КРИПТОВАЛЮТА И КОРРУПЦИЯ: ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ

КРИПТОВАЛЮТА И КОРРУПЦИЯ: ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ

Авторы публикации

Рубрика

Экономическая безопасность

Просмотры

221

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 17 (218), Апрель ‘25

Поделиться

Борьба с коррупцией в Российской Федерации котируется как одна из ключевых задач для обеспечения национальной безопасности и целостности государства. К большому сожалению, эпоха мировой цифровизации ознаменовала собой новую ветвь для коррупционной деятельности в разнообразных областях и на самых различных эшелонах власти.
Особенно актуальным объектом правонарушений в тематике коррупции за последнее десятилетие начала фигурировать такая область, как криптовалюта. Законодательство РФ, наряду с международным сообществом, столкнулось со спектром значительных проблем, связанных с глобальным внедрением цифровых технологий. Применение цифровых технологий в различных сферах стало определением такого термина, как digital-инструменты. С их помощью были разработаны новшества в сфере программного обеспечения, онлайн-платформ, облачных сервисов и многих других.
Благодаря виртуальным финансовым активам, цифровизации денежных суррогатов, а также повсеместному использованию безналичных расчетов, количество операций с наличными платежными инструментами с каждым годом сокращается как на микро-, так и на макроуровнях.

Феномен криптовалюты и цифровых инструментов прежде всего обусловлен технологией системы блокчейн, в механизме которой заложен метод криптографии. С её помощью отсутствует какая-либо возможность взлома системы с участием третьих лиц. Дополнительным фактором успеха криптовалютных преступлений является отсутствие государственного эмитента, то есть Банка России. 

Ввиду того что юридический статус криптовалюты в Российской Федерации всё ещё остаётся неопределённым, степень правонарушений с криптовалютами значительно прогрессирует. В силу специфики главной проблемой для государственных силовых структур и органов безопасности остаётся проблема идентификации злоумышленников, так как личность отправителя денежных средств посредством операций и транзакций с криптовалютой практически невозможно установить. Злоумышленники активно применяют блокчейн-технологию для организации и финансирования преступлений, торговли в теневом секторе незаконными товарами и услугами, монетизации вредоносных хакерских атак и отмыванию денежных средств, происхождение которых выходит за рамки законодательства. В этом контексте важно, чтобы законодательство адаптировалось к современным реалиям, позволяя более эффективно контролировать и пресекать коррупционные проявления в сфере криптовалюты и цифровых активов. 

Большинство экспертов в области законодательства по данной тематике придерживаются позиции о необходимости оценивания криптовалюты как предмета подкупа в коммерческом характере, то есть приравнивая её к взятке с фиатными денежными средствами, например. Также сторонники данной позиции настаивают на том, что объектом преступления в потенциальных уголовных делах фигурировала только цифровая валюта, вне зависимости от законодательной составляющей, а также контроля за выпуском и обращением. Согласно статистическому отчёту МВД Российской Федерации, за 2024 год было зафиксировано более полутора миллионов нарушений законодательства с применением технологий ИТ.

Следственный комитет РФ аналогично настаивает на признании криптовалюты имуществом. В марте 2025 года Александр Бастрыкин — глава СКР, рассказал, что у правительства на рассмотрение находится проект закона, который определит возможность изъятия и порядок конфискации криптовалютных активов, что позволит им фигурировать вещественным доказательством преступных деяний. 15 апреля 2025 года стало известно, что в Уголовном Кодексе будет введено понятие криптовалюты. Статистика, приведённая всё тем же Следственным комитетом РФ, гласит, что за 2024 год было расследовано порядка 25 тысяч преступлений, в основе которых были применены цифровые технологии. Это составило примерно на 10% больше, чем за предыдущий 2023 год. 

Государственные органы не могут выходить за рамки правового поля в силу ограниченности законодательства, в то время как цифровая киберпреступность и коррупция действуют исключительно в данном секторе. Дополнительной сложностью служит и тот факт, что любая криптовалюта обладает возможностью моментально преобразования в фиатные деньги любого Центробанка. Это создает удобные условия для коррупционных манипуляций с использованием виртуальных валют. Невозможность правового регулирования усложняет определение юридической природы объекта преступного воздействия и его стоимости по отношению к рублю. Такой фактор значительно затрудняет процесс правового анализа неправомерных действий.

В результате правонарушитель может избежать ответственности из-за юридических нюансов или получить наказание, не соответствующее степени социальной и экономической опасности своего поступка, а также характеристикам личности виновного. 

На практике правоприменения наблюдается настоятельная необходимость в устранении существующих пробелов законодательной базы, что позволит эффективно противодействовать коррупционной деятельности с применением криптовалюты. Вероятнее всего, устранение вышеупомянутых пробелов будет ознаменовано редакционными изменениями в Уголовном кодексе, а если быть точнее, — изменениями в статьях 204 и 290 УК РФ. Данные статьи описывают разновидности коррупционных деяний. На текущий момент под их категорию попадают: денежные средства, акции и облигации, движимое и недвижимое имущество и также многое другое. Включение в указанный выше реестр криптовалют и иных цифровых активов позволит законодательству значительно расширить рамки ответственности за преступления такого рода. 

Ряд экспертов в области права выражает вполне разумные сомнения, касающиеся возможности квалификации цифровых валют как объектов взяточничества и других коррупционных действий. От лица вышесказанной группы по вопросам правового регулирования криптовалют, цифровых активов, платформ, а также всего, в чём заложен механизм блокчейна, не раз высказывался специалист в данной области — Ермолович Я.Н. По его мнению, отсутствие правового и легального статуса для криптовалют и других цифровых платформ делает невозможным учитывать их статус как объекта правонарушения, то есть взятки или подкупа. Эксперты наряду с юристами всё ещё ведут дискуссии по вопросу правотворчества криптовалют, особенно в сфере коррупции и киберпреступности. Однако есть единое понимание, что концом всех споров и дискуссий послужат исключительно соответствующие изменения и редакции в ГК РФ. 

В 2019 году Пленум Верховного Суда РФ дополнил сферу того, что может котироваться по закону как предмет преступной легализации. Благодаря новой редакции Постановления N 32 была скорректирована и изменена степень восприятия законодательной ответственности по кейсам, в основе которых зафиксирован факт отмывания денежных средств, а также реализации незаконного имущества. В новой редакции было доработано определение термина «денежные средства». Теперь вместо привычных фиатных денежных средств под этим термином понимаются и цифровые платёжные инструменты. 

Помимо этого, в редакции Постановления, аналогично изменениям, был отредактирован и первый пункт. Исходя из изменений в статье 174 УК РФ, интерпретация объекта, который является преступным посягательством, стала более обширной. Отныне судебная система должна сертифицировать любые финансовые активы, происхождение которых происходит через операции с криптовалютами, как предмет преступления. Проще говоря, при осуществлении противозаконных действий криптовалюта и цифровые активы официально будут квалифицироваться как предмет преступления. 

Таким образом, была разъяснена специфика квалификации коррупционных деяний с криптовалютами и цифровыми активами. Правотворчество будет осуществляться с учётом имущественных прав, в виде объекта подкупа, взятки и иных коррупционных деяний. У уполномоченных лиц с этого момента будет возможность взыскивать по противоправным или долговым обязательствам. 

В пунктах 9 и 10 данного Постановления коррупционные преступления с использованием криптовалют и цифровых активов учитываются статьями 204, 204.1, 204.2, 290, 291, 291.1 УК РФ. Под их описание попадает незаконная передача электронных денежных средств, электронных криптокошельков и других цифровых активов.

Впрочем, несмотря на все положительные нововведения Пленума Верховного Суда РФ в области устранения коррупции с участием криптовалюты, ключевым законодательным актом, вносящим наиболее целостную ясность в эту сферу, является Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 N 259-ФЗ. 

Согласно данному законодательству, криптовалюта должна оцениваться как один из видов цифровых финансовых активов. Ответственность за её использование возлагается на администратора конкретной цифровой платформы, где она будет размещаться и торговаться; у администратора также есть обязательства перед пользователями криптоплатформы. Цифровые активы также представляют собой средства платежа или носят инвестиционный характер, функциональная деятельность которых базируется за пределами государственных и мировых финансовых систем. Оборот криптовалюты регламентируется определёнными нормами и стандартами, контроль за которыми возложен на регулятор. Функционал самой криптовалюты по своей сути ограничен диапазоном отдельной экосистемы. 

В пункте 3 статьи 1 данного акта был определён термин «электронная валюта». Закон описывает электронную валюту как некий набор цифровых данных, в основе которых заложен определённый код. Также подчёркивается, что хранение осуществляется только в электронных системах. Электронная валюта может выступать в роли средства платежа или носить инвестиционную направленность. Одновременно с этим валюта такого рода не связана с валютой Банка России или же с другими банкнотами иностранных государств. 

Тем не менее, тотального контроля на федеральном уровне в ближайшее время добиться вряд ли получится, так как криптовалюта — это прежде всего самостоятельная и независимая система, которая не подконтрольна международным запретам в виде санкций или мировым финансовым кризисам. Однако, справедливости ради, сейчас в России можно с полной уверенностью свидетельствовать о новом положительном курсе, ведь буквально 10 лет назад вектор отношения на государственном уровне к криптовалюте носил исключительно негативный характер. Особенно положительно это выявилось после событий Специальной военной операции, когда Минфин совместно с Центральным банком пришёл к мнению, что возможность легализации трансграничных расчётов в криптовалюте станет оптимальным вариантом с учётом западных санкций. Более того, уже в 2023 году Банк России анонсировал главные направления в области финансов и экономики до 2026 года, где криптовалюта получила приоритетный характер. В Министерстве финансов, в свою очередь, в 2024 году приняли решение легализовать торговлю криптовалютой на биржах, но пока только для определённого круга инвесторов.

Изучая научные материалы по праву в области криптовалюты, судебную практику, официальную позицию Пленума Верховного Суда РФ и главное — ФЗ о цифровых финансовых активах, можно сделать вывод о росте коррупции и киберпреступности с использованием криптовалюты и цифровых активов. Мировые эксперты предсказывают, что без повсеместного законодательного регулирования криптовалюты и цифровых активов объём криминогенных ситуаций с их использованием будет только возрастать.

Список литературы

  1. Ермолович Я. Н. О коррупционных и должностных преступлениях должностных лиц и сотрудников // Обороннопромышленный комплекс: вопросы права. 2020
  2. Лопашенко Н. А. Преступления против собственности: авторский курс: монография
  3. Перов В. А. Криптовалют как объект гражданского права // Гражданское право. 2017. №5. C. 7
  4. Информация Банка России от 27.01.2014 «Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, Биткойн» // Вестник Банка России. 2014. 5 февр.
  5. Федеральный закон от 31.07.2020 №259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2020. 6 авг.
  6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.07.2019 №32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» // Российская газета. 2015. 13 июля
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее