Аутизм: причины, формы проявления

Аутизм: причины, формы проявления

Аутизм — это общее расстройство развития, которое характеризуется непереносимостью обычных человеческих эмоциональных нагрузок.  С каждым годом количество аутичных детей растет. Статья посвящена проблемам аутизма, обзору основных форм аутизма, причин.

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 30 (75), июль ‘22

Дата публицакии 20.07.2022

Поделиться

Аутизм, а точнее - расстройства аутистического спектра (РАС), – это группа психических расстройств, которые характеризуются нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации – процессе общения и передачи информации другим людям. При аутизме наблюдается ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение.

Исследование ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) в 2016 году показали, что на каждых 100 детей, один будет болен. Получается, что 1% страдает аутизмом.  И с каждым годом пациентов с подобным диагнозом растет.

Причины развития аутизма

Ученые не могут с точностью ответить на вопрос об основаниях проявлениях данного заболевания. Истинная причина неизвестна, к косвенным относят:

  • Генетический фактор
  • Наследственность
  • Сочетание вредных воздействий на организм матери во время беременности и родов
  • Заболевания: менингит, фенилкетонурия, энцефалит
  • Отравления ртутью/свинцом
  • Позднее отцовство или материнство (в возрасте после 40 лет).

Дети аутисты рождаются по разным причинам. Предсказать рождение малыша с таким отклонением в психическом развитии практически невозможно. Тем более, есть вероятность, что предрасположенность к этому заболеванию может и не реализоваться.

Формы проявления аутизма

  1. Раннее начало симптомов

В 90% случаев аутичные проявления очевидны между 1-м и 2-м годами жизни, поэтому раннее начало — это важный диагностический фактор. Последующее наблюдение показывает, что, у пациентов с признаками, появившимися в течение 36 месяцев, были характерные симптомы аутизма; при появлении симптомов в более позднем возрасте наблюдалась клиническая картина, близкая к ранней шизофрении. Исключением является синдром Аспергера (болезнь аутистического спектра), который часто диагностируется в позднейшем детском возрасте.

  1. Нарушение социальных отношений

Нарушения эмоционального контакта и социального взаимодействия считаются центральными признаками расстройства. В то время, как у детей с нормальным развитием с первых недель очевидна предрасположенность к формированию социальных отношений, у аутистов уже на ранних стадиях развития отмечаются отклонения от нормы во многих областях. Для них характерен слабый интерес или его отсутствие к социальному взаимодействию, что, прежде всего, проявляется в отношении родителей, а позже—нарушением социально-эмоциональной взаимности по отношению к сверстникам. Типично также нарушение зрительного контакта, непонятное использование имитаций и жестов в социальном взаимодействии, минимальная способность воспринимать невербальное поведение других.

  1. Расстройство развития речи

При аутизме часто наблюдаются определенные нарушения развития, особенно, ухудшение речи (она значительно задерживается или отсутствует). Более половины аутистов никогда не достигают уровня речи, достаточного для нормального общения, у других регистрируется опоздание ее формирования, с качественными нарушениями в ряде областей: бывает выразительной эхолалия, замена местоимений, нарушение интонации и речевой каденции. Аутичная речь искусственно спроектирована, наполнена бессмысленными, неестественно ясными, стереотипными фразами, непрактичными, часто совершенно непригодными для нормальной коммуникации.

  1. Интеллектуальный дефицит

Ментальное отставание — это наиболее распространенное сопутствующее расстройство, встречающееся примерно у 2/3 аутичных пациентов. Хотя в большинстве исследований указывается на интеллектуальную недостаточность в диапазоне от средней до тяжелой умственной отсталости (IQ 20–50), речь идет о широкой шкале уровней поражения. Она варьируется от глубокой умственной отсталости (при тяжелом аутизме) до среднего, иногда даже немного выше среднего показателя интеллекта (при синдроме Аспергера). У 5–10% аутичных детей в дошкольном возрасте возможно проявление «autismus savant», синдрома Саванта, характерного выдающимися способностями (например, музыкальными или художественными талантами, высокими математическими

способностями, необычной механической памятью), несовместимыми с общим уровнем поражения. Однако, только минимальный процент аутистов может использовать такие способности в повседневной жизни, большинство из них своими навыками пользуются совершенно нефункциональным способом.

Список литературы

  1. Никольская О. С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. М.: Теревинф, 2017, 134 с.
  2. Уиндер с. И др. На «ты» с аутизмом / Уиндер с. И др М.: Теревинф 2013, 510 с.
  3. Международная научно-практическая конференция «Аутизм. Выбор маршрута» /М. 2014, 29–30 с.
  4. Кревелен В. К. К проблеме аутизма Детский аутизм: Хрестоматия СПБ, 1997

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary