Рост и развитие цифровых или электронных проектов в настоящее время является фундаментальной тенденцией в развитии всех секторов экономики [1]. Такие инновационные направления, как цифровая экономика, Интернет вещей и информационное общество, вносят важный вклад в развитие стран, зависящих от конкурентоспособности их национальной экономики. Нет никаких сомнений в том, что цифровая экономика выступает как фактор, который определяет будущие горизонты развития как производственной, так и непроизводственной сфер.
Как следствие технологических инноваций и развития простой информационной экономики возникла идея цифровой экономики [2]. Цифровая экономика - это экономическая, социальная и культурная сфера, в центре внимания которой находится использование электронных коммуникационных и информационных технологий [4]. Цифровая экономика также в современной цивилизации играет особую роль в повышении уровня жизни людей [5].
В последнее время цифровая экономика появляется как новое ключевое слово [3], которое является направлением прорыва [1], а также основным фактором, определяющим глобальный экономический рост и развитие [2]. Цифровая экономика позволяет компаниям создавать ценность для бизнеса, используя Интернет для расширения своего охвата. Целью применения информационно-коммуникационных проектов стала интенсификация развития науки в целом, однако объем знаний в рамках цифровой экономики для каждой сферы используется различный.
Поскольку цифровые технологии являются основой для многочисленных структур знаний и систем для эффективной коммуникации [6], креативная и маркетинговая индустрия также растет и развивается в соответствии с цифровыми возможностями.
Преимущества и возможности цифровой экономики не вызывают сомнений. Но, с другой стороны, риски и проблемы использования цифровой экономики, которые угрожают развитию новой модели экономического сектора, также неизбежны. В этом контексте цифровая грамотность потребителя очень важна [3].
За последние несколько лет на международном уровне проводились и развивались исследования, связанные с цифровой экономикой в области информатики, менеджмента и промышленности. Особое внимание традиционно уделяется появлению новых цифровых проектов, их прикладное значение и влияние на микро- и макроэкономическое развитие.
Технологические возможности относятся к способности фирмы разрабатывать новые продукты и услуги, согласовывая свою стратегию с инновационными процессами. Такие возможности включают знания и навыки в приобретении, использовании, освоении, адаптации, улучшении и создании новых проектов. Эти возможности позволили разработать новые продукты и технологии, улучшить производственные процессы и навыки контроля качества, а также прогнозировать технологические изменения в отрасли.
Точно так же цифровые возможности в качестве системы предоставляются посредством другого взаимодействия между поставщиком и пользователем, которое создает ценность, также определяемую как цифровой результат или услуга. Исследователи определяют это как внутреннюю способность предоставлять информацию о клиентах в нужный момент. Есть мнение, что цифровые возможности – это цифровые системы, которые генерируют новые результаты и структуры без нескоординированного участия сторонних авторов и без преднамеренного планирования создателем системы. Несколько продуктов или подсистем можно разрабатывать и контролировать с помощью одних и тех же цифровых инструментов [6].
Технологические возможности позволили организациям создавать возможности для поддержки своих конкурентных преимуществ. В связи с этим понимание динамики, влияющей на внедрение цифровых технологий, становится критически важным для их успеха. Исследователи изучают конкретные аспекты цифровизации, влияющие на внедрение технологий в организациях, анализируют влияние динамических возможностей на цифровую революцию в деятельности компаний. Есть также мнение, что цифровая революция снижает затраты на посредничество и более эффективно внедряет технологии.
Проведенные отдельными авторами эмпирические исследования оставили неоднозначным отношение между цифровыми возможностями и эффективностью фирмы. Специалисты подчеркивают роль бизнес-аналитики и аналитики (BI&A) и ее положительную связь с эффективностью фирмы с точки зрения динамических возможностей. Однако другие авторы предлагают компаниям изменить свои возможности для удовлетворения новых потребностей рынка, приняв цифровую трансформацию в качестве своей основной организационной стратегии. Эта среда также может быть представлена возможностями ИТ-сферы, искусственного интеллекта и машинного обучения, использования виртуальной реальности, видеоконференций и Интернета, которые действуют как перенастройка возможностей и ресурсов внутри организации [6].
Учитывая реконфигурирующую роль цифровых возможностей в других возможностях, мы предположили, что цифровые возможности как возможности третьего порядка не влияют положительно на производительность фирмы; вместо этого эти отношения могут быть вредными [6].
К настоящему времени есть свидетельства того, что цифровые динамические возможности, которые дополняют другие возможности, имеют положительную связь с производительностью фирмы. Так, отдельные авторы изучали роль динамических способностей как посредников в отношениях между влиянием семьи и инновационной цифровой бизнес-моделью (ИМТ), а также сдерживающую роль динамизма окружающей среды. Точно так же другая группа исследователей исследовали влияние цифровой ориентации и возможностей на цифровые инновации и их опосредующее влияние на связь между производительностью фирмы, цифровым направлением и цифровыми возможностями. Однако настоящее исследование включает новые переменные, такие как управление и цифровые возможности. Кроме того, в ответ на «новую норму» появилось взаимодействие ИРЧП (управляющей переменной) с цифровыми возможностями, технологическими возможностями и производительностью фирмы.
Основы обеспечения успешного процесса внедрения зависят от того, как организации могут определить необходимость внедрения таких технологических инноваций. Следовательно, необходимо внедрить цифровые инструменты для повышения эффективности организационных функций и процессов. Цифровые возможности позволяют нам использовать большой объем информации из окружающей среды и более эффективно внедрять технологии в соответствии с ценностным предложением организации [3].
В этой «новой нормальности» исследователи сформулировали признаки влияния цифровых возможностей в трех сферах бизнеса в новой нормальности: трудовые и социальные отношения, маркетинговые возможности и технологические возможности. Исходя из вышеизложенного, цифровые технологии объединяют технологические возможности для достижения целей организации.
В последние годы цифровые инструменты позволили компаниям постоянно собирать значительные объемы информации о потребителях. В этом смысле развитие цифровых возможностей приобретает актуальность в организациях, позволяя использовать информацию для снижения структуры затрат и перепроектирования их процессов. Следовательно, технологические возможности активизируются цифровыми, повышая качество предоставляемых продуктов и услуг и, следовательно, повышая производительность фирмы.
Существует мнение, что развивающиеся страны имеют низкий ИЧР. Первоначальная предпосылка этого индекса заключалась в том, что национальное развитие должно включать как ожидаемую продолжительность жизни, так и грамотность. Страны с формирующейся рыночной экономикой с низким уровнем ИЧР демонстрируют высокий уровень творчества, и в странах с формирующейся экономикой растет экономика сотрудничества. Развитие экономики сотрудничества в странах с развивающейся экономикой требует меньшей сложности в разработке этих инструментов, чем в странах с развитой экономикой. ИЧР представляет собой уровень инфраструктуры общественного здравоохранения, неравенства и бедности.
Во время пандемии термин «гиг-экономика» стал популярным из-за роста цифровых платформ и приложений. В этом смысле быстрое распространение цифровых технологий породило новые виды экономической деятельности. Кроме того, коммуникационные технологии, цифровые платформы и приложения позволили людям с компьютером, мобильным телефоном и подключением к Интернету выполнять работу из любой точки мира. Таким образом, интенсификация гиг-экономики в развивающихся странах с низким ИЧР создает новые возможности для трудоустройства.
Важным аспектом «гиг-экономики» является то, что она предлагает нетрадиционные формы работы, потому что нет отношений между работодателем и работником, что обеспечивает большую гибкость, поскольку работники сами определяют часы и дни своей работы.
Быстрый рост «гиг-экономики» в странах с развивающейся экономикой (низкий ИЧР) обусловлен тем, что в этих странах больше неформальных работников, а также более широкое использование временной работы предприятиями, управляемыми мобильными приложениями. В этом смысле цифровые возможности компаний увеличиваются, снижая издержки бизнеса и повышая производительность фирмы. Соответственно, в странах с низким ИЧР влияние цифровых навыков на технологические возможности более существенно, чем в странах с высоким ИЧР.
Таким образом, можно заключить, что технологические возможности служат посредниками между цифровыми возможностями и эффективностью фирмы. Кроме того, в странах с низким уровнем ИЧР влияние цифровых возможностей на технологический потенциал более существенно, чем в странах с высоким уровнем ИЧР. В этом смысле цифровая инфраструктура, такая как цифровой маркетинг, позволила компаниям выжить в этой «новой нормальности». Более того, в странах с развивающейся экономикой с низким ИЧР во время вспышки пандемии активизировалось использование цифровых платформ и приложений (гиг-экономика), что позволило компаниям повысить свою эффективность.
Список литературы
- Дащенко Ю.Ю. Цифровая экономика как экономика будущего // Тенденции развития науки и образования. 2018. № 35-1. С. 18-19.
- Кокурхаева Р. М.-Б., Газдиева Е.Х. Цифровая экономика – экономика будущего // Журнал прикладных исследований. 2022. №4.
- Камнева В.В. Цифровая экономика, цифровизация и цифровая трансформация // Скиф. 2020. №2 (42).
- Мякишев А.А. Цифровая экономика - единственная экономика современности // Цифровая трансформация образования: электрон. сб. тезисов докладов 1-й науч.-практ. конф. 2018. С. 468-472.
- Филиппова, И.А. Развитие цифровой экономики в России [Электронный ресурс] / И.А. Филиппова, Д.Д. Незванов // Вестник УлГТУ. - 2018. - №3
- R. El-Haddadeh Digital innovation dynamics influence on organisational adoption: The case of cloud computing services Information Systems Frontiers, 22 (4) (2020), pp. 985-999