Проблемой исследования отношений привязанности занимались Дж. Боулби, К.Х. Бриш, С. Хейзан, Ф. Шейвер, М. Эйнсворт и др. Среди отечественных психологов данную тему изучали Н.Н. Авдеева, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др. Изучением особенностей эмоциональной привязанности детей-сирот занимались Т.В. Авакян, Г.В. Бурменская, Е.В. Куфтяк, Н.В. Сабельникова и др. Особенности формирования опыта надежной привязанности детей-сирот в условия организованного обучения и воспитания представлены в работах С.А. Станибула, А.В. Чепелевская, Н.А. Халимова и др.
Проведенный теоретический анализ показал, что проблемы психологии привязанности достаточно разработаны в современной мировой психологии, однако отечественный опыт исследований в этой области не очень большой. Остаются недостаточно изученными отношения привязанности детей-сирот в условия среднего профессионального образования, в частности формирования надежных отношений привязанности детей-сирот.
Цель, проведенного нами исследования, заключалась в выявлении особенностей эмоциональной привязанности детей-сирот юношеского возраста к педагогам и сверстникам в условиях среднего профессионального образования.
В основу исследования положена гипотеза о том, что эмоциональная привязанность детей-сирот к педагогам и сверстникам имеет качественное своеобразие.
Эмпирические методы исследования представлены в виде анкетирования и тестирования. Были использованы следующие диагностические методики: опросник привязанности к близким людям (Н.В. Сабельникова, Д.В. Каширский), опросник мотивации достижения успеха и избегания неудач (А.А. Реан), методика «Определение уровня тревожности» (Г.В. Резапкина), методика диагностики «помех» (барьеров) в установлении эмоциональных контактов (В.В. Бойко), методика «Мотивация аффилиации» А. Мехрабиана. Далее анализ полученных результатов проводился путем статистической обработки, где использовались сравнительный (t-критерий Стьюдента для независимых выборок, U-критерий Манна-Уитни для независимых выборок) и корреляционный (по Спирмену для определения наличия связей у детей-сирот между шкалами) анализы данных. Эмпирическое исследование проводилось на базе КГБПОУ «ААГ» (г. Барнаул). Выборку составили студенты (N = 100) в возрасте от 16 до 21 года (M=17,69), среди них детей-сирот – 50 чел. (50%), детей из полных семей – 50 чел. (50%).
Представим результаты проведенного исследования. В табл. 1 представлена оценка нормальности распределения по критерию Колмогорова-Смирнова.
Таблица 1. Оценка нормальности распределения детей-сирот и детей из полных семей (критерий Колмогорова-Смирнова)
Шкала |
Выборка |
Z |
p |
Беспокойство (Н.В. Сабельникова, Д.В. Каширский) |
Дети-сироты |
0,088 |
0,200* |
Дети из полных семей |
0,102 |
0,200* |
|
Избегание (Н.В. Сабельникова, Д.В. Каширский) |
Дети-сироты |
0,085 |
0,200* |
Дети из полных семей |
0,056 |
0,200* |
|
Уровень тревожности (Г.В. Резапкина) |
Дети-сироты |
0,144 |
0,011 |
Дети из полных семей |
0,140 |
0,016 |
|
Эмоциональная эффективность (В.В. Бойко) |
Дети-сироты |
0,162 |
0,002 |
Дети из полных семей |
0,173 |
0,001 |
|
Неумение управлять эмоциями, дозировать их (В.В. Бойко) |
Дети-сироты |
0,274 |
0,000 |
Дети из полных семей |
0,247 |
0,000 |
|
Неадекватное проявление эмоций (В.В. Бойко) |
Дети-сироты |
0,209 |
0,000 |
Дети из полных семей |
0,246 |
0,000 |
|
Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций (В.В. Бойко) |
Дети-сироты |
0,184 |
0,000 |
Дети из полных семей |
0,180 |
0,000 |
|
Доминирование негативных эмоций (В.В. Бойко) |
Дети-сироты |
0,196 |
0,000 |
Дети из полных семей |
0,204 |
0,000 |
|
Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе (В.В. Бойко) |
Дети-сироты |
0,251 |
0,000 |
Дети из полных семей |
0,182 |
0,000 |
|
Мотивация успеха и боязни неудач (А.А. Реан) |
Дети-сироты |
0,130 |
0,033 |
Дети из полных семей |
0,121 |
0,065* |
Продолжение таблицы 1
Шкала |
Выборка |
Z |
p |
Шкала стремление к людям (А. Мехрабиан) |
Дети-сироты |
0,087 |
0,200* |
Дети из полных семей |
0,117 |
0,084* |
|
Боязнь быть отвергнутым (А. Мехрабиан) |
Дети-сироты |
0,100 |
0,200* |
|
Дети из полных семей |
0,133 |
0,026 |
Условные обозначения. Z – статистика Колмогорова-Смирнова, p – уровень значимости, * – нормальное распределение.
По табл. 1 видно, что распределения по шкалам: беспокойство, избегание (Н.В. Сабельникова, Д.В. Каширский), стремление к людям (А. Мехрабиан) в выборке студентов, подчинено закону нормального распределения. Поэтому для соответствующего сопоставления был использован критерий Стьюдента для независимых выборок, а во всех других случаях – непараметрический критерий Манна-Уитни (табл. 2).
Таблица 2. Сравнение особенностей привязанности у детей-сирот и детей из полных семей
Шкала |
Выборка |
М |
Критерий |
Статистика |
p |
Беспокойство (Н.В. Сабельникова, Д.В. Каширский) |
Дети-сироты |
55,76 |
Критерий Стьюдента |
0,434 |
0,666 |
Дети из полных семей |
54,08 |
||||
Избегание (Н.В. Сабельникова, Д.В. Каширский) |
Дети-сироты |
66,34 |
Критерий Стьюдента |
2,104 |
0,038* |
Дети из полных семей |
57,62 |
||||
Уровень тревожности (Г.В. Резапкина) |
Дети-сироты |
7,16 |
Критерий Манна-Уитни |
939,5 |
0,032* |
Дети из полных семей |
5,30 |
||||
Эмоциональная эффективность (В.В. Бойко) |
Дети-сироты |
11,16 |
Критерий Манна-Уитни |
942,0 |
0,033* |
Дети из полных семей |
9,02 |
||||
Неумение управлять эмоциями, дозировать их (В.В. Бойко) |
Дети-сироты |
2,32 |
Критерий Манна-Уитни |
929,5 |
0,019* |
Дети из полных семей |
1,88 |
Продолжение таблицы 2
Шкала |
Выборка |
М |
Критерий |
Статистика |
p |
Неадекватное проявление эмоций (В.В. Бойко) |
Дети-сироты |
2,26 |
Критерий Манна-Уитни |
1204,0 |
0,742 |
Дети из полных семей |
2,30 |
||||
Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций (В.В. Бойко) |
Дети-сироты |
2,46 |
Критерий Манна-Уитни |
969,5 |
0,046* |
Дети из полных семей |
1,96 |
||||
Доминирование негативных эмоций (В.В. Бойко) |
Дети-сироты |
2,26 |
Критерий Манна-Уитни |
933,0 |
0,024* |
Дети из полных семей |
1,62 |
||||
Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе (В.В. Бойко) |
Дети-сироты |
1,86 |
Критерий Манна-Уитни |
968,5 |
0,045* |
Дети из полных семей |
1,26 |
||||
Мотивация успеха и боязни неудач (А.А. Реан) |
Дети-сироты |
12,92 |
Критерий Манна-Уитни |
994,0 |
0,076 |
Дети из полных семей |
13,96 |
||||
Стремление к людям (А. Мехрабиан) |
Дети-сироты |
116,98 |
Критерий Стьюдента |
-0,521 |
0,604 |
Дети из полных семей |
118,60 |
||||
Боязнь быть отвергнутым (А. Мехрабиан) |
Дети-сироты |
128,96 |
Критерий Манна-Уитни
|
826,5 |
0,003** |
Дети из полных семей |
123,96 |
Условные обозначения. p – уровень значимости, * – значимые различия на уровне 0,05; ** - значимые различия на уровне 0,01.
По табл. 2 видно, что значимые различия между сравниваемыми выборками выявлены по шкале «Избегание» методики «Опыт близких отношений» (Н.В. Сабельникова, Д.В. Каширский). Полученный результат, вероятно, связан с тем, что у студентов категории «дети-сироты» есть опыт родительской депривации, в связи с чем у них происходит утрата базового доверия к миру, эмоционального контакта с близкими и значимыми людьми. В процессе получения среднего профессионального образования дети-сироты по отношению к сверстникам, а также к педагогам (патронатный воспитатель, социальный педагог, психолог или преподаватель) испытывают недоверие и недоброжелательность, в связи с чем стараются создавать стены между собой и другими. А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых отмечали, что дети-сироты менее направлены на других людей, в меньшей степени заинтересованы в качестве контакта с другим человеком, не стремятся к пониманию внутреннего мира другого, устают от взаимодействия с окружающими [1].
Между группами студентов «дети-сироты» и «дети из полных семей» установлены статистически значимые различия по шкале тревожности Г.В. Резапкиной. Полученный результат, возможно, связан с тем, что у сирот присутствует недостаток включения близкого человека в мир его переживаний, отсутствие активного воздействия на эмоциональную сферу, отсутствие положительного опыта, что препятствует созданию психологически комфортной атмосферы обучения. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него значимые люди, сироты испытывают беспокойство, которое легко перерастает в тревожность.
По шкалам «Эмоциональная эффективность», «Неумение управлять эмоциями, дозировать их», «Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций», «Доминирование негативных эмоций», «Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе» также имеются статически значимые различия: показатели по этим шкалам выше у детей-сирот. У данной категории респондентов имеется опыт травматических отношений, когда их потребности в необходимой мере не удовлетворялись, чувства игнорировались, в связи с чем они активно применяют разные защитные механизмы, которые помогают приспосабливаться к нелегкой жизни. Эмоциональные барьеры, которые испытывают сироты заключаются в страхе, гневе, страдании в отношениях со значимыми людьми.
Студенты-сироты имеют также более выраженные показатели по шкале «Боязнь быть отвергнутыми». Полученный результат может быть связан с тем, что дети-сироты знакомы с потерями и недостаточным эмоциональным откликом, в связи с чем верят, что их могут отвергнуть. В профессиональном образовании значимыми людьми у сирот становятся сверстники и педагоги, они проецируют родительские фигуры на значимых людей, в связи с чем и происходит боязнь быть отвергнутыми. Отношения часто носят агрессивный или зависимый характер, используются неадекватные формы для взаимодействия с окружающими [1].
В табл. 3 представлены результаты корреляционного анализа по Спирмену в группе студентов категории детей-сирот, так как распределение в этой группе отличается от нормального.
Таблица 3. Корреляционные связи в группе студентов категории детей-сирот между привязанностью и ее составляющими
|
Избегание |
Беспокойство |
Уровень тревожности Г.В. Резапкина) |
0,716*** р=0,001 |
0,788*** р=0,001 |
Эмоциональная эффективность (В.В. Бойко) |
0,679*** р=0,001 |
0,600*** р=0,001 |
Неумение управлять эмоциями, дозировать их (В.В. Бойко) |
0,458*** р=0,001 |
0,444*** р=0,001 |
Неадекватное проявление эмоций (В.В. Бойко) |
0,404** р=0,004 |
0,374** р=0,008 |
Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций (В.В. Бойко) |
0,575** р=0,001 |
0,506*** Р=0,001 |
Доминирование негативных эмоций (В.В. Бойко) |
0,571*** р=0,001 |
0,516*** p=0,001 |
Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе (В.В. Бойко) |
0,486*** р=0,001 |
0,390** p=0,005 |
Мотивация успеха и боязни неудач (А.А. Реан) |
-0,379** р=0,007 |
-0,340* р=0,016 |
Условные обозначения. * корреляция значима на уровне 0,05, ** корреляция значима на уровне 0,01, *** корреляция значима на уровне 0,001.
Из табл. 3 видно, что избегание близких отношений и беспокойство по поводу потери объекта привязанности позитивно связаны с эмоциональной эффективностью личности. Чем больше дети-сироты не уверены в отношениях со значимыми людьми, тем больше они проявляют эмоции, мешающие эффективности их деятельности и поведения. Дети-сироты, испытывающие дискомфорт, сильнее переживают при психологическом сближении со значимыми другими, тем самым у них проявляются эмоции, которые мешают устанавливать контакты с людьми.
Согласно T. Lahousen, лица с избегающим типом привязанности воспринимают социальные контакты как потенциально опасные и, следовательно, предпочитают избегать их [3]. А.M. Groh считает, что ненадежная привязанность связана с более низкой социальной компетентностью со сверстниками [2].
Установлена статистически значимая положительная корреляционная зависимость избегания близких отношений и страха потерять объект привязанности с уровнем тревожности студентов-сирот. Близкие отношения данной категории испытуемых нередко вызывают внутренний конфликт: с одной стороны, они хотят близких отношений, стремятся к ним, боятся отвержения, с другой стороны, испытывают страх отвержения, чувствуют опасность. Полученный результат подтверждается в исследованиях А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых, которые отмечают, что дети-сироты одновременно испытывают тревогу и враждебность по отношению к взрослым: с одной стороны, беспокойство о том, является ли он нужным, значимым для взрослого, любят ли его; с другой, неприятие взрослого, подозрительность и злобность в контакте, амбивалентное поведение [1]. D.Stein отмечал, что избегание становится основной стратегией совладания с тревогой, при этом оно может использоваться даже внутри тревожащей ситуации [4].
Выявлены статистически значимые отрицательные корреляции между мотивацией достижения с показателями избегания и беспокойства. Так, по мнению D. Stein, постоянное избегание приводит к снижению учебной, профессиональной деятельности [4].
Проведенное исследование позволяет сделать вывод об особенностях эмоциональной привязанности детей-сирот на юношеской стадии онтогенеза, и о связи привязанности этих детей с тревожностью, эмоциональными помехами в установлении отношений, мотивацией успеха и боязни неудач. Таким образом, исследование позволило расширить психологические представления об особенностях эмоциональной привязанности детей-сирот – студентов средних профессиональных учебных заведений.
Список литературы
- Прихожан, А.М. Психология сиротства /А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – СПБ: Питер, 2007. – 416 с.
- Groh, A M. The Significance of Insecure and Disorganized Attachment for Children’s Internalizing Symptoms: A Meta-Analytic Study. 195. / A. M. Groh, [et. al] // Child Development. – 2012. – V. 88. – 2.
- Lahousen, T. Psychology of Attachment and Trauma—Some General Remarks from a Clinical Perspective / T. Lahousen, H. F. Unterrainer, H.-P. Kapfhammer // Front. Psychiatry. – 2019.
- Stein, D. The cross-national of social anxiety disorder: Data from the World Mental Health Survey Initiative / D. Stein, C.C. Lim, A. Roest, et. Al. // BMC Med. - 2017. – Vol. 15. ISS. 1(143).