РОЛЬ КОНКУРЕНТНЫХ ЗАКУПОК ДЛЯ ПУБЛИЧНЫХ НУЖД В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

РОЛЬ КОНКУРЕНТНЫХ ЗАКУПОК ДЛЯ ПУБЛИЧНЫХ НУЖД В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

2

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 38 (83), Сентябрь ‘22

Дата публикации 17.09.2022

Поделиться

В статье рассматривается степень влияния проведения конкурентных способов закупок, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, отдельных видов юридических лиц, на эконмическую ситуацию, определяется роль конкурентных закупок в современных экономических отношениях.

Так же в статье представлена информация, связанная с новыми изменениями и совершенствованием законодательства в сфере закупок, направленными на обеспечение эффективности и цифровизации процесса осуществления закупок [4], стабильности и унификации, единообразия процесса в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе. Новые изменения в законе предусматривают комплексное совершенствование положений Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»  (далее – Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ) [6] и Федерального закона №223–ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ) [5], что непосредственно влияет на суть системообразующего потенциала конкурентных закупок.

В статье представлена актуальная информация о нововведениях в законодательстве о контрактной системе, которые, несмотря на сложившуюся экономическую ситуацию, связанную с локдауном 2020 года, санкциями, веденными в отношении российских компаний в результате событий, происходящих в настоящее время на Украине, являются верным стимулом для восстановления экономики.

Принимая во внимание тот факт, что в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует понятие «публичных нужд» в данной статье под конкурентными  закупками для публичных нужд будем понимать закупки, проводимые публично, т. е. среди неопределенного круга потенциальных поставщиков, как правило на специальных электронных площадках (сайтах) в сети Интернет. К публичным закупкам отнесем государственные (муниципальные), «корпоративные» и иные публичные закупки.

В настоящее время сфера публичных закупок регулируется большим числом различных нормативных актов:

- Конституцией Российской Федерации;

- Кодексами Российской Федерации;

- Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ;

- Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ;

- иные Федеральные законы, регламентирующие отдельные принципы и сферы публичных закупок, например: Федеральный закон о государственном оборонном заказе № 275-ФЗ от 29.12.2012 года; Федеральный закон о защите конкуренции №135-ФЗ от 26.06.2007 и др.

- Постановлениями Правительства Российской Федерации;

- Распоряжениями Правительства Российской Федерации

- Приказами Федеральных органов исполнительной власти,

- иными нормативно-правовыми актами принятыми в соответствии с действующим законодательством на уровне субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Ключевыми документами в сфере закупочной деятельности являются два федеральных закона Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ и Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ. Одним из основных принципов, закреплённых в ключевых документах в сфере закупок, является принцип обеспечения конкуренции, т. е. создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, предоставление возможности любому заинтересованному лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать исполнителем [1]. Степень практической реализации принципа конкуренции можно увидеть  обратившись к статистическим данным, размещенным на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок. Так, по состоянию на 15 сентября 2022 года в рамках Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ было размещено от общего объема контрактов по всем способам определения поставщика 46,3% - способом электронного аукциона, 29,6% – открытый конкурс в электронной форме, 0.46% - конкурс с ограниченным участием в электронной форме, остальная доля закупок приходится на закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и иные способы закупок, предусмотренные федеральным законом №44-ФЗ. В рамках Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ от общего объема заключенных договоров по всем способам определения поставщика статистические данные представлены в следующем соотношении: конкурс – 16,3%, аукцион – 7,5%, запрос котировок – 2,7%, запрос предложений – 2,5%, иные конкурентные способы закупок – 27,4%, 43,7 – закупка у единственного поставщика [2].

С целью понимания системообразующего потенциала конкурентных закупок обратим внимание на объём конкурентных закупок на всех электронных площадках России за 2021 год. Таким образом, по данным, официально опубликованным пресс-службой федерального оператора электронных торгов «Росэлторг» (АО «Единая электронная торговая площадка») объем государственных и муниципальных закупок на всех электронных площадках России, осуществляемых в рамках  Федерального закон от 05.04.2013 №44-ФЗ за 2021 год увеличился на 10,3% относительно 2020-го и достиг 10,2 трлн рублей, объем корпоративных закупок, которые осуществляются в рамках Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ, размещенных на всех российских электронных торговых площадках за 2021 год, составил 10,2 трлн рублей, увеличившись на 20,1% в сравнении с 2020-м годом.

Из представленных выше данных мы видим, что государственное регулирование и существующая система института публичных торгов стимулирует повышение уровня конкурентоспособности экономики, стимулирует её инновационную  составляющую. Дальнейшее развитие системы закупок является одним из основных критериев развития внутренних экономических отношений.

Нововведение в законодательстве призвано упростить и ускорить процесс проведения закупок, а также сделать его более прозрачным. Одним из важных факторов такого развития является цифровая трансформация и внедрение современных цифровых технологий в закупочную систему. Таким образом с целью создание экосистемы цифровой экономики внутри Российской Федерации, повышения конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей экономики Российской Федерации, так и экономики в целом Распоряжением Правительства России от 28.07.2017 г. №1632-р была утверждена программ «Цифровая экономика Российской Федерации. Стандартизация и перевод всех закупок в электронную форму стал большим стимулом для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Цифровая трансформация и технологическая модернизация изменяют подходы к осуществлению закупочной деятельности, упрощают процедуру проведения конкурентных закупок и приводят к необходимости ежедневно решать текущие проблемные ситуации. Возникают новые требования к коммуникациям, информационным системам и сервисам. Увеличивается общая нагрузка на системы в связи с большим количеством пользователей в режиме онлайн. В целях информационного обеспечения проведения конкурентных процедур электронные системы постоянно модернизируются и обновляются [7].

Внедрением цифровых технологий в систему публичных торгов сыграло положительную роль на фоне закрытия границ, прекращения авиасообщения, карантинных мер, связанных с пандемией COVID-19. Кризис, вызванный пандемией COVID-19, принёс значительные изменения во многие сферы жизнедеятельности. Сфера публичных закупок не стала исключением: изменились условия функционирования, сформировались новые и обострились традиционные вызовы. Страны вынуждены были подстраиваться под сложившиеся условия и искать пути решения (зачастую нестандартные) возникающих трудностей. В некотором смысле текущий кризис возложил особую ответственность на систему закупок, поскольку от эффективности ее функционирования в чрезвычайных ситуациях напрямую зависят жизни людей, функционирование экономики в целом. Вместе с тем, пандемия COVID-19 стала дополнительным стимулом в процессе реформирования системы закупок. Новые вызовы рассматривались как возможность реальных и фундаментальных изменений, а сама реформа системы закупок – как катализатор совершенствования государственной политики и привлечения гражданского общества и других заинтересованных сторон. Кроме того, опыт проведения конкурентных торгов в условиях ограничительных мер в период пандемии оказал положительную роль для системы закупок, которой пришлось в 2022 году функционировать в условиях санкций.

В апреле 2022 года президент  РФ подписал Федеральный закон о поддержке при государственных закупках в условиях санкций  № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», он опубликован 16.04.2022 на портале правовой информации. Нововведения приняты как следствие введения экономических санкций в отношении РФ, которые затрудняют или делают невозможным исполнение требований ранее действовавших положений. Усиление мер поддержки поставщиков в условиях санкций затрагивают Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ  и Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ. Изменения разработаны с учетом специфики сделок. Основной целью «санкционных» нововведений в сфере публичных торгов является поиск баланса между интересами заказчиков и поставщиков. Так 07 июня 2022 года заместитель главы Минфина РФ Алексей Лавров в ходе интервью рассказал, что все предыдущие годы регуляторы принимали меры, направленные на повышение прозрачности сферы закупок, уровня конкуренции, снижение доли закупок у единственного поставщика и повышении доли закупок путём проведения конкурентных торгов, однако из-за санкций были приняты меры, направленные на закрытие информации о закупках, на их совершение неконкурентными способами, включая закупки у единственного поставщика. Все эти меры носят временный характер и направлены на упрощение взаимодействия заказчиков и поставщиков в условиях разрыва логистических и кооперационных цепочек, необходимости переориентации производителей. Также эти меры должны исключить случаи введения «вторичных» санкций в отношении поставщиков, работающих с заказчиками, подпавшими под санкции. При этом информация о закупках по-прежнему продолжает размещаться в ЕИС. Сейчас исключается только ее размещение на официальном сайте, где публикуется общедоступная информация. Она остается доступной для контрольных органов и аналитики в том же объеме, что и прежде[3].

В процессе проведенного исследования определена весомая роль конкурентных закупок для публичных нужд в современных экономических отношениях, приведены актуальные статистические данные, свидетельствующие об эффективности проведения конкурентных способов закупок с целью поддержания конкурентоспособности экономики как в целом так и на глобальном рынке. Динамика нововведений в законодательство о закупках свидетельствует о том, что базовое законодательство в сфере закупок в своей основе гибкое, автоматизация высоко продвинута, для дальнейшего развития института конкурентных торгов нужна лишь тонкая донастройка системы закупок.

Список литературы

  1. Гусейнли Имади Али Вугар оглы, Контрактная система закупок как институт гражданского права / Правовая парадигма. 2018. Том 17 №3. Страницы 108-112
  2. Интернет ресурс https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html
  3. Интернет ресурс https://www.interfax.ru/interview/845063
  4. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 28.07.2017 №1632-р // Председатель Правительства Рос. Федерации, 2017
  5. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ред. от 01.07.2021 №277-ФЗ) // Российская газета. – 22.07.2011. – № 159
  6. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфереюнсит закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 02.07.2021 №344-ФЗ, №351-ФЗ)// Собрание законодательства РФ. – 08.04.2013. – № 14. – Ст. 1652
  7. Холкина Наталья Александровна, Развитие цифровизации контрактной системы в сфере закупок / ФриБ. 2019. №2. Страницы 60-61.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее