Эмоциональная привязанность детей-сирот в условиях получения среднего профессионального образования

Эмоциональная привязанность детей-сирот в условиях получения среднего профессионального образования

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

3

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 36 (81), сентябрь ‘22

Дата публикации 02.09.2022

Поделиться

В статье рассматриваются данные отечественных и зарубежных исследований, посвященных проблеме эмоциональной привязанности детей-сирот в условиях среднего профессионального образования.

В определении понятия «привязанность» как психологического феномена до сих пор нет однозначности. Наряду с термином «привязанность» в научной литературе встречаются такие, как: «зависимость», «любовь», «аддикция», «влечение», «симпатия», «импринтинг», «аффилиация», «привычка», «преданность», «дружба», и прочее.

В середине XX века Дж. Боулби сформировал основные моменты теории привязанности [1]. По его мнению, привязанность – это инстинктивное поведение, основой которого является сохранение единства с объектом привязанности.

М. Эйнсворт выделяет три основных стиля привязанности ребенка к матери: надежный, тревожно-амбивалентный, тревожно-избегающий [7]. Позже М. Мэйн был выделен еще тревожно-дезорганизованный тип привязанности [11].

Лишь в конце 1980-х годов теория привязанности была распространена на отношения взрослых благодаря работам С. Хейзан и Ф. Шейвера. Исследователями было доказано, что подобные эмоциональные связи формируются также и в процессе близких взаимоотношений между взрослыми людьми и имеют те же особенности, что и привязанность ребенка к матери [9].

С. Хейзан и Ф. Шейвер эмпирическим путем обнаружили у взрослых стили привязанности, сходные с выделенными у младенцев надежным, тревожно-амбивалетным и избегающим стилями [10].

Впоследствии исследователи пришли к выводу о том, что конструкт привязанности более корректно рассматривать в виде двухфакторной модели, где стили привязанности образуются сочетанием степени беспокойства по поводу отношений привязанности и степени избегания отношений привязанности [8].

В отечественной психологии проведено исследование Н.В. Сабельниковой, Д.В. Каширским, Л.П. Щербининой по итогам которого надежность привязанности к маме в детстве выше у людей из полных семей [3].

Можно сделать вывод о том, что тип привязанности сохраняет свою значимость на протяжении всей жизни человека, в частности при восприятии и преодолении стрессовой ситуации.

С.А. Станибула выделяют нарушения привязанности, которые характерны для детей-сирот, в отличие от детей, воспитывающихся в семьях:

  • отсутствие признаков привязанности;
  • недеференцированность в проявлениях привязанности;
  • чрезмерное цепляние поведения по отношению к людям;
  • высокая степень ситуативной тревожности в малознакомой обстановке;
  • агрессивность в проявлении привязанности;
  • инверсия ролей при проявлении привязанности;
  • нарушения привязанности с болезненными влечениями; [4].

А.А. Реан отмечает, что дети-сирот почти всегда испытывают эмоциональную депривацию, то есть пребывают в длительном состоянии частичного блокирования, недостаточного удовлетворения потребности в эмоциональном тепле, заботе, сопереживании [2].

В процессе обучения в СПО у детей-сирот наблюдается: агрессивность, тревожность и нежелание подчиняться общепринятому режиму в СПО и общежитии [6].

Н.М. Халимова совместно с другими исследователями выделяются особенности детей-сирот при общении со сверстниками и педагогами в условиях СПО:

отсутствие коммуникативных навыков;

отсутствие умения строить отношения с окружающими;

эмоциональная неразвитость;

несформированность эмпатии;

деформация чувства собственного достоинства [5].

Таким образом, проанализировав отечественную и зарубежную литературу, можно прийти к выводу, что подавляющее большинство исследований посвящены преимущественно детскому возрасту, либо же взрослым людям и в меньшей степени затрагивают вопросы привязанности в юношеском возрасте. К сожалению, юноши, категории детей-сирот на сегодняшний момент все также остаются мало изученной категорией, мало работ фокусируется на исследовании юношеской привязанности и последствий при нарушениях ее формирования у студентов, получающих СПО.

Список литературы

  1. Авдеева, Н. Н. Теория привязанности: современные исследования и перспективы / Н. Н. Авдеева // Современная зарубежная психология. – 2017. – № 2. – С. 7-14.
  2. Реан, А. А. Ресоциация детей-сирот в профессиональном колледже / А. А. Реан // Научные исследования в образовании. – 2007. – С. 1-3.
  3. Сабельникова, Д. В. Привязанность, самоотношение и мотивация достижения в юношеском возрасте / Д. В. Сабельникова, Д. В. Каширский,Ползуновский вестник. – 2006. – № 3-2. – С. 206-212.
  4. .Станибула, С. А. Роль нарушений привязанности в развитии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / С. А. Станибула // Вестник Псковского государственного университета. – 2017. – № 5. – С. 76-80.
  5. Халимова, Н. М. Выявление проблемного поля по адаптации обучающихся-сирот в условиях среднего профессионального образования / Халимова, Е. А. Бабицкая, Л. А. Ворожцова [и др.] // Казанский педагогический университет. – 2016. – № 5 – С.1-4.
  6. Чепелевская, А. В. Эмоциональное состояние детей-сирот, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования / А. В. Чепелевская //Экономика и управление в XXI веке: наука и практика. – 2017. – № 4. – С. 353-357.
  7. Ainsworth, M. Patterns of Attachment. / M. Ainsworth, M. Blehar, NJ : Erlbaum, 1978. – P. 405.
  8. Bartholomew, K., Horowitz, L.M. Attachment styles among young adults: A test of a four-category model // Journal of Personality and Social Psychology. 1991 V. 61 P. 226–244., Fraley R.C., Shaver P.R. Adult romantic attachment: Theoretical developments, emerging controversies, and unanswered questions // Review of General Psychology. 2000 V. 4 P. 132–154.
  9. Burhmester, D. Need fulfillment, interpersonal competence, and the developmental context of early adolescent friendship. In W. M. Bukowski, A. F. Newcomb, & W. W. Hartup (Eds.) The company they keep: Friendship during childhood and adolescence (pp. 158-185). New York: Cambridge University Press. Windle, M. A. (1994). A study of friendship characteristics and problem solving behaviors among middle adolescents. Child Development, 65, P. 1764-1777.
  10. Hazan, C. Romantic love conceptualized as an attachment proces /
  11. Main, M. Discovery of an insecure disorganized / disoriented attachment pattern: procedures, findings and implications for the classification of behavior // Affective Development in Infancy / Eds. Brazelton T., Youngman M. Norwood / M. Main, J. Solomon NJ : Ablex, 1986.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее