Анализ внешнеторговых отношений между европейским союзом и российской федерацией

Анализ внешнеторговых отношений между европейским союзом и российской федерацией

Статья посвящена анализу торгово-экономических отношений Российской Федерации и Европейского Союза. На основе различных источников статистики охарактеризована сложившаяся ситуация сотрудничества Европейского Союза с Российской Федерацией. Выявлена и обобщена информация о динамике товарооборота и товарной структуре сотрудничающих стран. Определены перспективы дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества.

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 16 (18), июнь ‘21

Поделиться

Текущее состояние российско-европейских отношений переживает тяжелый политический и экономический период стагнации, который охарактеризован серьезными структурными вызовами со стороны комплексных отношений. Торгово-экономические отношения между Россией и Евросоюзом строятся на том, что Россия является одним из крупнейших поставщиков необходимых для Европы энергоресурсов и природных ресурсов для тяжело и обрабатывающей промышленности.

Кризис и аннексия Крыма способствовали тому, что отношения между ЕС и РФ испортились, так как по мнению европейцев Россия предприняла агрессию в Европе, что недопустимо в современной политической ситуации для цивилизованных стран мира. В связи с этим в отношении России были введены санкции, которые значительно сказались на национальной валюте, привели к необходимости пересмотра производственных цепочек, введение программы импортозамещения, необходимости открытия собственных производств, которые выгоднее было закупать в качестве готовой продукции из-за рубежа. Отношения в политическом и экономическом спектрах между Россией и Евросоюзом перешли на стадию заморозки, значительно сократился товарооборот, а одними из оставшихся сфер торгово-экономической деятельности остались крупные проекты с отдельными государствами, а также энергетический сектор экономики России и Евросоюза.

Оборот внешней торговли между Россией и странами Европейского союза в 2019 году составил $277,796 млрд, сократившись на 5,6% по сравнению с предыдущим годом [1, с. 30].

Согласно данным ведомства, экспорт российской продукции в ЕС за год снизился на 7,8% и составил $189,166 млрд, импорт товаров из ЕС в России сократился на 0,8% — до $88,63 млрд. В общем обороте внешней торговли России доля стран Европейского союза по итогам 2019 года снизилась до 41,7% с 42,8% годом ранее [1, с. 31].

Главными торговыми партнёрами России в Европе в 1 квартале 2020 года были Германия (7,6185% от всего внешнеторгового оборота России), Нидерланды (6,1953%), Беларусь (4,3207%), Италия (3,7541%), Великобритания (2,9547%), Польша (2,7679%), Франция (2,7012%), Финляндия (2,1755%), Бельгия (1,7796%), Украина (1,2829%).

Среди стран Европы наибольшую долю в экспорте России в 1 квартале 2020 года заняли Нидерланды (8,9775% от общего экспорта России), Германия (6,2691%), Великобритания (3,7732%), Беларусь (3,7505%), Италия (3,5118%), Польша (3,1536%), Финляндия (2,7816%), Бельгия (2,2843%), Франция (1,6921%), Латвия (1,3352%) [1, с. 33].

Среди стран Европы наибольшую долю в импорте России в 1 квартале 2020 года заняли Германия (9,8773% от общего импорта России), Беларусь (5,2750%), Франция (4,3903%), Италия (4,1595%), Польша (2,1222%), Украина (1,6490%), Великобритания (1,5845%), Нидерланды (1,5382%), Чехия (1,5135%), Испания (1,4048%) [1, с. 33].

Наиболее заметные изменения во внешней торговле России со странами Европы в 1 квартале 2020 года по сравнению с 1 кварталом 2019 года:

- Доля Нидерландов в общем экспорте России снизилась с 11,6753% в 1 квартале 2019 года до 8,9775% в 1 квартале 2020 года;

- Доля Германии в общем экспорте России снизилась с 8,4946% в 1 квартале 2019 года до 6,2691% в 1 квартале 2020 года.

В структуре экспорта России в Нидерланды в 1 квартале 2020 года (и в 1 квартале 2019 года) основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров:

- Минеральные продукты (коды ТН ВЭД 25-27) - 85,64% от всего объема экспорта России в Нидерланды (в 1 квартале 2019 года – 86,95%);

- Металлы и изделия из них (коды ТН ВЭД 72-83) - 10,02% от всего объема экспорта России в Нидерланды (в 1 квартале 2019 года – 9,47%) [3, с. 902].

Анализ объемов и структуры товарооборота и внешнеэкономической деятельности между странами позволяет отметить существующие проблемы и противоречия. Перспективы развития отношений и сущность проблематики в структуре товарооборота между ЕС и Россией стоит рассмотреть отдельно. При этом в качестве вывода стоит отметить, что все те позитивные экономические результаты, которые были присущи экономике России в период стремительного развития отношений с Евросоюзом – утеряны [2, c. 38].

При сохранении в основном прежней географической структуры внешнеторговых связей России с Евросоюзом, в 2019 г. (до пандемии) в них наблюдались позитивные тренды: повысились не только стоимостные параметры взаимного товарного обмена, но и доли в нём некоторых стран – членов сообщества на фоне продления и расширения санкций.

Тем не менее, санкционное давление на РФ со стороны Европейского союза не может не оказывать дестабилизирующее воздействие на перспективы традиционно взаимовыгодного торгового сотрудничества двух в недавнем прошлом надёжных партнёров. Соответственно, опираясь на позитивные итоги 2019 г. в плане прорыва во внешнеторговой деятельности России, можно констатировать, что подтверждена несостоятельность введённых против неё санкций, что, кстати, отмечено и в официальных документах специального представителя ООН.

Однако следует понимать, что закрепление положительных сдвигов во внешнеторговых связях России, развитие взаимного товарного оборота Европейского союза и Российской Федерации потребует немалых усилий заинтересованных сторон. На практике оно будет зависеть от многих факторов как экономического, так и внеэкономического характера, в том числе, от степени самостоятельности принимаемых ЕС решений и мер в отношении восстановления и развития различных контактов с РФ.

Современные приоритеты внешнеэкономической политики Евросоюза сформулированы в документе «Торговля, экономический рост и международные связи». В нём провозглашается, что торговая политика выступает ключевым компонентом стратегии экономического развития ЕС на период до 2025 г., направленной на повышение занятости и достижение устойчивого экономического роста [4, с. 17].

В связи с этим на экспертном уровне отмечается, что в ближайшей перспективе до 2025 г. в области внешнеэкономической политики Европейского союза особое внимание планируется уделить поддержке свободной торговли, стимулированию кооперации со странами-партнёрами в области внешнеторгового обмена и международного движения капитала (прежде всего, инвестиций).

В качестве вывода стоит отметить, что все те позитивные экономические результаты, которые были присущи экономике России в период стремительного развития отношений с Евросоюзом – утеряны. Перспективы для нормализации отношений находятся в сфере нового, качественного восприятия прагматичных экономических потребностей каждого из субъектов экономической деятельности.

Список литературы

  1. Доклад о мировых инвестициях, Инвестиции и цифровая экономика // (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под № Е.17.II.D.3), Отпечатано в Организации Объединенных Наций, Женева, 2019 г. - 60 с.
  2. Ивановский Б.Г. Стратегия безопасности национальной экономики: понятие, критерии, угрозы // Экономические и социальные проблемы России. 2018 г. № 1. - 33 с.
  3. Криворотов В.В., Калина А.В., Белик И.С. Пороговые значения индикативных показателей для диагностики экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе // Вестник УРФУ. Серия: экономика и управление. 2019 г. Том 18. № 6. - 902 с.
  4. Макарейко Н.В. Механизм правового обеспечения экономической безопасности // Юридическая наука и практика. Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018 г. № 1 (8).- 17 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary