Современный мир насыщен информацией и все больше ускоряется, вовлекая в этот процесс и детей. В итоге часто духовное и творческое развитие отходит на второй план. Меж тем для гармоничного развития личности музыкально-эстетическое воспитание представляет высокую важность. В связи с этим в дошкольном возрасте, на начальном этапе развития музыкального восприятия, ребенку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир ее сложных образов.
Занятия музыкой - это мощное средство развития эстетического восприятия, эмоционально-волевой сферы ребенка. Особо значимым оно становится в дошкольном возрасте, когда дети обладают особой звукочувствительностью и эмоциональностью. Рассматривая основы воспитания и обучения дошкольников нельзя рассматривать отдельно от характеристики возрастных особенностей.
Содержание, формы, методы обучения и воспитания должны избираться в соответствии с физиологическим, познавательным, психоэмоциональным развитием детей представленной возрастной группы. Развитие, воспитание и обучение тесно взаимосвязаны и выступают как звенья единого процесса.
Дошкольное детство является важным периодом развития ребенка, в течение которого интенсивно развиваются все психические функции, происходит развитие потенциальных возможностей и способностей личности. Это придает особое значение дошкольному возрасту и образованию на этом этапе жизни, задача которой заключается в создании базы для полноценной жизнедеятельности ребенка, его самореализации, способности к творческому самовыражению в течение всего последующего бытия.
Развитие творческих способностей возможно в любом возрасте, однако сенситивным периодом для этого ученые (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и другие) считают дошкольное детство благодаря развитию определенных психических функций (воображения, восприятия, мышления и др.) и объясняют чувствительность психики быстрым ростом и «созреванием» мозга ребенка в этот период.
Дошкольники воспринимают музыку с большой трудностью. Это связано со спецификой музыкального художественного образа и с возрастными особенностями дошкольника. Детям-дошкольникам с неустойчивым вниманием и малым по объёму запоминанием трудно воспринять и понять развивающийся во времени музыкальный образ. Им необходима помощь для того чтобы окунуться в мир музыки, услышать её и понять. В дошкольном возрасте многие музыкальные впечатления ребёнок получает не столько от самой музыки, сколько от эмоциональной реакции близких - матери, отца, бабушки, дедушки и других. В итоге процесс обучения музыкальному восприятию должен сопровождаться качественным контактом, заинтересовывать ребенка и вовлекать его.
Музыкальное восприятие направлено на развитие у детей понимания музыкального образа произведений, адекватного эмоционально-личностного отношения к ним и способности их воспроизведения в собственной музыкально-практической деятельности. Однако возможности формирования восприятия музыки могут быть реализованы полностью только в условиях специально организованного музыкально-эстетического обучения и воспитания, учитывающего все особенности возраста и способностей к обучению. Чем богаче чувственный опыт ребенка, чем глубже его эмоции и чувства, тем ярче образы воображения и острее желание воссоздать свои впечатления в творческой деятельности.
Исходя из вышесказанного, возрастными особенностями восприятия детей дошкольного возраста являются: способность к эмоциональной чувствительности, умение «входить» в воображаемую ситуацию, переживать и эмоционально откликаться на красоту в жизни и искусстве, эмоциональная искренность, наглядно - образное мышление, познавательная активность, склонность к творческой деятельности.
По мнению Н.А. Ветлугиной, музыка для ребенка-мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит своей воспитательной функции.
Необходимо использовать разнообразные формы организации музыкальной деятельности детей. Музыка должна прослушиваться в спокойной, тихой обстановке. Ребенку необходима музыкальная среда. Также музыку можно использовать в качестве фона для рисования, лепки или другой деятельности. При неоднократном воспроизведении музыки, у ребенка появляются изменения. Он более сконцентрирован, улучшается произвольная память, более глубокие и содержательные высказывания детей о музыке.
В результате музыкального воздействия у ребенка улучшаются познавательные процессы, формируется эмоционально-волевая сфера. Музыка способствует получению положительных эмоций и чувств, что способствует гармоничному развитию личности. Развивая ребенка эстетически, необходимо всячески поддерживать пусть еще незначительные творческие проявления, которые активизируют восприятие, будят фантазию и воображение.
Список литературы
- Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – М.: Искусство, 1986. – 516 с.
- Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. - Ростов-на-Дону.: 2008.
- Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. В. Медушевский. – М.: Музыка, 1976. – 254 с.
- Медушевский B.B. О содержании понятия «адекватное восприятие» // Восприятие музыки: сб. ст. / ред.-сост. В.Н. Максимов. – М.: Музыка, 1980. – С. 141-156.
- Методика музыкального воспитания в детском саду. Учебное пособие, под ред. Н. А. Ветлугиной, М.: 1953.
- Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. – М. : Музыка, 1972. – 384 с.
- Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников / М. С. Осеннева, Л. А. Безбородова. – М., ACADEMA 2001. – 367 с.
- Якобсон П. М. Психология художественного восприятия / П.М. Якобсон. – М.: Издательство «Искусство»; 1964. – 85 с.
- Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – Москва : Академия, 1996. – 496 с.
- Радынова О. П., Комиссарова Л. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений / О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова. – Дубна: Феникс+, 2011. – 352 с.