, было причинено больше вреда, чем пользы. Необходимо начать использовать передовой опыт стран, которые похожи друг на друга (религия, привычки, традиции, этика и мораль) и которые имеют общую историю.

Список литературы

  1. C., С. Сулакшин Доктрина государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике в Российской Федерации (макет-проект) / C. С. Сулакшин. - М.: Научный эксперт, 2018. - 219 c.
  2. Александр, Чашин Коррупция в России / Чашин Александр. - М.: Дело и сервис (ДиС), 2020. - 920 c.
  3. Артемьев, А. Б. Антропология коррупции / А.Б. Артемьев. - М.: Издательство юридического института (Санкт-Петербург), 2019. - 272 c.
  4. Борьба с ветряными мельницами? Социально-антропологический подход к исследованию коррупции. - М.: Алетейя, 2019. - 236 c.
  5. Братановский, С. Н. Административно-правовые аспекты борьбы с коррупцией в системе исполнительной власти в РФ / С.Н. Братановский, М.Ф. Зеленов. - М.: Проспект, 2020. - 256 c.
  6. Глазкова, Л. В. Государственный чиновник. История коррупции в России: моногр. / Л.В. Глазкова. - М.: Проспект, 2021. - 112 c.
  7. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. В 2 томах. Том 2. - М.: Научный эксперт, 2018. - 305 c.
  8. Кирпичников, А. И. Взятка и коррупция в России / А.И. Кирпичников. - М.: Альфа, 2019. - 350 c.
  9. Киселев, И. А. Грязные деньги. Уголовная ответственность за отмывание преступных доходов и ее применение в борьбе с преступностью и коррупцией: моногр. / И.А. Киселев. - М.: Юриспруденция, 2021. - 152 c.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее