Аутизм. Способы визуальной поддержки с доказанной эффективностью.

Аутизм. Способы визуальной поддержки с доказанной эффективностью.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 32 (130), Август ‘23

Дата публикации 21.08.2023

Поделиться

В связи с нарушениями на уровне нейрофизиологии у детей с аутизмом сенсорная информация обрабатывается искаженно. Присутствует сенсорная дезинтеграция, мешающая процессу обучения. В статье представлены виды визуальной поддержки, используемые в работе с обучающимися с аутизмом для улучшения восприятия и понимания информации.  

Несмотря на то, что проявления аутизма у детей разные, есть общие черты, которые их объединяют. Специалисты учитывают данное обстоятельство в работе т.к. общие дефициты - это то, над чем необходимо работать в обязательном порядке, а сильные стороны - это то, на что можно опереться в процессе обучения и коррекции. Дети с аутизмом хуже всего воспринимают информацию на слух, т.е. устную, вербальную информацию. Лучше всего у таких детей работает визуальный канал восприятия информации. Поэтому специалисту необходимо устную инструкцию сопровождать письменным или картинным изображением.

Визуальная поддержка – это использование изображений для улучшения восприятия и понимания информации. Виды визуальной поддержки: надписи, жесты, схемы, маркеры, карты, расписания. Визуальная поддержка применяется специалистом, чтобы помочь ребенку в понимании объектов, событий, связей, формировании навыков, ориентировке во времени и пространстве, соблюдении правил.

Способы визуальной поддержки с доказанной эффективностью для детей с РАС. Ученые исследовали и доказали с помощью экспериментов эффективность в работе с детьми с РАС данных способов визуальной поддержки: социальные истории, визуальное расписание, доска «сейчас – потом», функциональная коммуникация.

Визуальное расписание – это наглядное отображение того, что произойдет в течение дня, либо во время какого-то одного занятия или события. Визуальное расписание не столько информирует о предстоящих событиях, сколько направляет к деятельности в определенной ее последовательности. Визуальное расписание четко направляет к деятельности. Ребенок четко понимает, чем он сейчас будет заниматься, а что будет после этого. Визуальное расписание включает разные виды деятельности: и любимые ребенком и нелюбимые.

На начальном этапе введения визуального расписания специалисты используют доску «Сейчас-потом». Ребенок знакомится с картинками, чтобы он понимал, что изображено. Начинают с двух картинок, постепенно количество карточек с действиями увеличивается, вводятся карточки «Выполнено», расписание становится длиннее. Обязательно необходимо после выполнения действия/задания/урока убирать карточку. Таким образом, ребенку наглядно видно, что расписание выполняется, приближается к завершению. В противном случае у ребенка создаётся впечатление, что действие не произошло, даже если оно уже выполнено. Ребенок будет думать, что действие будет происходить снова и снова, вследствие чего будет повышаться тревожность ребенка.

У детей с аутизмом существуют нарушения в социальном взаимодействии. Дети не понимают правила, не обучаются им спонтанно. Специалисты используют для обучения ребенка соблюдению правил, социальным навыкам социальные истории. Введение определенных правил, их соблюдение даёт возможность ребенку быть успешным. Социальная история доносит до ребенка информацию не только о том, чего нельзя делать, но и о том, что нужно делать в конкретной ситуации, как себя вести в столовой, как играть с детьми и т.д.

Функциональная коммуникация: экспрессивно-мимические средства (эмоциональные реакции), предметно-действенные средства (физиознаки, предметы в качестве знаков и просьб), кинезнаки (имитация начала действия), жесты (социально закрепленные системы двигательных знаков), вокознаки и интонирование (неречевые звуки и голосовые реакции), графические символы, пиктограммы (наиболее широко распространенная система - PECS), технические средства общения (устройства, позволяющие озвучить просьбы), речь, замыкает список, т.к. является универсальным средством общения (может использоваться в сочетании с любыми другими средствами общения).

Если ребенок не может донести до окружающих информацию о своих желаниях и потребностях, это будет проявляться в нежелательном поведении. Чем быстрее специалист даст ребенку возможность высказаться, чем быстрее ребенок поймет, с помощью каких средств он может выражать свои потребности, тем меньше будет нежелательного поведения. Тем быстрее специалист сможет найти контакт с ребенком, тем легче будет обучать его. Если ребенок с РАС не говорит, занимается тем, что сидит и всё время занимается однообразной деятельностью, значит у него нет коммуникации, узкий круг интересов и высокая вероятность нежелательного поведения. Чем больше ребенок коммуницирует, чем больше у него круг интересов, тем меньше наблюдается нежелательного поведения, аутостимуляций и т.д. Существует система альтернативной коммуникации PECS, которую должен вводить сертифицированный специалист. Есть функциональная коммуникация с использованием картинок, которую может ввести и использовать в работе с ребенком педагог или специалист коррекционной области. Специалист самостоятельно обучает ребенка соотнесению предмета и его изображения, деятельности и изображения, вводя таким образом визуальное расписание. Для того, чтобы попросить побегать, ребенок наклеивает на полоску карточки «Я хочу» и «Бегать» и отдаёт взрослому. Взрослый совместно с ребенком проговаривает «Я хочу бегать». За неговорящего ребенка проговаривает взрослый. Если ребенок хоть что-то старается говорить, взрослый стимулирует и поощряет его, поэтому карточки хорошо используются для запуска речи. Все карточки с надписями. Существуют электронные коммуникаторы. Они могут быть на планшетах, смартфонах, телефонах. На планшет или компьютер устанавливают бесплатную программу, и в ней ребенок может набирать предложения, передавая, таким образом, информацию взрослому.

Список литературы

  1. К. Марлен, Г. Питер Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности - Издательство: Рама Паблишинг, 2021
  2. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991.
  3. Кошелюк Н.А. Аутизм. Визуальная поддержка в работе с ребенком с РАС. kalashnikova-ep.edu-sites.ru›download/40694
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary