Принимая во внимание тот факт, что в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует понятие «публичных нужд» в данной статье под конкурентными закупками для публичных нужд будем понимать закупки, проводимые публично, т. е. среди неопределенного круга потенциальных поставщиков, как правило на специальных электронных площадках (сайтах) в сети Интернет. К публичным закупкам отнесем государственные (муниципальные), «корпоративные» и иные публичные закупки.
В настоящее время сфера публичных закупок регулируется большим числом различных нормативных актов:
- Конституцией Российской Федерации;
- Кодексами Российской Федерации;
- Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ;
- Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ;
- иные Федеральные законы, регламентирующие отдельные принципы и сферы публичных закупок, например: Федеральный закон о государственном оборонном заказе № 275-ФЗ от 29.12.2012 года; Федеральный закон о защите конкуренции №135-ФЗ от 26.06.2007 и др.
- Постановлениями Правительства Российской Федерации;
- Распоряжениями Правительства Российской Федерации
- Приказами Федеральных органов исполнительной власти,
- иными нормативно-правовыми актами принятыми в соответствии с действующим законодательством на уровне субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
Ключевыми документами в сфере закупочной деятельности являются два федеральных закона Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ и Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ. Одним из основных принципов, закреплённых в ключевых документах в сфере закупок, является принцип обеспечения конкуренции, т. е. создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, предоставление возможности любому заинтересованному лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать исполнителем [1]. Степень практической реализации принципа конкуренции можно увидеть обратившись к статистическим данным, размещенным на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок. Так, по состоянию на 15 сентября 2022 года в рамках Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ было размещено от общего объема контрактов по всем способам определения поставщика 46,3% - способом электронного аукциона, 29,6% – открытый конкурс в электронной форме, 0.46% - конкурс с ограниченным участием в электронной форме, остальная доля закупок приходится на закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и иные способы закупок, предусмотренные федеральным законом №44-ФЗ. В рамках Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ от общего объема заключенных договоров по всем способам определения поставщика статистические данные представлены в следующем соотношении: конкурс – 16,3%, аукцион – 7,5%, запрос котировок – 2,7%, запрос предложений – 2,5%, иные конкурентные способы закупок – 27,4%, 43,7 – закупка у единственного поставщика [2].
С целью понимания системообразующего потенциала конкурентных закупок обратим внимание на объём конкурентных закупок на всех электронных площадках России за 2021 год. Таким образом, по данным, официально опубликованным пресс-службой федерального оператора электронных торгов «Росэлторг» (АО «Единая электронная торговая площадка») объем государственных и муниципальных закупок на всех электронных площадках России, осуществляемых в рамках Федерального закон от 05.04.2013 №44-ФЗ за 2021 год увеличился на 10,3% относительно 2020-го и достиг 10,2 трлн рублей, объем корпоративных закупок, которые осуществляются в рамках Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ, размещенных на всех российских электронных торговых площадках за 2021 год, составил 10,2 трлн рублей, увеличившись на 20,1% в сравнении с 2020-м годом.
Из представленных выше данных мы видим, что государственное регулирование и существующая система института публичных торгов стимулирует повышение уровня конкурентоспособности экономики, стимулирует её инновационную составляющую. Дальнейшее развитие системы закупок является одним из основных критериев развития внутренних экономических отношений.
Нововведение в законодательстве призвано упростить и ускорить процесс проведения закупок, а также сделать его более прозрачным. Одним из важных факторов такого развития является цифровая трансформация и внедрение современных цифровых технологий в закупочную систему. Таким образом с целью создание экосистемы цифровой экономики внутри Российской Федерации, повышения конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей экономики Российской Федерации, так и экономики в целом Распоряжением Правительства России от 28.07.2017 г. №1632-р была утверждена программ «Цифровая экономика Российской Федерации. Стандартизация и перевод всех закупок в электронную форму стал большим стимулом для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Цифровая трансформация и технологическая модернизация изменяют подходы к осуществлению закупочной деятельности, упрощают процедуру проведения конкурентных закупок и приводят к необходимости ежедневно решать текущие проблемные ситуации. Возникают новые требования к коммуникациям, информационным системам и сервисам. Увеличивается общая нагрузка на системы в связи с большим количеством пользователей в режиме онлайн. В целях информационного обеспечения проведения конкурентных процедур электронные системы постоянно модернизируются и обновляются [7].
Внедрением цифровых технологий в систему публичных торгов сыграло положительную роль на фоне закрытия границ, прекращения авиасообщения, карантинных мер, связанных с пандемией COVID-19. Кризис, вызванный пандемией COVID-19, принёс значительные изменения во многие сферы жизнедеятельности. Сфера публичных закупок не стала исключением: изменились условия функционирования, сформировались новые и обострились традиционные вызовы. Страны вынуждены были подстраиваться под сложившиеся условия и искать пути решения (зачастую нестандартные) возникающих трудностей. В некотором смысле текущий кризис возложил особую ответственность на систему закупок, поскольку от эффективности ее функционирования в чрезвычайных ситуациях напрямую зависят жизни людей, функционирование экономики в целом. Вместе с тем, пандемия COVID-19 стала дополнительным стимулом в процессе реформирования системы закупок. Новые вызовы рассматривались как возможность реальных и фундаментальных изменений, а сама реформа системы закупок – как катализатор совершенствования государственной политики и привлечения гражданского общества и других заинтересованных сторон. Кроме того, опыт проведения конкурентных торгов в условиях ограничительных мер в период пандемии оказал положительную роль для системы закупок, которой пришлось в 2022 году функционировать в условиях санкций.
В апреле 2022 года президент РФ подписал Федеральный закон о поддержке при государственных закупках в условиях санкций № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», он опубликован 16.04.2022 на портале правовой информации. Нововведения приняты как следствие введения экономических санкций в отношении РФ, которые затрудняют или делают невозможным исполнение требований ранее действовавших положений. Усиление мер поддержки поставщиков в условиях санкций затрагивают Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ и Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ. Изменения разработаны с учетом специфики сделок. Основной целью «санкционных» нововведений в сфере публичных торгов является поиск баланса между интересами заказчиков и поставщиков. Так 07 июня 2022 года заместитель главы Минфина РФ Алексей Лавров в ходе интервью рассказал, что все предыдущие годы регуляторы принимали меры, направленные на повышение прозрачности сферы закупок, уровня конкуренции, снижение доли закупок у единственного поставщика и повышении доли закупок путём проведения конкурентных торгов, однако из-за санкций были приняты меры, направленные на закрытие информации о закупках, на их совершение неконкурентными способами, включая закупки у единственного поставщика. Все эти меры носят временный характер и направлены на упрощение взаимодействия заказчиков и поставщиков в условиях разрыва логистических и кооперационных цепочек, необходимости переориентации производителей. Также эти меры должны исключить случаи введения «вторичных» санкций в отношении поставщиков, работающих с заказчиками, подпавшими под санкции. При этом информация о закупках по-прежнему продолжает размещаться в ЕИС. Сейчас исключается только ее размещение на официальном сайте, где публикуется общедоступная информация. Она остается доступной для контрольных органов и аналитики в том же объеме, что и прежде[3].
В процессе проведенного исследования определена весомая роль конкурентных закупок для публичных нужд в современных экономических отношениях, приведены актуальные статистические данные, свидетельствующие об эффективности проведения конкурентных способов закупок с целью поддержания конкурентоспособности экономики как в целом так и на глобальном рынке. Динамика нововведений в законодательство о закупках свидетельствует о том, что базовое законодательство в сфере закупок в своей основе гибкое, автоматизация высоко продвинута, для дальнейшего развития института конкурентных торгов нужна лишь тонкая донастройка системы закупок.
Список литературы
- Гусейнли Имади Али Вугар оглы, Контрактная система закупок как институт гражданского права / Правовая парадигма. 2018. Том 17 №3. Страницы 108-112
- Интернет ресурс https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html
- Интернет ресурс https://www.interfax.ru/interview/845063
- Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 28.07.2017 №1632-р // Председатель Правительства Рос. Федерации, 2017
- Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ред. от 01.07.2021 №277-ФЗ) // Российская газета. – 22.07.2011. – № 159
- Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфереюнсит закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 02.07.2021 №344-ФЗ, №351-ФЗ)// Собрание законодательства РФ. – 08.04.2013. – № 14. – Ст. 1652
- Холкина Наталья Александровна, Развитие цифровизации контрактной системы в сфере закупок / ФриБ. 2019. №2. Страницы 60-61.